Глава ✓255
Начало
Продолжение
Больше ста лет стои́т на стрелке Васильевского острова дом.
Когда-то по этим наборным паркетам из лакового дерева бегали девять ребятишек губернатора Москвы, первого коменданта Санкт-Петербурга в 1716 - 17 годах. В те годы, за пререкания с Сенатом он лишился многих домов и земель. Отошёл в казну и просторный величественный особняк, а в 1730-м, по повелению государыни-императрицн Анна Иоанновны, въехали в него господа из Таможенной стражи. Уж больно удобно стоял дом - рядом торговый порт, далеко служилым людям бегать не придётся.
Вот в этом самом доме и получил Михаил Васильевич Ларин своё первое присутственное место. Высокие потоки с лепниной, множество окон, просторные комнаты - всё это было хорошо для жизни семейной, но совершенно не подходило для места присутственного.
"В комнатах с грязным полом и покрытыми паутиной стенами около столов изломанных, изрезанных и замаранных чернилами сидели неопрятно одетые, а инде в рубищах чиновники и писаря на изломанных же, веревками связанных стульях и скамейках, где вместо подушек употреблялись журнальные книги. <…>
Под столом и везде на полу валялись кипы бумаг в пыли и беспорядке, а между ними дрова с водой..."©👇
Для архива, столь необходимого страже таможенной, вообще место было отведено в помещении подвальном. Сколько раз наводнения губили бумажные завалы там хранящиеся и не передать словами. Крысы с мышами тоже вносили свою лепту. Но больше всего старый архивариус боялся пожаров ибо если загорится здесь, то быть беде. Заполыхает старый деревянный особняк смотрящий на три стороны́ стрелки Васильевского острова - не потушить.
Одно радовало Мишку Ларина - редко ему удавалось посидеть в своём кабинете, разве что только к вечеру добирался он до скрипучего стула и щелястого стола, написать отчёт о работе, проделанной за день. Много грузов проходят через торговый порт Петербургский немало товаров ввозится, ещё более - вывозится, есть грузы транзитные - с них особый спрос и маркировка другая. Многое понимает в своей службе Михаил Васильевич, одно ему невдомёк: от чего начальство выводов не делает о характере тех грузов? Вот его Машенька сразу смекнула что к чему.
- За импорт взимаются налоги, пошлины и сборы, за экспорт - только таможенная пошлина, а транзитные никакими сборами не облагаются, да ещё и нуждаются в таможенном контроле или особо ценный - контролёре. При условии предоставления возвратного залога ни пошлины, ни акцизы, ни налоги не уплачиваются. Так ли, Мишенька я запомнила?
- Так, ангел мой!
- Если товар в пути утрачен или повреждён страна-транзитер уплачивает сраховую стоимость, верно?
- Верно, душа моя, - Михаил Васильевич уже вовсю веселился.
- Так это же дно золотое для махинации и обмана!
- И для взяток, сердце моё ненаглядное. Уж сколько раз мне мзду предлагали - и не перечесть! Иванченко, вон, уже и сельцо себе купил с полусотней душ, а мы с тобой всё в съемном доме обитаем, всего с парочкой подаренных служанок. Не хотелось бы тебе помещицей стать?
- А то мне забот мало? В сельском хозяйстве от меня толку не станется: удои, покосы, сев, жатва и молотьба - всё мимо. Вот в тканях я разбираться научилась, в кружевах толк знаю, теперь вот и в перлах, благодаря Татьяне, научилась разбираться, а другого мне и не надобно.
- А дети как же? Неужто не хочешь им земельку оставить?
- Одному или одной, как Бог даст, ферма в Англии уже имеется. Сподобимчя, так и на сельцо или деревушку скопим - купим. Но не ценой твоей картеры и должности, милый мой. Аль ты не думаешь, что за тобой наблюдают попристальней, чем за иными: из служаки простого в личные дворяне, а потом и потомственного получить за четыре года всего - не крутенько ли? Иы мне одно скажи, а что везут транзитом?
- А много везут: ковры, шёлк, изделия ювелирные и специи из Бухары и Ирана, из Афганистана опий, серебро слитками и камни драгоценные - вот с ними проще - их сопровождает инспектор таможенный, из Китая везут чай, мебель, шелка и фарфор - это всё в Европу. А ещё отчего-то масло топлёное коровье - ну просто ящиками здоровеными.
- Ой, дурят вашего брата! Неужто не знаешь, как хрусталь да дорогой фарфор так перевозят? Заливай им дорогую хрупкую посуду - и хоть кидай потом те ящики - ничего им не слелается, ни трещинки не появится!
Михаил с досады аж крякнул. А ведь и правда - никому и в голову не пришло те ящики проверять. Да теперь вот наученный, и проверить пару партий, следующих в италийские города и в Бельгию не грех, да и княжества германские отчего-то много таких ящиков отправляют транзитом через Россию в Ширванское княжество, в Иранское ханство, в Бухару и Персию. Вот и посмотрим, что бюргеры в то масло прячут.
Проверил, как же!
Какую дивную посуду обнаружил, сервизы нежнейшие, золотом расписанные, серебро, тончайшее стекло и хрусталь и что было дальше в
Продолжение следует ...
Перевод надёжнее донатов через Дзен, карта Сбера 2202 2069 0751 7861
Источник: А.А. Закреаский об устройстве Инспекторского департамента Военного министерства