Найти в Дзене

Дровами топится, по расписанию ходит: как живет единственная в России городская узкоколейка

В Кировской области спрятался уникальный транспортный реликт — Каринская узкоколейная железная дорога. Это единственная в России узкоколейка, выполняющая функцию городского транспорта. Я узнал о ней, когда был в Кирове, и в последний день своей поездки отправился навстречу приключениям. Её история началась в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны. Дорогу построили для жизненно важной цели — доставки торфа на Кирово-Чепецкую ТЭЦ. Уже в июле через Чепцу перекинули мост, а в декабре первый состав с топливом отправился к станции. Остановочный пункт на территории г. Кирова-Чепецка носит название "разъезд Боёво". А почему транспорт всё-таки городской? А дело всё в том, что поселок Каринторф (конечная остановка) с начала 1990-х административно считается одним из районов Кирово-Чепецка. Так что по факту - это железная дорога, проложенная между районами города. Примерно полвека назад о.п. Боёво выглядел так: В послевоенные годы дорога переживала расцвет: её сеть разрослась до сотен ки

В Кировской области спрятался уникальный транспортный реликт — Каринская узкоколейная железная дорога. Это единственная в России узкоколейка, выполняющая функцию городского транспорта. Я узнал о ней, когда был в Кирове, и в последний день своей поездки отправился навстречу приключениям.

Её история началась в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны. Дорогу построили для жизненно важной цели — доставки торфа на Кирово-Чепецкую ТЭЦ. Уже в июле через Чепцу перекинули мост, а в декабре первый состав с топливом отправился к станции.

Остановочный пункт на территории г. Кирова-Чепецка носит название "разъезд Боёво".

Боёво
Боёво

А почему транспорт всё-таки городской? А дело всё в том, что поселок Каринторф (конечная остановка) с начала 1990-х административно считается одним из районов Кирово-Чепецка. Так что по факту - это железная дорога, проложенная между районами города.

Примерно полвека назад о.п. Боёво выглядел так:

Боёво 1970-е или 1980-е. Источник ретрофото: https://pastvu.com/p/1930781
Боёво 1970-е или 1980-е. Источник ретрофото: https://pastvu.com/p/1930781
В послевоенные годы дорога переживала расцвет: её сеть разрослась до сотен километров, появились новые посёлки и даже мост. Но к концу XX века эра торфа закончилась. ТЭЦ перешла на газ, линии стали разбирать, и к 2012 году дорога, казалось, доживала последние дни. От некогда огромной сети остался лишь короткий участок для пассажиров.

Состав состоит всего из двух вагонов и курсирует несколько раз в день.

-3

Его тянет тепловоз ТУ-7 — настоящий ветеран, данная модель выпускается с 1971 года и до сих пор в строю.

-4
К счастью, история на этом не закончилась. Благодаря тому, что узкоколейка оставалась единственным надёжным транспортом для жителей Каринторфа, пассажирское движение удалось сохранить. А в 2019 году у дороги началась новая, музейная эра. Новым владельцем стала некоммерческая организация «Музей железной дороги».

Внутри вагонов — несколько рядов деревянных скамеек. И самое удивительное — вагоны до сих пор отапливаются дровами! Я-то впервые такое вижу.

Важная информация: с прошлого года стоимость проезда для неместных — 500 рублей. Но если выйти за рамки роли туриста и сойти за своего, можно заплатить всего 40. Но контролёр бдителен - почти всех помнит в лицо.

-6

Дорога проходит по живописным местам и даже по мосту через реку Чепцу. Постоянной автомобильной дороги до Каринторфа нет, и эта железная дорога — единственная связь с внешним миром.

Мост через Чепцу, 1940-е
Мост через Чепцу, 1940-е

Октябрь 2025
Октябрь 2025

Конечная остановка — Техническая. Когда-то путь шёл дальше, но в 2010-е годы ветку разобрали. С остановки все идут в посёлок Каринторф (о нём мы расскажем в другой статье).

Каринторф - по правую руку
Каринторф - по правую руку

Рядом со станцией — тепловоз ТУ4 на вечной, похоже, стоянке.

-10

Сам музей был закрыт (сезон окончен), но кое-какие экспонаты удалось разглядеть за забором.

-11

Среди них — отреставрированные вагоны. А вот тот вагон, что в левой части снимка с деревянными бортами, — единственный в мире открытый панорамный вагон со стеклянным полом! По крайней мере, так утверждают создатели музея на своей страничке vk.

Дрезина, стой!

-13

Погуляв около полутора часов по Каринторфу, я отправился обратно. Дорога от остановки Технической до Боёво занимает всего 20 минут. Утром на работу в Киров-Чепецк, вечером с работы. В основном уже немолодые люди. С их же слов, в канун Нового года состав наряжают.

Какие у неё перспективы? Пока посёлок жив, узкоколейка будет существовать. Добраться сюда другим способом довольно проблематично. Постоянного автомобильного моста через Чепцу нет — только понтонный летом и зимник по льду реки зимой. Такие дела.

Депрешн
Депрешн

Из Боёво поезда отправляются в 07:20, 08:35, 11:40, 14:00, 17:40, 19:30

С Технической стартуют в 06:40, 08:00, 11:00, 13:30, 16:40, 19:00

Если понравилось — ставьте лайк, да и подписаться не забывайте.

Из свежего читайте про: