Наверное, одно из наиболее трудных препятствий, стоящих на пути осознания и изучения психической энергии и энергии мысли, состоит в том, что эта область столь же неотъемлема от жизни и природы, как Энергия Солнца. Зримо и незримо, в физическом, тонком и Высшем аспектах Бытия нет жизни вне Солнечной Энергии, питающей жизнь и мысль. Также и энергия психическая: она не только вездесуща как "энергия", но и как "сознание", в разных степенях проявления и развитости.
Человек ощущает прилив энергии, находясь среди природы. При этом мало кто из "цивилизованных" людей понимает, насколько эта прекрасная природа, их окружающая, преисполнена многими формами сознания. Не имея в виду "миры тонкие", говорим лишь о том, что не только "жизнь", но и "сознание" является реальностью вездесущей, неотделимой от энергии, или материи.
Люди, особенно занимающиеся садоводством, рассказывают случаи проявления сознания в растениях, вроде того, что после продажи дачи, дерево навсегда перестало плодоносить, или, как в примере, приведённом в Учении, цветок распускается "внеурочно", чтобы "сделать приятное" человеку. Такие явления нередки. Люди получают "помощь" от растений в том числе в виде прилива энергии и оздоровления.
При этом наука ещё не явила обобщение, состоящее в том, что все проявления энергообмена между человеком и природой – это явление законов психической энергии, и закона вездесущести сознания, что и даёт возможность объяснения многих "необычных" явлений там, где, по мнению науки, сознания быть не может. Одна из важнейших Основ Учения – неотъемлемость сознания от жизни, или сознания от энергии и материи.
Нет ни единой формы, которая не содержала бы в себе принцип сознания, в той или иной степени проявленности. Но, конечно, огромна разница между сознанием в камне и сознанием в животном. (Об эволюции сознания путём длительного "пути" монады, в её прохождении последовательно через все царства природы, наша статья: "Е.П. Блаватская о "человеческой монаде" и "минеральной монаде"").
Одна из главных истин, которую даёт человечеству Учение Иерархии Света, состоит в том, что сознание такой же "вездесущий" принцип, как и энергия. Сознание в камне едва проявлено; это сознание проявлено как сила сцепления в атомах и молекулах. Растение уже даёт зачатки индивидуализации, проявляющиеся в "симпатиях", в привязанности к определённому лицу.
"…Поистине, животные имеют развитое сознание. Оно выражается не только в приручении зверей, но именно в жизни вольной. Также не будет нелепо говорить о сознании растений. Мы уже знаем о нервах растений, но, больше того, можно различать не только отзывчивость на свет, но и привязанность к определённому человеку. С одной стороны, будет человеческая психическая энергия, но с другой, также будет тяготение к определённому лицу. Можно заметить, как растение, чтобы сделать приятное любимому человеку, даже цветёт в неурочное время. Много подробностей можно привести из непосредственных наблюдений.
Но Наше желание напомнить, что сознание живёт гораздо глубже, нежели полагают" ("Аум", 176).
Не только науке предстоит сделать "рывок", утвердившись на таких обобщающих истинах, как всеобщность "принципа" сознания, и разные степени сознательности (в человечестве степени сознания бесконечно разнятся), но и во всеобщем мировоззрении произойдёт колоссальное продвижение: осознание того, что вокруг "не декорации", безжизненные и бесчувственные, но пульсирующая Единая Жизнь, проявляющая себя не только в биении сердца человека, но в каждой форме природы; что "органическая" и "неорганическая" материя – это Единая Материя, исполненная жизни и сознания.
Насколько разумнее и бережнее станет человечество, "включившее" истину о вездесущести жизни и сознания в своё мироощущение! Могут сказать, что не обязательно говорить об этом людям чутким, ощущающим утончённую жизнь природы, умеющим слушать и чувствовать. Но процесс развития человечества основан именно на осознании этих "тонких" истин, на их осмыслении. В Новом Веке во всём необходима надёжная опора знания, будь то "показания" чувств или результаты духовных озарений.
Так, вездесуща и энергия мысли, качество которой так ощутимо в аурах людей, в наслоениях в пространстве (многие ищут "безлюдности" природных троп ради того, чтобы "вне" этих наслоений лучше ощутить Природу, энергии великих мест, насыщенных силою сокровенных магнитов, или почувствовать Мысль Пространственную). При всём этом, насколько стремительнее начнёт очищаться жизнь, когда многие люди осознают ответственность за качество своего "следа", оставляемого ими на всём, на склонах гор, по которым поднимаются, в кабинетах, где трудятся, на улицах городов, где "чад" ощутим не столько от промышленных отходов, сколько от мыслей множества людей.
Исследование взаимодействия психической энергии, проявленной в природе, и мысленной энергией человека – доступны каждому человеку. Но они требуют самоотверженности, поскольку мало что из таких опытов можно "предъявить" как научные данные при настоящих условиях. Однако именно непосредственное, живое отношение к жизни и мысли сделает наш Мир более творческим и созидательным.
И грубость уступит место Красоте, когда многие люди ощутят наполненность Пространства и "реагирование" природы и пространства на их мысли и устремления.
"…Явление закона покоится на мысли. Премудрость мысли есть щит и охрана от хаоса. Именно мысль властвует над яростью хаоса.
Поистине, закон Космоса незыблем, но просветлён мыслью и потому целесообразен. Понимание соизмеримости лишь научит понимать закон основной.
Так всегда будем помнить мысль творящую – Аум!" ("Аум" 95).
Автор статьи Гореликова М.В.