Найти в Дзене
Extreme Sound

Как Saxon, пытаясь покорить Америку, написали свой главный гимн

В начале 80-х Saxon были на вершине мира. Вместе с Iron Maiden и Def Leppard они были лидерами "Новой волны британского хэви-метала" (NWOBHM). Их музыка была квинтэссенцией жанра: грубая, быстрая, честная, с "уличным" звуком и гимнами рабочего класса. Их альбомы Wheels of Steel и Strong Arm of the Law стали классикой, а на концертах царил полный угар. Но к 1984 году ветер начал меняться. Движение NWOBHM угасало. Чтобы выжить и выйти на новый уровень, нужно было меняться. И Saxon, как и многие их коллеги, обратили свой взор на главный музыкальный рынок мира — Америку, где в то время царил более мелодичный и глянцевый хард-рок. Их шестой альбом, Crusader, должен был стать пропуском в высшую лигу. Он стал более мелодичным, более разнообразным и... более спорным. Он расколол фанатскую базу на два непримиримых лагеря. Но все — и критики, и поклонники — сошлись в одном: заглавный трек, "Crusader", стал одним из величайших гимнов в истории Saxon и всего хэви-метала. Для многих старых фанат
Оглавление

В начале 80-х Saxon были на вершине мира. Вместе с Iron Maiden и Def Leppard они были лидерами "Новой волны британского хэви-метала" (NWOBHM). Их музыка была квинтэссенцией жанра: грубая, быстрая, честная, с "уличным" звуком и гимнами рабочего класса. Их альбомы Wheels of Steel и Strong Arm of the Law стали классикой, а на концертах царил полный угар.

Но к 1984 году ветер начал меняться. Движение NWOBHM угасало. Чтобы выжить и выйти на новый уровень, нужно было меняться. И Saxon, как и многие их коллеги, обратили свой взор на главный музыкальный рынок мира — Америку, где в то время царил более мелодичный и глянцевый хард-рок.

-2

Их шестой альбом, Crusader, должен был стать пропуском в высшую лигу. Он стал более мелодичным, более разнообразным и... более спорным. Он расколол фанатскую базу на два непримиримых лагеря. Но все — и критики, и поклонники — сошлись в одном: заглавный трек, "Crusader", стал одним из величайших гимнов в истории Saxon и всего хэви-метала.

Глава 1: Раскол в рядах. Коммерция против "трушности"

Для многих старых фанатов, привыкших к бескомпромиссному звуку группы, альбом Crusader стал настоящим шоком. На нем была баллада! Звук стал более отполированным, появились цепляющие, почти попсовые припевы, явно нацеленные на американское радио. Одни восхваляли группу за творческий рост, развитие и появление эпического размаха. Другие — яростно обвиняли в предательстве идеалов, в том, что "их" группа променяла честный угарный метал на коммерческую жвачку.

-3

Saxon оказались под перекрестным огнем. Но они были не одни. Judas Priest и Iron Maiden в то же время экспериментировали с гитарными синтезаторами. Mötley Crüe променяли песни о Сатане на песни о девушках и стали мировыми суперзвездами. Twisted Sister открыли для себя MTV и стали более юмористическими. Saxon не зашли так далеко, но для преданных фанатов даже небольшой шаг в сторону был уже предательством.

-4

Иронично, но для американского рынка они оказались недостаточно коммерческими. Они все еще были слишком "английскими", слишком steeped in metal (глубоко погруженными в метал), чтобы пробить стеклянный потолок в США.

Глава 2: "Плывем в Америку" и неверное толкование

Подозрения фанатов в "продажности" подкрепляла песня с того же альбома под названием "Sailing To America" ("Плывем в Америку"). Для многих это стало прямым доказательством: Saxon продались! Они поют о своей мечте покорить Штаты!

Бифф Байфорд
Бифф Байфорд

«Вы хотите знать, о чем на самом деле эта песня? — смеется вокалист Бифф Байфорд. — О "отцах-пилигримах", которые пересекли Атлантику в поисках нового дома. Может, мне стоило назвать ее "Отцы-пилигримы", чтобы было понятнее? К тому же, мы к тому моменту уже кучу раз были в Америке, с какой стати нам петь о том, как мы мечтаем туда попасть?»

Но люди видят то, что хотят видеть. И пока одни спорили о "предательстве", все, и старые, и новые фанаты, объединились вокруг заглавного трека. Он стал тем мостом, который примирил всех.

Бифф Байфорд
Бифф Байфорд

Глава 3: Гимн глазами мальчика. О чем на самом деле "Crusader"

Вопреки ожиданиям, "Crusader" — это не брутальный боевик о битвах. Это эпическая, величественная, почти меланхоличная баллада, рассказанная с очень неожиданной и трогательной точки зрения.

«Это песня, написанная от лица маленького мальчика, который стоит и смотрит, как рыцари и солдаты уходят в крестовый поход, — объяснял Бифф Байфорд. — Он видит, как уходят его отец или дяди, и он отчаянно хочет пойти с ними, но не может, потому что слишком мал. Вот в чем идея».

Это песня-мечта, полная детского, романтизированного восхищения героями и горькой тоски от невозможности присоединиться к ним. Это классическая приключенческая история в духе старых рыцарских романов.

Crusader, crusader, please take me with you (Крестоносец, крестоносец, пожалуйста, возьми меня с собой)
The battle lies far to the east (Битва лежит далеко на востоке)
I want to ride out on your quest (Я хочу отправиться в твой поход)

«Мы изучали это в школе, — говорит Бифф, — читали о крестовых походах, о Ричарде Львиное Сердце... Вся история Англии вращается вокруг сражений. И когда ты мальчик, все эти войны и викинги кажутся чем-то героическим, как в скаутах. В реальности, конечно, это была абсолютная жестокость, и гибли миллионы. Но песня именно об этом, о прославленном, "киношном" образе войны, а не о реальности. Она не делает никаких заявлений — она не за кого-то и не против кого-то».

Стив Доусон
Стив Доусон

Басист Стив Доусон добавляет еще одну забавную деталь: «В Англии есть газета Daily Express, и на ее логотипе изображен крестоносец. А еще Ford выпускал машину Cortina Crusader. Нам просто понравилось само слово. Мы написали текст, чтобы он подходил к названию, вот и все».

Глава 4: Звуки битвы и "Spinal Tap" на сцене

Чтобы создать нужную атмосферу, песне предшествует двухминутное интро "The Crusader Prelude". В нем слышны звуки боевых рогов, ржание лошадей, крики воинов и звон мечей. Слушатель мгновенно погружается в атмосферу Средневековья. А затем все звуки стихают, и остается лишь вой ветра над пустым полем битвы. Вдалеке слышен одинокий голос мальчика (Биффа), зовущего: "Крестоносец! Крестоносец!". Мурашки по коже.

Сама песня начинается с тихой, переливчатой гитарной мелодии, которая перерастает в медленный, величественный, маршевый ритм. Глубокий голос кричит: "Кто осмелится бросить вызов сарацину?!". Да, немного наивно. Но чертовски круто!

-8

Мировое турне в поддержку альбома было самым масштабным в их истории. Сцена была оформлена в виде средневекового замка с бойницами и башнями. Музыканты носили костюмы, стилизованные под рыцарские доспехи. А пол сцены был покрыт линолеумом с рисунком "под камень".

«Пол выглядел отлично, — вспоминает Бифф, — но когда на сцену пускали сухой лед, он становился невероятно скользким, как каток. Мы все постоянно падали. Это были настоящие моменты в духе фильма "Это Spinal Tap"».

Этот "каменный" пол продержался всего три концерта, после чего от него отказались.

-9

Эпилог: Самый продаваемый альбом и путь в будущее

Несмотря на всю критику и споры, у этой истории есть очень ироничный финал.

«Я думаю, люди слишком сильно нас любили, — говорит сегодня Бифф Байфорд. — Они чувствовали себя ближе к Saxon, чем к большинству других групп. Поэтому, когда мы принимали, как им казалось, неверные решения, они критиковали нас сильнее, чем кого-либо. Но, несмотря ни на что, Crusader — наш самый продаваемый альбом за всю карьеру. Он обошел по продажам и Wheels of Steel, и Strong Arm of the Law... все их!»

А заглавный трек не просто стал вечной классикой и любимцем публики. Он открыл для Saxon новый творческий путь. Именно с этого момента эпические, повествовательные, среднетемповые композиции стали их главной силой, той нишей, в которой они преуспели больше всего и которой радуют фанатов и по сей день.

А как вы относитесь к альбому Crusader? Считаете ли вы его "попсовым" или недооцененным шедевром? Делитесь в комментариях!