Был такой комичный случай на одном из производств, который напрямую к ЖКХ отношения не имел, но впоследствии здорово повлиял на внешний вид всех советских рабочих. В конце 50-х годов прошлого века на Саратовский шарикоподшипниковый завод нагрянула высокая комиссия. Увиденное в цехах столичных гостей привело в шок.
На советском производстве (ключевое слово — «советском») работницы были одеты «кто во что горазд». Одна станочница утопала в комбинезоне на несколько размеров больше, другая постоянно теряла ботинки по причине аналогичного и значительного размерного несоответствия. «Цирк-шапито», а не бригада советских рабочих, прокладывающих своим трудом светлый путь в коммунистическое общество! Ну что они в таком виде проложить могут?!» — возмущались проверяющие. Вердикт комиссии был суров, а информация об инциденте вышла за пределы заводских стен и стала достоянием всесоюзных СМИ. Кто-то, возможно, отнесся к произошедшему с юмором, но только не в Министерстве легкой промышленности, где за подобный «маскарад» ответственные за дресс-код советских тружеников получили «по шапке».
Что тут началось! Заседали производственные комиссии, привлекали к процессу представителей модной индустрии, химпрома и прочих профессионалов, в обязанность которых вменили разработку единого стандарта производственной отраслевой одежды. Ведь даже дворники в царской России не выглядели так гротескно, как сотрудницы шарикоподшипникового завода. Каждый блюститель чистоты, а по совместительству главный по законопорядку на местах, имел установленный сверху внешний облик с отличительными атрибутами: фартуком, картузом, значком и обязательным свистком на случай ЧП.
Тогда, в 50-х, многочисленная армия конструкторов и создателей дресс-кода советских рабочих ничего значительного так и не придумала: зимняя фуфайка, серый летний или зимний ватный комбинезон в зависимости от условий работы с огне- и влагоустойчивыми пропитками, и кожаные или резиновые ботинки различных модификаций, предназначенных для работ либо в «горячих» цехах, либо для труда на улице, например, в дождливую и ветреную погоду.
Нужно отдать должное советской легкой промышленности: материалы для спецодежды были натуральными и качественными, но вот обувь изнашивалась, в лучшем случае, в течение трех месяцев. Сказывалось негласное ЦУ на экономию. А качественную кожаную износостойкую обувь по дешевой себестоимости даже в СССР изобрести и довести до совершенства не могли. Поэтому век таких ботинок был недолгим. Каждый комплект обмундирования выдавался сотрудникам под роспись и согласно реальным размерам, чтобы не повторить впредь «шарикоподшипниковый» казус.
Спустя десятилетие, в канун нового 1970 года, Министерство коммунального хозяйства РСФСР издает Приказ № 488, открывший эпоху оранжевых жилетов. Введение такой яркой отличительной особенности рабочего костюма было вынужденной мерой: коммунальщиков, одетых в серые фуфайки или комбинезоны мышиного цвета, на дорогах водители, а были и такие, просто не замечали. Ну не видно их, особенно в сумраке или ночью! Несколько несчастных случаев с бригадами, выполнявшими работы на городских магистралях, заставили министерских сотрудников продумать безопасную амуницию на подобные случаи. Так и появился оранжевый жилет, в начале 2025 года отметивший юбилей — 55 лет на страже безопасности рабочих жилищно-коммунального хозяйства.
Чуть позже в оранжевых жилетах на рабочие места обязали выходить и всех остальных блюстителей бесперебойной работы городской «коммуналки». Ну так в официальном документе министерства было прописано. Реальность же, особенно в провинции, оказалась намного прозаичнее. В Рязани, как и во многих других областных столицах, сотрудников ЖКХ в серых фуфайках можно было встретить еще в недавнем прошлом.
Кстати, автором рабочих жилетов именно оранжевого цвета многие считают художника-авангардиста Казимира Малевича. Создатель «Черного квадрата» хорошо разбирался в восприятии человеком разных цветов и оттенков. Увидев оранжевый цвет человек способен не только быстро зрительно фиксировать предмет, но и концентрировать внимание.
Сегодня внешний вид сотрудников жилищно-коммунального хозяйства регламентирует ряд нормативно-правовых актов и приказов аж двух министерств: здравоохранения и социального развития. И спецодежда давно не ограничивается оранжевыми жилетами. Цвета и форма, а также набор рабочих «аксессуаров» у каждого направления ЖКХ свои собственные.
Сине-серые костюмы носят слесари, сантехники и электромонтажники. Такие костюмы изготовлены из прочного материала и максимально функциональны: подручные инструменты мастеров размещаются в большом количестве карманов. Зеленые костюмы с влагоотталкивающей пропиткой должны быть в рабочем гардеробе каждого сотрудника городского озеленения. В зимних тёплых костюмах положено работать дворникам. При изготовлении такой одежды используется высококачественный синтепон, созданный современным химпромом. А вот заметный издалека оранжевый жилет или полностью апельсинового цвета костюм остался у дорожных рабочих и аварийных бригад. На оранжевую спецодежду для усиления «заметности» в обязательном порядке нашиваются ещё и светоотражающие полоски.
Чтобы даже ночью (ведь проведение аварийных и экстренных работ не зависит от времени суток) рабочие были заметны для водителей. А место работ также в целях безопасности выделяется специальными светоотражательными тумбами или сигнальными лентами.
Серые неприметные ватники коммунальщиков сегодня безвозвратно уходят в прошлое. Современный городской ритм не приемлет невзрачности. Рабочая одежда сотрудников ЖКХ века XXI — это не просто униформа, а важный элемент безопасной работы в городском пространстве. Продуманный дизайн, цвет и профильные материалы призваны обеспечивать максимальную защиту при выполнении ежедневных задач. А еще создают тот самый профессиональный и эстетичный облик тех, кто сам отвечает за эстетику и комфорт города.