Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Зелёная карета» - трагедия, красота, ...и отсутствие историчности

Прекрасен и – трагичен фильм «Зелёная карета» (1967) режиссёра Яна Фрида. Романтизированная история жизни актрисы Варвары Асенковой – звезды водевиля. Изысканные костюмы, красивые лица, удачно выбранная натура. В главной роли – Наталья Тенякова. Собственно, фабула далека от исторической реальности. У Асенковой не было никакого возлюбленного по фамилии Глебов. В общем, о Варваре Николаевне я читала разное... С одной стороны, ей приписывали многочисленных кавалеров, в том числе и Николая I, которого по сию пору считают распутником номер 1. С другой стороны, есть сведения, что артистка была на сто процентов увлечена театром и ей оказывались неинтересны любовные приключения. К тому же, ей было попросту некогда – девушка блистала на сцене чуть ли не каждый вечер. И та, и другая версия не годились для увлекательного повествования. Потому-то сценарист Александр Гладков и выдумал поручика Юрия Глебова. Мелодрама всегда интереснее сухой биографии. Нам показывают, как юная Асенкова покоряла сер

Прекрасен и – трагичен фильм «Зелёная карета» (1967) режиссёра Яна Фрида. Романтизированная история жизни актрисы Варвары Асенковой – звезды водевиля. Изысканные костюмы, красивые лица, удачно выбранная натура. В главной роли – Наталья Тенякова. Собственно, фабула далека от исторической реальности. У Асенковой не было никакого возлюбленного по фамилии Глебов. В общем, о Варваре Николаевне я читала разное...

Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Открытка. Авито.ру.
Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Открытка. Авито.ру.

С одной стороны, ей приписывали многочисленных кавалеров, в том числе и Николая I, которого по сию пору считают распутником номер 1. С другой стороны, есть сведения, что артистка была на сто процентов увлечена театром и ей оказывались неинтересны любовные приключения. К тому же, ей было попросту некогда – девушка блистала на сцене чуть ли не каждый вечер. И та, и другая версия не годились для увлекательного повествования.

Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Скриншот.

Потому-то сценарист Александр Гладков и выдумал поручика Юрия Глебова. Мелодрама всегда интереснее сухой биографии. Нам показывают, как юная Асенкова покоряла сердца театральной публики, а в те годы она (публика!) не отличалась примерным поведением. Могли освистать или, как в пьесе «Лев Гурыч Синичкин», закидать мочёными яблоками. С галёрки могла нестись брань. В партере сидели военные, которые отпускали малоприличные комплименты актрисам.

Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Скриншот.

Господа в ложах иной раз не смотрели на сцену, а просто общались со своими знакомыми. Чтобы привлечь к себе внимание, надо было отличаться явным талантом – у Асенковой он имелся. В фильме отлично показаны закулисные интриги и – зависть коллег по цеху. А ещё – та лёгкость, с которой можно перейти из обоймы звёзд в категорию лузеров. Актёрская судьба зависит от случая и – от желаний любого начальства. Особенно, если это – сам государь.

Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Скриншот.

Кстати, о государе! Владислав Стржельчик сыграл Николая I аж целых пять раз – четырежды в кино и один разок – в телеспектакле. Несмотря на внешнюю схожесть, изображал царя плоско – впрочем, так и требовалось. Николая Павловича крепко не любил наш советский Агитпроп! Опять же, в «Зелёной карете» постоянно звучат намёки, что монарх не прочь развлечься с актрисами. Это всё – досужие сплетни уровня жёлтой прессы.

Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Коллаж для обложки DVD. Википедия.
Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Коллаж для обложки DVD. Википедия.

Николай так много работал, что у него не было бы сил ещё и на служительниц Мельпомены, Талии да Терпсихоры – придворных дам и светских львиц ему вполне хватало (да и они под вопросом). Вот поклонником талантов он был, и бриллиантовые серьги Асенкова от него получила. Однако сплетни всё же ходили – и эта грязь отлично показана в фильме Яна Фрида. Другое дело, что Варенька никогда не страдала от дурновкусия толпы, требовавшей от неё водевилей.

Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Скриншот.

Она была хороша именно в этом жанре. В киноверсии она явлена, как человек, мучающийся из-за «дешёвого» репертуара - её мечта Эсмеральда. Но государю не нравится! Мол, при царизме всё – так. По факту же Асенкова была реально хороша именно в комических ролях и не мучилась от этого. Если же отбросить исторические несоответствия, то фильм – чудесен, а игра – филигранна. Как хорош Игорь Дмитриев в образе актёра Николая Дюра – постоянного партнёра Варвары Асенковой.

Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Скриншот.
Кадр из фильма «Зелёная карета» (1967). Скриншот.

Этот киносюжет о преданности своему делу, искусству, сцене. Великолепная актриса была обречена – её yбил промозгло-сырой петербургский климат и – чахотка, довольно частая «гостья» дворцов и хижин. Заболеть мог каждый – например, супруга Александра II скончалась от лёгочного заболевания. Финал выстроен патетично – Варенька на последнем дыхании приходит в театр и умирает прямо на сцене. Ей было двадцать четыре года…

Zina KorZina (c)

  • Ещё творчество Яна Фрида:
  • Ещё роли Натальи Теняковой: