Фильм «Старшая сестра» (1966) уникален не только игрой актёров и сочетанием динамики повествования с плавным спокойствием изображаемого бытия; эта изумительная вещь соткана из противоречий – сюжет «ведёт» к некоему депрессивному финалу, но герои в последние десять минут шикарно выруливают в сторону счастья: Надя и Лида наконец-то обретают себя. Ибо! Старшая сестра всё больше погрязала в «долге» и уходила в депрессию, а младшая была рабой своих желаний-хотелок, но скатывалась ровно в ту же беспросветность.
Но им удалось. А могло бы кончиться серым кошмаром. К слову, в реальности так и выходило чаще всего. О чём история? Мы видим два полюса: мудрую, талантливую и – потрясающе-красивую Надю (Татьяна Доронина) и глуповатую, миленькую и взбалмошную Лидочку (Наталья Тенякова). Две взрослые сироты до сих пор воспитываются дядюшкой-резонёром (Михаил Жаров), который их беспрестанно «долбит» своими умностями, подходящими для газетной передовицы, но уродующими юных девчонок.
Происходит типичная ситуация – Надя приводит Лиду поступать в театральный вуз, однако, …поступает сама. Но дядя её пилит: «Вот закончи техникум, получи материальную базу, а потом иди хоть в балет». В голливудском фильме девушка сбежала бы из дома и стала бы звездой Бродвея (или нового красочного кинофильма с танцами). В советском «оттепельном» варианте, вроде «Королевы бензоколонки» произошло бы обратное – героиня подумала бы. Что «актёров и так много, а стране нужны инженеры» - и была бы счастлива таким выбором.
Но между «Королевой…» и «Старшей сестрой» - расстояние длиной в бесконечность, хоть прошло всего четыре года. Сменилась эпоха и – настроение. Поэтому Надя понимает, что она предала самоё себя, ради никому не нужного «долга». Она сама приходит в театр, когда ей уже под 30 и пытается играть маленькие роли. Но звучит приговор: «Знаете, что вы потеряли с тех пор? Ну, можно считать, что это немного. А можно считать, что это всё. Индивидуальность».
Потом нам дают понять, что Наде всё-таки дали сыграть крупную роль, а дядя опять ворчит, что у артистов с меньшей занятостью – выше оклад. Всё не так. У младшей – Лиды – тоже занимательно. У неё – запутанный роман с женатым парнем (Виталий Соломин). Женат он без любви, а как-то по привычке, по дружбе. Так почему же вовсе не на Лиде, в которую был извечно влюблён? Тоже …из-за поведения сурового дяди – тот в своё время прогнал Кирилла и самолюбивый юноша более не докучал своим присутствием.
Однако! Прошли годы и страсть полыхнула с невиданной силой. Интересная параллель: Надя вернулась к театру, а Лида – к «первой любви», чтобы сполна её пережить. Что же самое страшное в этой обыденно-житейской истории? Сёстры так и могли бы прожить тусклую, «зато правильную» жизнь – со срывами и неврозами. Но они вовремя очнулись от «гипноза», который устраивал им дядя – в общем-то хороший человек, вся беда которого – в его ограниченности.
Лиде надо было «обожраться» любовью с Кириллом, стать его женой и – бросить этого фанфарона – как говорится, закрыть гештальт. Наде не слушать никого насчёт «материальной базы» и прямо идти в актрисы, когда у неё сходу получалось то, что теперь – с трудом. Но обе девчушки, точнее – женщины, ...тётеньки – взяли то, что хотели. Надя вырвалась в первые ряды театральных актрис, а Лида – заполучила Кирилла и …ушла от него. Но не поздновато ли?!
Zina Korzina (c)