В комедии «Любовь и голуби» (1984) все персонажи — гениально сыграны, и сложно определить, кто здесь наиболее фееричный и колоритный. Этот фильм — одновременно лёгкий, лубочный и — глубокий, философский (по сути, он тянет на историю-притчу). Именно эта многослойность и даёт поразительный эффект. Но сегодня я хотела бы остановиться на комической паре — дядя Митя и баба Шура. Тут много интересного — и не только их цитаты!
1. Первое, что бросается в глаза — это ...мискаст, ибо Сергей Юрский и его супруга Наталья Тенякова чаще всего, точнее - постоянно играли представителей интеллигенции, как современно-позднесоветской, так и дореволюционной. Они таковыми были и в реальной жизни. Великолепная пара творческих интеллектуалов. Безусловно, тогдашние артисты должны были уметь всё или почти всё, быстро перевоплощаясь из князей и преподавателей - в деревенских алкоголиков.
Но такое явление, как «амплуа» никто не отменял. Вот у Юрского (в большей степени) и его супруги - Теняковой (в чуть меньшей степени) бытовало амплуа «образованных людей», а тут вдруг забавная чета — сельский выпивоха-балагур и его активная жена, которая чуть что — и лопатой может огреть. Они делают в кадре то, чего не делали ни до, ни после и, как мне помнится — в театре тоже. Меньшов сделал ставку на неожиданность.
Обычно мисткаст — неправильное или чрезмерно «креативное» распределение ролей — делает фильм провальным, однако, иногда (очень редко) это срабатывает иным образом и мы видим потрясающее действо. Юрский и Тенякова смотрятся, хотя и гротекными, но аутентичными селянами. Нет отторжения. Нет вопросов из серии: «А зачем тут Юрский и Тенякова?! Полно же актёров, которые всегда играли деревенских!»
2. Баба Шура и дядя Митя — пожилая копия Нади и Василия. Старики творят примерно то же самое, что и сорокалетние друзья-соседи — ругаются, ревнуют и упражняются в остроумии. Не просто так Митя и Шура — в центре повествования. Это не только добрые соседушки — это своеобразные клоны. Подобно тому, как Вася боится и — любит Надю, так и Митя относится к Шуре со смешанным чувством — обожает и — постоянно её подводит. Неслучаен пьяный монолог про «Митюнюшку и Санюшку».
Фабула приобретает симметрию, чётко уравновешиваясь - это как в фильме «Старый Новый год» семьи научного сотрудника и работяги создают баланс. В «Любви и голубях» - такая же зеркальность, но уже возрастная. (Примечательно, что и «Старый Новый год», и «Любовь и голуби» - это весьма популярные пьесы, причём, выстроенные очень грамотно). У режиссёра Владимира Меньшова на руках был чудесный материал. Мы до сих пор обсуждаем героев.
Zina Korzina (c)