Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«На подмостках сцены» или «Лев Гурыч Синичкин»? Даже спорить не о чем

Мне иногда нравится сравнивать какие-нибудь две советские экранизации одного и того же произведения. Вспомнилась очередная пара киноверсий – «На подмостках сцены» (1956) и «Лев Гурыч Синичкин» (1974), снятых по пьесе Дмитрия Ленского «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» (1840). Как правило «старые» варианты проигрывают «новым», однако, здесь не тот случай. Фильм Константина Юдина, созданный в 1950-х – это полноценное погружение в быт и нравы царской России. Разумеется, с нюансами, но все детали подобраны весьма точно, вплоть до фасонов дамских платьев эпохи Николая I. Здесь и усадьба Валуево, принадлежавшая когда-то роду Мусиных-Пушкиных, и те самые комнаты, и шрифты афиш, и улицы Костромы да Касимова. Авторы «…Подмостков» тщательно подошли к натуре, которая важна не меньше, чем кастинг. Сценаристы Михаил Вольпин и Николай Эрдман отнеслись к старинному водевилю, как к серьёзному произведению и расширили его рамки, явив повествование о театральной жизни 1830-1840-х годов

Мне иногда нравится сравнивать какие-нибудь две советские экранизации одного и того же произведения. Вспомнилась очередная пара киноверсий – «На подмостках сцены» (1956) и «Лев Гурыч Синичкин» (1974), снятых по пьесе Дмитрия Ленского «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» (1840). Как правило «старые» варианты проигрывают «новым», однако, здесь не тот случай.

Постер и обложка взяты на сайте Кинопоиск.ру.
Постер и обложка взяты на сайте Кинопоиск.ру.

Фильм Константина Юдина, созданный в 1950-х – это полноценное погружение в быт и нравы царской России. Разумеется, с нюансами, но все детали подобраны весьма точно, вплоть до фасонов дамских платьев эпохи Николая I. Здесь и усадьба Валуево, принадлежавшая когда-то роду Мусиных-Пушкиных, и те самые комнаты, и шрифты афиш, и улицы Костромы да Касимова. Авторы «…Подмостков» тщательно подошли к натуре, которая важна не меньше, чем кастинг.

Улицы, кучера, кабаки, мужики, военные - в фильме Константина Юдина точно передано настроение эпохи. Кадры из фильма «На подмостках сцены» (1956). Скриншоты.
Улицы, кучера, кабаки, мужики, военные - в фильме Константина Юдина точно передано настроение эпохи. Кадры из фильма «На подмостках сцены» (1956). Скриншоты.

Сценаристы Михаил Вольпин и Николай Эрдман отнеслись к старинному водевилю, как к серьёзному произведению и расширили его рамки, явив повествование о театральной жизни 1830-1840-х годов. Неслучайно и обобщающее название – тут всё о сцене, об актёрах, спектаклях, закулисных интригах… При этом всё вышло весело и легко – фильм смотрится на одном дыхании. Энергия, напор, интерес!

«Лев Гурыч Синичкин»-1974 - это театральная условность, которая смотрится, как тяп-ляп-ни о чём. Скриншоты.
«Лев Гурыч Синичкин»-1974 - это театральная условность, которая смотрится, как тяп-ляп-ни о чём. Скриншоты.

«Лев Гурыч Синичкин»-1974 – это всего лишь быстренькая поделка, где сам сюжет является натянутой связкой между музыкальными номерами. Всё бы ничего, но в этой киноработе Александра Белинского (он же – автор сценария) вообще нет запоминающихся и даже сносных песенок. Аналогичная вещица – «Ах, водевиль-водевиль» (1979) – это хит за хитом, причём все эти мотивы сделались известными с первого прослушивания.

Кадры из фильмов «На подмостках сцены» (1956) и  «Лев Гурыч Синичкин» (1974). Скриншоты.
Кадры из фильмов «На подмостках сцены» (1956) и «Лев Гурыч Синичкин» (1974). Скриншоты.

А тут …какая-то уныло-бодряческая (ага!) тягомотина, которую хочется перемотать. Если же перематывать, что останется? Ещё один момент – главная героиня, Лиза Синичкина. В «…Подмостках» её сыграла юная звезда Лилия Юдина (да, никакого отношения к режиссёру Юдину она не имела). Это – фейерверк и конфетти. Это – искры. А что в «Льве Гурыче…»? Снулая и никакая Галина Федотова, которая тогда снималась в посредственном кино и нигде не блистала.

Кадр из фильма «На подмостках сцены» (1956). Скриншот.
Кадр из фильма «На подмостках сцены» (1956). Скриншот.

У неё только приятная внешность типовой блондинки 1970-х. Актёрские составы в обоих фильмах – сильные, однако, у Юдина все эти корифеи, вроде Василия Меркурьева и Михаила Яншина буквально живут в кадре, тогда как у Белинского всё вяло – и дирижирование взлохмаченного Андрея Миронова, и ужимки Олега Табакова, и прибаутки Николая Трофимова. Бывает так, что снимаются звёзды, а выходит ерунда.

Кадр из фильма «Лев Гурыч Синичкин» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Лев Гурыч Синичкин» (1974). Скриншот.

О, разумеется, «Лев Гурыч Синичкин» - это не самый плохой фильм, но в сравнении с «…Подмостками» он чудовищно проигрывает. Полагаю, что режиссура оказалась неудачной - если бы всё то же, но с харизматичной юной актрисой, это снял бы Леонид Квинихидзе году в 1976-м, то получилась бы феерия, а так - даже пересматривать не хочется. А вот «…Подмостки» я в очередной раз смотрела перед написанием этого текста.

Эпизодическую роль актёра на амплуа любовников тут сыграл начинающий Юрий Яковлев... Кадр из фильма «На подмостках сцены» (1956). Скриншот.
Эпизодическую роль актёра на амплуа любовников тут сыграл начинающий Юрий Яковлев... Кадр из фильма «На подмостках сцены» (1956). Скриншот.

Zina KorZina (c)

  • Ещё в тему: