Критика РИ Т-35
Вот в одном масштабе прототип и серийный Т-35:
Наглядно видно развитие РИ проекта.
Поскольку прототип имел явно недостаточное для тяжелого танка артиллерийское вооружение, то разработчики пытаются его усилить. При этом почему-то усиливается малокалиберная артиллерия, а артиллерия ГК остается практически без изменений. Те же 76/16,5 мм.
Это незначительное усиление огневой мощи достигнуто за счет увеличения размеров танка. Длина опорной поверхности увеличилась почти на 1.5 метра, и отношение длина/ширина превысило 2. Увеличилось сопротивление повороту, что при принятом устройстве поворота (бортовые фрикционы) сделало танк плохоуправляемым.
Масса, разумеется, тоже возросла. Что привело к увеличению нагрузки на двигатель и ходовую часть. При этом перегрузка по массе вызвана также и неоптимальным бронированием в 20…30 мм. Такая броня не защищает от снарядов, а против пуль и осколков она избыточна.
Поэтому, после испытаний прототипа следует оптимизировать броню и ходовую часть, а также отказаться от многобашенной концепции (или оставить только пулеметные башни), а за счет этого резко усилить ГК.
Большинство альтернативных разработок Т-35 так и идут по этому пути.
Но есть еще один фактор. Фактор времени – серийный Т-35 появился слишком рано. Если бы разработка серийного танка началась в 34-м году (в РИ в это время недоделанный танк уже выпускается серийно), то машина могла бы быть совсем другой. Что и будет показано далее.
Выбор главного калибра
В 1934-м году проходили испытания морского 305-мм ДРП
Для стрельбы использовались чугунные снаряды (морские ядра) длиной 485 мм со сточенным медным пояском. При весе снаряда 250 кг его начальная скорость составляла 380 м/с, а давление в канале ствола достигало 2200 атм.
По мнению комиссии, проведенные испытания показали полную возможность установки 305-мм ДРП на эсминцах.
Риторический вопрос: а как заряжать эту «дуру»? На «Энгельсе» 305-мм ДРП заряжали с дула вручную с помощью системы талей и других подсобных средств, и длился процесс заряжания свыше 1 часа!
Понятно, что такое орудие, несмотря на успешные испытания, малопригодно для использования на флоте.
Если от танковых конструкторов поступит заявка на это орудие, то моряки с радостью его отдадут. Именно это орудие и следует установить на Т-35 в качестве ГК. И тогда, если совместить эти два (прямо скажем не очень удачные по отдельности) проекта, то может получиться очень грозная машина. Как говорится – кто нам мешает, тот нам поможет!
В самом деле – на танке можно организовать более продуманную систему заряжания и наведения орудия. На суше отсутствует качка, а цель неподвижна, поэтому скорострельность не так важна.
С другой стороны, ДРП, при всех ее недостатках, может быть гораздо большего калибра, чем традиционная артиллерия. И ее гораздо легче установить на танке. Особенно, учитывая, что танк проектируется прямо под это орудие.
Выбор шасси и трансмиссии
Говоря о “легкости” установки ДРП на танк, мы имеем ввиду, что сама ДРП намного легче, чем обычная пушка того же калибра и нет надобности в противооткатной системе. Соответственно, резко снижается нагрузка на корпус и ходовую часть.
Но если речь идет о ДРП калибром 12’’, то одна только качающаяся часть этого орудия весит 10 тон. Плюс боекомплект. Допустим, 20 снарядов по 250 кг, а к ним 20 зарядов по 100 кг – это еще 7 тон. И для справки – длина 305 мм ДРП равна 12 м.
Существующее шасси не потянет такую дополнительную нагрузку. Поэтому придется спроектировать шасси типа сочлененного вездехода. Отсюда название проекта – Т-35 Бис.
Архаичная дульнозарядная ДРП достаточно логично ставится на сочлененный вездеход. Пушка стоит на заднем вагоне, а в переднем вагоне расположена боеукладка и система заряжания. См. рис:
Компоновка и ТТХ
Но применение сочлененного шасси требует соответствующей трансмиссии. На наш взгляд, наиболее оптимальна будет электрическая трансмиссия. Тем более, что на французских тяжах она уже вполне успешно применяется.
Логично установить в заднем вагоне электрогенератор на 500 лс, а на каждое ведущее колесо тяговый электродвигатель на 100 кВт. Управление осуществляется при помощи комутационного шкафа, и в целом вполне удобно и надежно.
Ориентировочный боевой вес машины 80 тон. Максимальная скорость, как и у французов – 15 км/ч. Радиус разворота 100 м. Имеется передний и задний посты управления.
Для наведения орудия служит складной мостик, а также широко используются электрические лебедки. Поэтому скорострельность может быть доведена до 10 выстрелов в час.
Сохранилась многобашенность – имеются 4 пулеметные башни. Броня 15 мм. Крыша переднего вагона имеет подкрепления.
В походном положении габариты машины составляют 3,2 х 3,2 х 23 м. То-есть, она может разместиться на 2-х стандартных ж/д платформах.
Оценка проекта
На наш взгляд, если говорить о “парадной” функции Т-35, то установка 305-мм ДРП значительно увеличит внешний эффект от Т-35, как зримого олицетворения мощи РККА.
Если же говорить о возможном применении Т-35 Бис, то следует особо отметить две позиции – электрическую трансмиссию и мощную ДРП.
Электрическая трансмиссия позволит решить как проблемы управляемости танка, так и проблемы надежности ходовой части. Дополнительный бонус – при повреждении или поломке переднего вагона машина может отъехать в тыл своим ходом.
Применение же ДРП оправдано тем, что это мощнейшее орудие реально существовало в указанный период. Сравнение же этого проекта с другими АИ проектами модернизации Т-35 может выявить как плюсы, так и минусы.
Например, вариант установки на Т-35 132-мм РСЗО имеет большую мощность залпа, но гораздо меньшую прицельную точность. Поэтому РСЗО не очень подходит для стрельбы по долговременным укреплениям.
Пневматическая карробаллиста, наоборот, имеет большую долговременную огневую производительность, и непревзойденный КПД передачи энергии, но меньшую дальность стрельбы. Как и у РСЗО – всего 4 км, а у ДРП – 13 км.
И, конечно, ДРП превосходит все остальные системы по мощности единичного снаряда. Да, масса ВВ в снаряде составляет малую часть от массы снаряда, но вполне внушительную малую часть. Например, в 12» снарядах обр. 1894 г. масса ВВ была 12,4 кг, а в снарядах обр. 1907 года – 28,6 кг тротила.
А Т-35 Бис таким образом, превосходит по мощности ГК все остальные проекты модернизации Т-35.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/t-35-bis/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉