Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.
В эту же ночь Лариса увидела сон. Он не был похож на те сны, которые болью терзали сердце. Сон был легкий и светлый. Они втроем: она, муж и маленькая Верочка, гуляли в парке. Верочка рассказывала что-то о своих друзьях. Лариса слушала и улыбалась. У нее было спокойно на сердце и даже чуточку радостно.
- Мамочка, мы сейчас с папой поедем далеко, далеко. Там тепло, там нет зимы. Там солнце круглый год и птички поют. Очень красиво поют. Я их слышала. Ты не скучай. И не переживай за нас, мы там не одни. Там много народа и все веселые, - вдруг Лариса ясно и четко услышала голос дочери.
- Куда это вы собрались? – немного тревожно спросила она.
- Мы заехали только успокоить тебя, нам надо ехать дальше. Пришло время попрощаться, - тихо добавил Виктор.
- А я, я тоже хочу с вами! Туда, где солнце, туда, где птички, - воскликнула Лариса.
Но Виктор уже взял девочку за руку и они стали быстро удаляться.
Лариса прибавила шаг, она уже хотела побежать за родными людьми, но голос дочери остановил ее.
- Нет, мамочка, ты оставайся здесь. Мы обязательно тебя заберем, потом, позже.
Она видела, как они помахали ей рукой, совсем так же, как там, в дымном облаке у Евдохи.
Она стояла и махала рукой, хотя душа рвалась вслед за ними.
«Странно, как же я сразу не поняла. И платье у Верочки то же самое, и рубашка у Виктора как в видении у Евдохи», - подумала она, проснувшись сразу, как только дочь с мужем скрылись в светлой дали.
Мелкий дождь барабанил по стеклу, смывая боль и вину, которую Лариса носила в себе долгих пять лет. За окном было темно. Лариса взглянула на часы. Циферблат показывал 4.15.
«Это они прощаться приходили. Значит, простили меня, не сердятся. И Верочка больше не будет корить меня за то, что поехала с папой. А Виктор? Он улыбался мне там, во сне. Значит, тоже не держит на меня зла», - думала она, чувствуя, как по телу разливается приятное тепло, как становится спокойнее на душе. И цифра на часах больше не вызывает желания плакать.
«Неужели это все? Вернусь в город, обязательно схожу на кладбище. Надо спросить у Евдохи, что еще можно сделать. Молиться так и не научилась. Но в церковь, наверное, сходить надо. Поставить свечку, помянуть. Сколько я свечек поставила за это время? Не сосчитать. Чего хотела больше, чтобы их вспомнить или вину с себя снять? Не знаю. Только сейчас это будут другие свечи. Свечи памяти от любящего сердца», - думала она, по привычке подойдя к окну и вглядываясь в темноту ночи.
Вдалеке показались огни движущейся машины. Кто-то ехал по улице. Дальний свет фар то появлялся, то исчезал за домами.
«Еще кто-то не спит. Одни уезжают, - она снова вспомнила свой сон, - другие приезжают. И пусть у того, кто сейчас в дороге, все сложится хорошо», - подумала она, зябко ежась в ночнушке.
Утром она проснулась поздно. Сквозь сон доносился привычный шум из кухни, разговор родителей, сквозь сон слышала, как родители ушли на работу. А когда проснулась, поняла, что не только выспалась. Но и отдохнула.
Она приготовила себе чашку ароматного кофе и с удовольствием стала думать о том, как вернется домой, в город. Как в оставшиеся от отпуска дни займется домашними делами, уборкой и, возможно, даже маленьким ремонтом.
«А что, у меня есть в запасе неделя, вполне можно отремонтировать комнату Верочки», - подумала она. Легкая грусть набежала на сердце, но Лариса решительно тряхнула волосами.
«Не грустить! Как Верочка сказала, мы обязательно встретимся, потом. Значит надо ждать. Вот и буду ждать этой встречи. Но не в слезах, а с теплотой в душе. Тем более, что и дел впереди целая куча».
Она выглянула в окно. Поле ночного дождя было мокро и грязно. Трава совсем пожухла, а последние листочки медленно плавали в лужах, подгоняемые легким ветерком.
«Надо поблагодарить Евдокию. Что-то подарить на память. Вот тебе и немая. Как сказал этот мальчик: «У нас ее все понимают». Похоже, что не только понимают, но и уважают», - думала Лариса, рассматривая осенний пейзаж за окном.
Ближе к обеду она решила сходить в магазин. Купить продукты и посмотреть подарок Евдокии.
«Наверное, там и нет ничего интересного? Деревня большая, но все равно не город. Выбор не такой разнообразный, - думала она, аккуратно обходя лужи на дороге.
- Лариса, подожди, Лариса, - услышала она мужской голос у самого магазина.
Лариса оглянулась. Быстрым шагом к ней направлялся Павел Касьянов, лучший друг отца еще со школьных времен.
- Здравствуйте, дядя Паша, чего такой взволнованный. Случилось что? – первая начала разговор Лариса, увидев, что мужчина совсем запыхался.
- Это я от радости. Сын ночью приехал. Митька наш. Ух какой вояка сделался! Так я что хотел. Отцу с матерью передай, пусть вечером заглянут. Стол накроем, посидим, сына встретим.
- Хорошо, обязательно передам, дядь Паш. Не волнуйтесь, - Лариса кивнула и пошла дальше.
- Лариса, - опять окликнул ее Павел, - ты тоже приходи. С родителями и приходи. Мы будем рады.
- Спасибо, - крикнула Лариса и поднялась по ступенькам магазина.
В магазине она была уже несколько раз. Но всегда покупала только то, что было необходимо. На другой товал не смотрела. Не интересовал он ее. А вот сейчас глянула и удивилась. Выбор в магазине был очень даже неплохой. И цены не дороже городских.
- Что-то подсказать? - девушка продавец подошла к Ларисе.
- Да я и сама не знаю, мне бы подарок. Женщине. В возрасте. Что можно выбрать.
- Можно много. Вы кому хотите, маме?
Слово за слово, женщины разговорились и Лариса честно сказала для кого подарок.
- А знаете что, купите ей теплую ночную сорочку. Я знаю, люди Евдохе много чего дарили, да не очень она всем этим пользуется. А вот сорочку обязательно наденет. Впереди зима, холодной ночью ей будет тепло, она про вас вспомнит. А как вспомнит, обязательно благословление пришлет мысленно. Евдоха, она такая. Теплая сорочка и после бани хорошо и просто так.
Не дожидаясь ответа Ларисы, продавец быстро достала упаковку теплых байковых ночнушек. Приятных постельных тонов, с вышивкой по вороту и на рукавах, ночнушки действительно выглядели красиво.
«Наверное, в такой и правда будет тепло и уютно, - подумала Лариса, пробуя мягкость ткани на ощупь, - беру».
Они выбрали цвет, размер подсказала продавец.
- Не сомневайтесь, у меня глаз наметанный, размер у наших женщин определяю всегда правильно, - успокоила она.
Добавив к ночнушке коробку марципановых конфет, Лариса отправилась домой.
По дороге прошлась мимо школы. Здание старое, но вполне себе обжитое. Увидела аллею деревьев, которую они сажали с классом, новый спортивный уголок, разметку на асфальте перед парадным входом. Здесь проходили все школьные линейки.
- Митька, - вспомнила она, - интересно, какой он стал. Мама говорила военный, служит. Значит приехал в отпуск. Вот уж не подумала, что из него военный получится. Всегда был такой маленький, худенький. На выпускном так сильно стеснялся, когда меня на танец приглашал, что даже слова забыл. Просто встал и стоял рядом. Два танца рядом простоял, пока я сама не догадалась.
Лариса улыбнулась. Воспоминания школьных лет вдруг всколыхнули память.
- Интересно, остался в деревне кто-то из наших? Или поразъехались? У всех, наверное, семьи, дети. И они тоже учатся в нашей школе. А есть там кто из наших учителей? Как же долго я не была дома! И сейчас, сколько дней уже дома, а ничего вокруг не видела.
Она прошла по аллее, свернула в сторону, решив сразу зайти к Евдокии и поблагодарить ее.
Евдокия была дома. Она носила дрова в дом, аккуратно складывая на согнутую руку по три полешка.
- Здравствуйте, - приветствовала женщину Лариса, - давайте, я вам помогу.
Евдоха кивнула и показала, что хотела натаскать дрова для бани.
Лариса оставила пакет с подарком на крылечке и взялась за дело. Не успела она унести первую охапку, как во двор почти бегом вошел довольно высокий парень. Он бросился к Евдохе и принялся тормошить, обнимать и целовать ее.
Та не отворачивалась. Наоборот, она крепко обняла парня, прижалась головой к его груди и замерла.
Лариса остановилась в нерешительности. Чтобы набрать следующую охапку она должна была пройти мимо этой странной парочки, они стояли как раз на середине дорожки к бане. Но то, как нежно обнимал парень старушку, как ласково целовал в щеки, было так трогательно, что Лариса невольно залюбовалась.
Наконец Евдоха отстранилась от парня и махнула рукой в сторону Ларисы. Парень оглянулся.
- Лариса, ты? – удивленно спросил парень.
И видя, как недоуменно Лариса смотрит на него, громко засмеялся.
- Не узнаешь? Я Дима, Дима Касьянов. Неужели так изменился?
- Митька, - тихо и неуверенно произнесла Лариса.
- Ну да, Митька, а теперь гвардии капитан Дмитрий Павлович Касьянов. К вашим услугам.
И Митька шутливо поклонился.
- Тебя не узнать. Даже вырос как-то.
- Так точно, на целых восемнадцать сантиметров. А все она, Евдоха, баба Дока моя, - и молодой человек снова приобнял старушку.
Теперь уже Евдоха засмущалась, замахала руками и жестом пригласила молодых людей в дом.
- А дрова? – спросила Лариса.
- Натаскать? Так я сам, - проговорил парень и пошел следом за Евдохой.
Ларисе ничего не оставалось делать, как двинуться за ними.
Митька быстро скинул в прихожей свою курточку и покрутил головой?
- Где тут моя спецодежда?
Евдоха махнула рукой за дверь.
- Ага, на месте. Ну, вы проходите, я мигом. Лариса, проходи, не стесняйся. Евдоха еще никого не выгоняла.
Евдоха подошла к парню, погладила его по плечу, потрепала волнистый чуб. Потом пригласила Ларису в комнату.
Лариса взяла пакет, и, воспользовавшись тем, что Дмитрий ушел таскать дрова, от души сказала все слова благодарности. Евдоха выслушала ее, улыбнулась и приняла пакет. Она заглянула в него. Вытащила коробку с конфетами и покачала головой.
- Я не знала, какие вы любите.
Евдоха приложила руки к груди, поблагодарила и положила коробку на середину стола.
«К чаю», - подумала Лариса.
Рассмотрев ночнушку, Евдоха снова улыбнулась и утвердительно кивнула головой. Видно было, что подарок ей понравился.
- Может еще что-то надо, вы скажите. Я все сделаю. Я теперь ваша вечная должница, - и Лариса рассказала о своем новом состоянии, о сне, который приснился ей сегодняшней ночью.
До прихода Дмитрия Евдоха успела написать ей на листочке из школьной тетради план дальнейших действий. Где указала и свечи в церкви, и поминальную службу по ушедшим, и посещение кладбища. Все то, о чем ночью думала Лариса.
Был в этом плане и пункт, который заставил Ларису внутренне напрячься.
«Собрать, убрать, раздать или унести в церковь все вещи мужа и дочери. Можно оставить 1-2 любимые игрушки дочери. Остальное все убрать», - гласил этот пункт.
Лариса удивилась. Как эта женщина, которая еще несколько дней назад даже не знало о ее существовании, догадалась, что она бережно хранит все вещи близких на своих местах.
Что со слезами на глазах делает уборку в комнате дочери, расставляя по местам ее игрушки.
Что часто разговаривает с рубашками и пиджаками мужа, прося прощения или совета.
Она взглянула на Евдоху. Та утвердительно кивнула и еще раз пальцем показала именно этот пункт.
- Хорошо, - сказала Лариса, - я все сделаю. Она бережно свернула записку и убрала в карман.
Вернулся Дмитрий.
- Баб Дока, я там тебе недели на 2-3 дров наносил, перед отъездом зайду, еще приготовлю. Сама не носи. Договорились?
Евдоха кивнула и пригласила гостей к столу.
Они пили чай, общались. Как ни странно Ларисе было легко и приятно общаться и с Митькой, и с Евдохой. С Митькой они, к удивлению Ларисы, сразу нашли общий язык и разговаривали, как старые добрые друзья. Но и Евдоху она сразу понимала. Ни разу в голове не возникла мысль, что общается она с немой.
Наконец, Лариса засобиралась домой. Дмитрий вызвался ее проводить. Евдоха одобрительно кивнула. Она опять смотрела вслед Ларисе, стоя на своем крылечке. Только теперь она провожала уже их обоих.
- Ты придешь вечером? Родители вроде стол там хотят накрыть, спросил вдруг Дмитрий у дома Ларисы.
Лариса смутилась. Что-то давно забытое и теплое шевельнулось в душе.
- А надо? Мы же с тобой уже повидались. Вон сколько времени у Евдохи провели, - тихо ответила она, опустив голову.
- Очень надо. Приходи, Лара, - так же тихо попросил он и слегка коснулся ее руки.
Лариса кивнула и быстро скрылась за калиткой. Она прошла в дом и спиной чувствовала, как Дмитрий стоит за оградой и смотрит ей вслед.
Здравствуйте, дорогие подписчики, читатели и гости канала "КНИГА ПАМЯТИ".
Вот и закончилась эта история. История с "открытым концом". Пусть каждый додумает этот конец сам. Что будет с нашей героиней? Сумеет ли она вернуться к полноценной жизни?
У кого-то сюжет вызвал отклик в душе, у кого-то появились мысли для размышления. И это правильно. Так и должно быть. Я рада, что вы делились в комментариях своим мнением, своим отношением к событиям.
Очень надеюсь, что и эта часть рассказа не останется без комментариев.
Спасибо вам.
А впереди у нас новая история. Ваша КНИГА ПАМЯТИ.