Наверное, это была соломинка, которая переломила спину верблюду. Потому что ничего необычного он не сделал. Точнее, ничего такого, чего бы не делал раньше.
И да, это именно ученик, а не девочка, о которой я часто пишу (на девочку я пожаловалась ее маме).
Это бедный-«нещасный» бывший второклассник. Которому то холодно, то жарко, то дышать тяжело, то болит что-то, то вообще...
Кстати, пару раз он у меня с уроков со слезами уходил, я один раз даже маме предлагала прекратить временно занятия. Потому что как только что-то не получается – он начинал пытаться взрыдывать. Не напрягаться, не стараться вспомнить. А именно что взрыдывать. Но это «у него просто был тяжелый день, он устал».
Начать, наверное, придется издалека.
Явился этот уже третьеклассник ко мне в сентябре. Почти как чистый лист, ибо все забыл. Нет, это нормально, я не удивилась. Стали вспоминать.
Первый звоночек прозвучал, когда он резво «забыл» практически все цвета. Обычно это они худо-бедно помнят. Ну, хотя бы базовые: красный, зеленый, синий, розовый. Тем более, что те еще в правилах чтения мелькают все время (у меня во всяком случае).
Хорошо, повторили. Я даже нашла у него в тетради страницу, где я их в свое время расписывала, еще с произношением русскими буквами. Попросила дома еще раз повторить.
Приходит. Уверяет, что повторил. Не помнит ничего. Пишу маме про цвета, она отвечает, что проконтролирует.
Приходит. Опять ноль. Опять пишу маме. Перед следующим уроком мама уверяет, что весь день учили, и что он ей все рассказал и написал. Спрашиваю. Устно еще терпимо. Письменно – опять никак.
Но я, честно говоря, уже не стала настаивать. Решила, что он от переизбытка впихивания в него этих цветов так волнуется, что от волнения путается и все забывает. И мама подтвердила, что у него паника.
Ладно, хорошо. Ученик третьего класса паникует от того, что его просят воспроизвести уже многократно пройденный и повторенный материал.
Так прошел сентябрь. То есть мы месяц долбали цвета. Нет, понятно, еще и другим занимались, но тем не менее.
Потом та же история была с глаголами за 2 класс: бегать, сидеть, летать и пр.
Потом мы столкнулись с местоимениями. Ну, как столкнулись. Во-первых, они изучаются во втором классе (и со мной он активно их изучал). Во-вторых, они мелькают в любом объяснении, в любом задании, в любом тексте.
Ну вот буквально... Первая страница учебника.
Вторая страница учебника. А здесь еще эти местоимения надо активно употребить в рассказе.
Третья страница учебника.
С вашего позволения, дальше я продолжать не буду. Я к тому, что если еще цвета и определенные глаголы встречаются не на каждом шагу, то уж местоимения-то везде.
Что ж, повторяем один урок.
Приходит – никак. Повторяем второй урок. Причем я даю стандартное задание: разложить слова под местоимения. К примеру, he – это Tom, a boy и т.д. Делаем. Повторяем. Составляем предложения.
Приходит вчера. Предъявляет домашнее задание. Причем весьма оригинально.
– Вот, у меня в дневнике.
Ладно, сознаюсь, я сама сглупила, потому что взяла этот дневник и начала смотреть. Надо было попросить его озвучить. Сам писал, сам и говори.
Я ж еще вижу плохо, а там его каракулями что-то написано, вообще не разберешь. Вроде бы упражнения 4-6, стр.10. Я спрашиваю:
– Так что конкретно вам задали?
– Так вот же, написано!
Даю дневник ему в руки, прошу, чтобы сам разобрался, что там написано.
– А я не понимаю, ну вы же сами смотрели?
Я говорю:
– А вы же сами писали. Вот сами и разбирайте, что вы там изобразили. )
Мальчик:
– Это в рабочей тетради!
Там вообще-то обычно 4 упражнения на странице (в начале третьего класса так, это я точно помню), но ОК. Открываем стр.10. Во-первых, там упр.1-4, во-вторых, они вообще к другому уроку.
Мальчик:
– А, это учебник!
Смотрим учебник. Там тоже нет таких упражнений.
Тут ученик кричит:
– А вот, вот оно, задание.
Смотрите сами, я обвела. Ну да, и стр.10 есть. И цифры 4 и 6 есть. )))
Ладно, такими вот извилистыми тропами добрались мы до домашнего задания. ) Обратите внимание, я сохраняю полное спокойствие, ибо и не такое видали. )))
Начинаем делать.
И в одном предложении натыкаемся на злосчастное местоимение. They.
Мальчик впадает в ступор. Мальчик не может его прочитать. Мальчик не может его перевести. Мальчик уверяет, что видит его первый раз в жизни. И что:
– Я сегодня влетел носом в дверь, у меня так кровища текла, аж хлестала. И у меня нос до сих пор болит, я не могу им шевелить.
Я печально говорю:
– А вам не надо шевелить носом, вы шевелите лучше мозгами. Давайте вспоминать то, что мы с вами в прошлый раз разбирали.
А разбирали мы вопросы. Естественно, с местоимениями, потому что там do и does. А где does, я как мантру твержу про he, she, it.
Ну что, мальчик не помнит, как переводится he. Мальчик не помнит, как переводится she. Мальчик не может даже прочитать слово they.
Это с учетом того, что мы чуть не весь прошлый урок долбались.
– Tim and Tom – they, Jane – she, a forest – it.
Вот тут я немножко не выдержала. Нет, я не сердилась, я не повышала голоса, я не ругалась. Я мальчику ни одного кислого слова не сказала. Я говорила очень тихо и спокойно.
А смысл моей речи был в том, стоит ли нам заниматься, если он ко мне на каждый урок приходит, как чистый лист? И имеет ли нам смысл весь год проходить одну и ту же тему? Нет, я, конечно, могу это делать, мне за это платят. Но зачем нам обоим это нужно?
И на этой ноте я его отправила домой. Сказала, что урок отменяется, его маме я напишу.
Маме написала примерно в том же духе. Что сожалею, но это вынужденная мера. Возможно, это будет повод для беседы с ребенком. И, возможно, это ребенка встряхнет.
Деньги за урок я вернула.
И теперь вот думаю. Наверное, мальчик ничего не понял. Он ведь делал то, что делал всегда. Но до этого все было нормально, а тут вдруг вот...
И с чего вдруг я так конкретно в бутылку полезла?
Вон, девочку же терплю. И даже мыслей пока нет ее выпереть. )))
Или, может, так. Я подсознательно понимаю, что с девочки толку особого не будет, поэтому и не рыпаюсь. А мальчик, в принципе, способен материал освоить, поэтому я на него и воздействую?
Это я в порядке размышлений и самокопания. Потому что я и с сестрой разговаривала, и с отцом, все пыталась понять, с чего бы вдруг у меня такая реакция. Или просто мальчик довыпендривался?
Хотя да, у нас это семейная черта. Мы долго терпим. Мы очень долго терпим, понимаем, входим в положение. Но в какой-то момент самое незначительное событие вызывает жесткую реакцию. Не какое-то экстраординарное, а такое же, как раньше. Такое, к которому мы раньше относились спокойно. Наверное, все же это пресловутая соломинка...
Мама, как я думаю, на меня обиделась. Потому что коротко написала, что она меня услышала и что она расстроена. И что мальчик к следующему уроку все выучит.
А я вечером сижу так, думаю. Впрочем, я в Телеграме писала, скопирую оттуда:
Вот объясните мне...
Казалось бы, все не очень хорошо. Я выгнала ученика - я потеряла время, потраченное на урок. Я потеряла деньги, потому что я их вернула. Я, возможно, потеряла ученика.
А что я такая довольная -то? Весь вечер радостно скалюсь и пою песни Кинчева и гимн СССР.
Может, это я по капле выдавливаю из себя раба? Что там с психологической точки зрения?
На радостях напихала себе в кофе всего побольше.)))
Уважаемые читатели, а что вы думаете? Может, я, наконец, поняла, что можно и отказаться от небольшой суммы денег во имя своего душевного спокойствия? Или все же это жесткая попытка как-то встряхнуть ученика и заставить его поменять свое отношение к занятиям? Ну и еще момент: я ведь таким образом его ничему не научу, а претензии предъявят в случае чего кому? Правильно, не ему же. Может, все это вместо сложилось и сподвигло меня к подобным действиям?
Я к тому, что иногда «большое видится на расстоянье». И, вероятно, со стороны все это как-то понятнее будет, и вы мне на пальцах объясните:
– Апокалипсия Армагеддоновна, вы так себя повели, потому что...
Так что пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!
Про якобы болезни, неспособность и прочее:
А вечером я завершу тему о проблемах со множественным числом.
И утром в Телеграме смотрите Скару на новом месте и в спортивном стиле. )
Вот о чем я писала 23 октября в прошлом году:
О якобы экономии на еде. Продолжу тему питания своей дочери в дорогом городе Москве
Как моя дочь продолжает улучшать свой быт в общежитии
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.