Найти в Дзене
Extreme Sound

"Джон Фогерти против Джона Фогерти": Как легенда рока судился сам с собой и победил

Оглавление

Возможно ли подать в суд на самого себя за кражу собственной песни? Звучит как абсурдный анекдот, но в 1988 году именно это и произошло с Джоном Фогерти, легендарным голосом и гитаристом группы Creedence Clearwater Revival. Он оказался в зале суда по обвинению в плагиате... песни, которую он сам же и написал.

Эта уникальная история — не просто юридический казус. Это драма о жадности, мести и борьбе артиста за право оставаться самим собой.

Глава 1: Кабальный контракт и заклятый враг

Чтобы понять, как такое вообще могло случиться, нужно вернуться в 60-е. Молодая группа Джона Фогерти, тогда еще называвшаяся The Blue Velvets, подписала контракт с лейблом Fantasy Records. В 1967 году лейбл купил бизнесмен по имени Сол Заенц. Он предложил группе новый, улучшенный контракт. Парни, жаждущие славы, подписали его, не вчитываясь в мелкий шрифт.

-2

И это была их главная ошибка. Сами того не ведая, они навсегда отдали Заенцу все права не только на свои записи, но и на сами песни. Фогерти, который писал все главные хиты CCR — "Proud Mary", "Fortunate Son", "Bad Moon Rising" — больше не был их хозяином. Большую часть денег получал Заенц.

После распада CCR в 1972 году Фогерти начал сольную карьеру, но обида на Заенца осталась.

Глава 2: "Мистер Жадность" и свинья в клипе

В 1985 году Фогерти выпустил суперуспешный сольный альбом Centerfield. И на этом альбоме он решил свести счеты со своим старым врагом. Две песни были прямыми и недвусмысленными нападками на Сола Заенца: "Mr. Greed" ("Мистер Жадность") и "Zanz Kant Danz" ("Занц не умеет танцевать").

-3

В клипе на последнюю песню Заенц был изображен в виде глиняной свиньи-злодея, которая грабит людей. Этого Заенц стерпеть не мог. Он подал на Фогерти в суд, потребовав 144 миллиона долларов за клевету и за то, что музыкант изобразил его "вором, грабителем, прелюбодеем и убийцей".

Фогерти понял, что перегнул палку, и стороны договорились в досудебном порядке. Музыкант выплатил Заенцу кругленькую сумму. Но это была только первая битва.

Глава 3: Абсурдный иск: плагиат самого себя

Почувствовав вкус крови, Заенц решил нанести второй удар. Он заявил, что главный хит с нового альбома Фогерти, "The Old Man Down the Road", является плагиатом песни CCR "Run Through the Jungle", права на которую, как мы помним, принадлежали Заенцу.

Суть иска была проста: Джон Фогерти украл песню у Джона Фогерти.

Так начался один из самых абсурдных судебных процессов в истории музыки. Дело дошло до федерального суда в Сан-Франциско. Война была объявлена.

Глава 4: Гитара в зале суда и победа

Суд длился две недели. Фогерти приходил на каждое заседание. В один из дней он даже принес с собой гитару. Прямо перед судьей и присяжными он сыграл фрагменты своих хитов, включая обе спорные песни.

-4

Он терпеливо объяснял, что его фирменный стиль — это "свомп-рок" (болотный рок), и песни в этом жанре неизбежно будут иметь схожие черты. Более того, у любого автора есть свой узнаваемый почерк.

Этот живой концерт в зале суда произвел впечатление. Присяжные единогласно решили, что песни, хоть и могут показаться похожими неподготовленному слушателю, на самом деле являются совершенно разными композициями. Фогерти победил.

-5

Судья же вынес еще более категоричное решение: «Нельзя сплагиатить самого себя». По его мнению, сама суть иска была абсурдна.

Глава 5: Предательство, Верховный суд и финальный триумф

Казалось бы, история закончена. Но нет. Фогерти, хоть и выиграл дело, потратил на адвокатов около 400 000 долларов — больше, чем заработал на песне. По закону, проигравшая сторона должна была возместить его расходы. Но суд отказал.

-6

Фогерти был в ярости от такой двойной несправедливости и пошел до конца. Его апелляция прошла все инстанции и в итоге дошла до Верховного суда США.

И в 1994 году, спустя почти десять лет после начала этой войны, Верховный суд вынес окончательное решение в пользу Фогерти. Судьи постановили, что цель закона об авторском праве — поощрять творчество, а не наказывать артистов, которые успешно защищают свое право на собственный стиль. Это решение стало важнейшим прецедентом, защитившим тысячи музыкантов от злонамеренных исков.

-7

Самым болезненным моментом во всей этой истории для Фогерти стало предательство. Он узнал, что именно его бывший коллега по CCR, басист Стю Кук, указал Заенцу на сходство песен. «Я почувствовал, как мне вонзили нож в спину», — писал он в мемуарах.

Эта история на долгие годы отбила у Фогерти желание писать в своем фирменном стиле. Лишь в 2007 году он снова вернулся к "болотному року". И это было триумфальное возвращение.

А как вы считаете, похожи ли эти две песни? И можно ли вообще украсть что-то у самого себя? Делитесь мнением в комментариях!