Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Засунул руку ему в пасть»: почему охотник-промысловик, переживший нападение медведя, снова вернулся в тайгу

Александра с детства тянуло на природу. – У друга было старенькое ружьё, мы ходили с ним – не помню уже, может, первым был заяц или рябчик, — вспоминал он. Уже в пять лет пробовал делать первые чучела из крыс, рыб, птиц. Природа, говорил мужчина, помогает «показать характер животного точнее, чем фотография». Повзрослев, Александр понял, что хочет связать жизнь с лесом, природой. Стал охотником-промысловиком и таксидермистом. В 1986 году получил свой участок в Хабаровском крае. Несмотря на профессию, врагом зверей он себя не считает: – Любой скажет, что у меня зверь живёт не хуже, чем в заказнике. Не раз выхаживал раненых животных и отпускал их обратно в лес. Смысл охоты для него не в трофеях. Мужчина мог пройти по тайге до шестидесяти километров в день просто чтобы насладиться красотой природы, вобрать в себя её ароматы, провести ночь у костра. – Вот это для меня и есть охота, а не чтобы в мешке лежала добыча. Часто видишь зверя и понимаешь, что добывать не надо – молодой или самка. До
Оглавление

Александра с детства тянуло на природу.

– У друга было старенькое ружьё, мы ходили с ним – не помню уже, может, первым был заяц или рябчик, — вспоминал он.

Уже в пять лет пробовал делать первые чучела из крыс, рыб, птиц. Природа, говорил мужчина, помогает «показать характер животного точнее, чем фотография».

Повзрослев, Александр понял, что хочет связать жизнь с лесом, природой. Стал охотником-промысловиком и таксидермистом. В 1986 году получил свой участок в Хабаровском крае.

Несмотря на профессию, врагом зверей он себя не считает:

– Любой скажет, что у меня зверь живёт не хуже, чем в заказнике. Не раз выхаживал раненых животных и отпускал их обратно в лес.

Иллюстрация к истории создана при помощи ИИ
Иллюстрация к истории создана при помощи ИИ

«Зверь запоминает обидчика»

Смысл охоты для него не в трофеях. Мужчина мог пройти по тайге до шестидесяти километров в день просто чтобы насладиться красотой природы, вобрать в себя её ароматы, провести ночь у костра.

– Вот это для меня и есть охота, а не чтобы в мешке лежала добыча. Часто видишь зверя и понимаешь, что добывать не надо – молодой или самка. Добываю только поживших самцов или больных.

С годами Александр стал замечать, что поведение зверей меняется. Из-за вырубки лесов и уничтожения среды обитания животных кормовая база истощилась. Многие звери, в том числе медведи, всё чаще выходят к людям. Создаётся опасная ситуация и для человека, и для хищника.

– Иногда ездят люди, которые боятся ходить по тайге пешком, но в машину всё равно берут ружья. И вот едет такой, увидел зверя, выстрелил, но не убил, а зверь запомнил. Такой зверь тоже становится опасен для каждого прохожего, под такой расклад может попасться человек, не имеющий к нему никакого отношения. А тигры и вовсе чётко запоминают обидчика и начинают целенаправленную охоту.

«Надо было остаться ночевать»

– Если медведь начинает заниматься грабежами и каннибализмом, то тут уже хочешь не хочешь, страшно не страшно, а ты должен пойти и добыть его. Иначе это выйдет боком или тебе лично, или тайге.

С медведями Александру приходилось пересекаться часто. Однако на них он принципиально всегда ходит один. Считает, что в компаниях тяжелее сосредоточиться, так как иногда все начинают палить почём зря, и снижается концентрация. Это может стоить охотникам жизни.

Но порой случаются и неожиданные «встречи». 22 октября 2016 года мужчина заехал на свой участок, чтобы подготовиться к сезону. Дел в лесу немало: нужно тропы расчистить, дров наколоть, что-то починить. Устав, он решил пройти до соседней избушки.

– Надо было остаться ночевать, но хотелось сделать ещё что-то, – рассказывал охотник.

Он взял старый затворный карабин, оставив полуавтоматический дома. Шёл спокойно, как вдруг послышался хруст веток. Александр быстро развернулся, успел выстрелить всего раз – и в следующую секунду уже лежал на земле под огромным белогрудым медведем.

– Он навалился на меня, стал душить. Я закрыл горло – он прокусил обе руки, взялся за лицо.

Казалось, что исход очевиден. Но промысловик всё ещё находился в сознании и цеплялся за любую возможность спастись. Карабин лежал где-то рядом, нужно было лишь его достать. Левой рукой мужчина отвлёк зверя, засунув её в пасть, а правой в это мгновение нащупал оружие.

– Подтянул, прицелился одним глазом, затвором упёрся и выстрелил. Он стал в агонии биться, я понял, что ему хана.

Медведь упал навзничь. Возникшая тишина была гуще воздуха.

«По глазам водителя понял, как выгляжу»

Александр выбрался на тропу. Руки почти не слушались, текла кровь. Но он продолжал идти к трассе, надеясь, что хоть кто-то проедет мимо и поможет.

– Выйди я на полчаса позже – так бы и остался на этой дороге. Но к счастью, когда я вышел на трассу, по ней как раз шёл лесовоз. Водитель, увидев меня, чуть с дороги не ушёл – я по глазам лесовозчика как раз и понял, как выгляжу.

Первую операцию сделали только утром. На левой руке насчитали двадцать пять следов от клыков. Последующие четыре года охотник продолжал ездить на операции и восстанавливаться. Но тайгу не бросил – при первой же возможности той осенью вернулся в зимовье и отработал сезон.

– Во многом через не могу, но все же именно тайга для меня – это и есть жизнь.

Он выжил не потому, что был сильнее, а потому что не выдавал страха и вовремя смог сориентироваться.

– С медведем схватка происходит на равных. Зверь в естественной среде обитания очень чуток, он всё видит, соревнуется с тобой. Животные – тончайшие психологи. Они чувствуют всё, читают мысли, и если зверь чует твой страх, то это уже половина твоего проигрыша.

Друзья, если вам нравятся истории о силе человеческого духа и необычных поворотах судьбы, на канале «Ямал-Медиа» мы ежедневно рассказываем удивительные случаи, произошедшие в реальности. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи и видео.

Читайте также: