Dragon, Medium Mk.IV и другие тягачи на базе танка Vickers Mk.E
Вопросы механизации артиллерии остро встали еще в годы Первой мировой войны. Первоначально речь шла о тяжелой артиллерии, но в дальнейшем стали рассматриваться и более легкие орудия. В случае с англичанами приоритет поначалу также был за тяжелыми орудиями. Но так получилось, что дальнейшее развитие механической тяги привело к созданию тягачей, которые таскали 18-фунтовые (84-мм) полевые пушки. В дальнейшем пошло разделение на легкие и средние артиллерийские тягачи, поскольку стало очевидно, что для каждого класса артиллерии нужен свой тягач.
Первенцами среди английских гусеничных тягачей стали Dragon разработки Armstrong Siddeley. В то время Vickers не особо был заинтересован в таких тягачах, предпочтя разработку и выпуск танков. Но судьбе было угодно распорядиться так, что в 1928 году две конкурирующие фирмы объединились, создав Vickers-Armstrongs. К тому моменту семейство Dragon разделилось на Dragon, Medium, и Dragon, Light. И это стало только началом. В дальнейшем развитие средних тягачей пошло по линии разработки экспортных танков Vickers-Armstrongs, созданных под руководством Джона Кардена и Вивиана Лойда.
Карден и Лойд, надо сказать, данную концепцию продвигали еще со времен создания танкеток. Они считали, что подобная машина должна быть многоцелевой. Путем нехитрых действий танкетка превращалась в некое подобие тягача, по крайней мере, легкую пехотную пушку она вполне могла таскать. Идея оказалась не лишенной смысла, например, советские танкетки Т-27, доработанная копия Carden-Loyd Mk.VI, использовались и как тягачи 45-мм противотанковых пушек. Далее Карден и Лойд перенесли данную концепцию и на "патрульные" танки, получив вполне серийные тягачи, которые шли на экспорт.
Ровно таким же образом Карден и Лойд действовали в случае с легким экспортным танком Vickers Mk.E. В 1930 году было подготовлено два "коммерческих трактора", получивших обозначение B12E1 и B12E2. Под этими обозначениями скрывались шасси Vickers Mk.E, минимально доработанные для использования в качестве тягачей. Подбашенные коробки снимались, а вместо боевого отделения получалась нехитрая кабина с сиденьями для расчета. Для увеличения полезного объема место механика-водителя подвинули вперед, рядом с ним также появились сиденья.
Между собой B12E1 и B12E2 отличались небольшими деталями салона, а главное моторами. B12E1 фактически представлял собой первый опытный образец Vickers Mk.E с двигателем водяного охлаждения фирмы Dorman мощностью 80 лошадиных сил. На танке он не прижился, но имелась вероятность, что он пригодится на тягаче.
Второй образец, B12E2, являлся конверсией типового Vickers Mk.E, с мотором воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley. Данный вариант выглядел самым простым для изготовления, но на самом деле именно он смотрелся хуже всего. Ибо мотор Armstrong-Siddeley на танке перегревался, что, кстати, послужило одной из ключевых причин отказа английских военных от Vickers Mk.E. Забраковали они и оба трактора, которые испытывались в 1931-32 годах, при этом они постепенно дорабатывались..
Можно сказать, что не понравились они всем. На фоне Dragon, Medium Mk.III "коммерческие" тракторы выглядели совсем убого, в таком виде они решительно не годились на роль средних артиллерийских тягачей. Таскать они должны были 60-фунтовую (127-мм) пушку Ordnance BL 60-pounder, либо 6-дюймовую (152-мм) гаубицу Ordnance BL 6-inch 26 cwt howitzer. Некоторое время английские военные считали, что им хватит Dragon, Medium Mk.III, последние такие тягачи заказали в 1933 году. Но здравый смысл подсказывал, что нужна более новая машина, ибо у средних "Драконов" шасси уже морально устарело.
7 марта 1935 года с Vickers-Armstrongs заключили контракт на изготовление двух артиллерийских тягачей Dragon, Medium Mk.IV. Получившиеся машины разительно отличались от B12E1 и B12E2, общего там было немного. Вместо мотора Armstrong-Siddeley был установлен 90-сильный дизельный двигатель фирмы AEC, более подходивший для подобных задач. Расположили его в кормовой части корпуса, по бокам от него разместились места расчета. Такая компоновочная схема оказалась куда более удачной, особенно с точки зрения использования внутреннего объема.
По большому счету, к Vickers Mk.E данные тягачи имели отдаленное отношение. Даже ходовая часть у них имела некоторые отличия. Подвеску переработали, при этом последний опорный каток, как и у Vickers Mk.E, сделали цельнометаллическим. Подобно Dragon, Medium Mk.III, на бортах корпуса появились снарядные укладки, удобные для работы расчетов. Механик-водитель теперь располагался по центру, что позволило разместить по бокам еще два сиденья. По итогам получился тягач, который мог полноценно заменять предшественников.
По итогам испытаний двух образцов Dragon, Medium Mk.IV с Vickers-Armstrongs 9 июня 1936 года заключили второй контракт. Теперь предполагалось получить 10 таких тягачей. Столь мизерным объемам удивляться не стоит: на тот момент это было нормой, не самая богатая английская армия могла позволить себе лишь пробные партии. Самым важным моментом в этой истории было то, что все выпущенные Dragon, Medium Mk.IV оказались в боевых частях.
В 1940 году тягачи отправили в составе BEF (британский экспедиционный корпус) во Францию, где они и остались в июне 1940 года. Дальнейшими владельцами тягачей стали немцы. Впрочем, одними только поставками английскую армию дело не ограничилось. 18 Dragon, Medium Mk.IV заказала Индия и 23 штуки Китай. Таким образом, в чистом виде их изготовили 53 штуки, уже не так и мало.
В дальнейшем английская армия, как не странно, от гусеничных артиллерийских тягачей отказалась. По крайней мере что касается средней и тяжелой артиллерии. И нельзя сказать, что англичане ошиблись. Подобно итальянцам, англичане закрыли вопрос за счет использования колесных тягачей. AEC Matador O853, выпуск которых начался с 1938 года, вполне закрыли вопрос с тягачами для средней артиллерии.
Список источников:
Dragons, John Church, Tankette 19-05
tankdevelopment.blogspot.com
IWM Collection
Другие материалы по английским гусеничным тягачам и транспортерам 1917-1945 гг: