Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Средний артиллерийский трактор из 6-тонного "Виккерса"

Dragon, Medium Mk.IV и другие тягачи на базе танка Vickers Mk.E

Вопросы механизации артиллерии остро встали еще в годы Первой мировой войны. Первоначально речь шла о тяжелой артиллерии, но в дальнейшем стали рассматриваться и более легкие орудия. В случае с англичанами приоритет поначалу также был за тяжелыми орудиями. Но так получилось, что дальнейшее развитие механической тяги привело к созданию тягачей, которые таскали 18-фунтовые (84-мм) полевые пушки. В дальнейшем пошло разделение на легкие и средние артиллерийские тягачи, поскольку стало очевидно, что для каждого класса артиллерии нужен свой тягач.

Опытный тягач B12E1, фактически первый опытный образец Vickers Mk.E с двигателем водяного охлаждения фирмы Dorman.
Опытный тягач B12E1, фактически первый опытный образец Vickers Mk.E с двигателем водяного охлаждения фирмы Dorman.

Первенцами среди английских гусеничных тягачей стали Dragon разработки Armstrong Siddeley. В то время Vickers не особо был заинтересован в таких тягачах, предпочтя разработку и выпуск танков. Но судьбе было угодно распорядиться так, что в 1928 году две конкурирующие фирмы объединились, создав Vickers-Armstrongs. К тому моменту семейство Dragon разделилось на Dragon, Medium, и Dragon, Light. И это стало только началом. В дальнейшем развитие средних тягачей пошло по линии разработки экспортных танков Vickers-Armstrongs, созданных под руководством Джона Кардена и Вивиана Лойда.

Второй образец, B12E2, являлся конверсией типового Vickers Mk.E, с мотором воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley.
Второй образец, B12E2, являлся конверсией типового Vickers Mk.E, с мотором воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley.

Карден и Лойд, надо сказать, данную концепцию продвигали еще со времен создания танкеток. Они считали, что подобная машина должна быть многоцелевой. Путем нехитрых действий танкетка превращалась в некое подобие тягача, по крайней мере, легкую пехотную пушку она вполне могла таскать. Идея оказалась не лишенной смысла, например, советские танкетки Т-27, доработанная копия Carden-Loyd Mk.VI, использовались и как тягачи 45-мм противотанковых пушек. Далее Карден и Лойд перенесли данную концепцию и на "патрульные" танки, получив вполне серийные тягачи, которые шли на экспорт.

В ходе испытний его дорабатывали, но тоже забраковали.
В ходе испытний его дорабатывали, но тоже забраковали.

Ровно таким же образом Карден и Лойд действовали в случае с легким экспортным танком Vickers Mk.E. В 1930 году было подготовлено два "коммерческих трактора", получивших обозначение B12E1 и B12E2. Под этими обозначениями скрывались шасси Vickers Mk.E, минимально доработанные для использования в качестве тягачей. Подбашенные коробки снимались, а вместо боевого отделения получалась нехитрая кабина с сиденьями для расчета. Для увеличения полезного объема место механика-водителя подвинули вперед, рядом с ним также появились сиденья.

Один из двух образцов Dragon, Medium Mk.IV, заказанных в 1935 году.
Один из двух образцов Dragon, Medium Mk.IV, заказанных в 1935 году.

Между собой B12E1 и B12E2 отличались небольшими деталями салона, а главное моторами. B12E1 фактически представлял собой первый опытный образец Vickers Mk.E с двигателем водяного охлаждения фирмы Dorman мощностью 80 лошадиных сил. На танке он не прижился, но имелась вероятность, что он пригодится на тягаче.

Ходовая часть у них еще как у Vickers Mk.E, есть отличия и по другим деталям.
Ходовая часть у них еще как у Vickers Mk.E, есть отличия и по другим деталям.

Второй образец, B12E2, являлся конверсией типового Vickers Mk.E, с мотором воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley. Данный вариант выглядел самым простым для изготовления, но на самом деле именно он смотрелся хуже всего. Ибо мотор Armstrong-Siddeley на танке перегревался, что, кстати, послужило одной из ключевых причин отказа английских военных от Vickers Mk.E. Забраковали они и оба трактора, которые испытывались в 1931-32 годах, при этом они постепенно дорабатывались..

Для сравнения, машина с доработанной ходовой частью.
Для сравнения, машина с доработанной ходовой частью.

Можно сказать, что не понравились они всем. На фоне Dragon, Medium Mk.III "коммерческие" тракторы выглядели совсем убого, в таком виде они решительно не годились на роль средних артиллерийских тягачей. Таскать они должны были 60-фунтовую (127-мм) пушку Ordnance BL 60-pounder, либо 6-дюймовую (152-мм) гаубицу Ordnance BL 6-inch 26 cwt howitzer. Некоторое время английские военные считали, что им хватит Dragon, Medium Mk.III, последние такие тягачи заказали в 1933 году. Но здравый смысл подсказывал, что нужна более новая машина, ибо у средних "Драконов" шасси уже морально устарело.

 Вместо мотора Armstrong-Siddeley был установлен 90-сильный дизельный двигатель фирмы AEC, более подходивший для подобных задач.
Вместо мотора Armstrong-Siddeley был установлен 90-сильный дизельный двигатель фирмы AEC, более подходивший для подобных задач.

7 марта 1935 года с Vickers-Armstrongs заключили контракт на изготовление двух артиллерийских тягачей Dragon, Medium Mk.IV. Получившиеся машины разительно отличались от B12E1 и B12E2, общего там было немного. Вместо мотора Armstrong-Siddeley был установлен 90-сильный дизельный двигатель фирмы AEC, более подходивший для подобных задач. Расположили его в кормовой части корпуса, по бокам от него разместились места расчета. Такая компоновочная схема оказалась куда более удачной, особенно с точки зрения использования внутреннего объема.

Открытые снарядные ящики.
Открытые снарядные ящики.

По большому счету, к Vickers Mk.E данные тягачи имели отдаленное отношение. Даже ходовая часть у них имела некоторые отличия. Подвеску переработали, при этом последний опорный каток, как и у Vickers Mk.E, сделали цельнометаллическим. Подобно Dragon, Medium Mk.III, на бортах корпуса появились снарядные укладки, удобные для работы расчетов. Механик-водитель теперь располагался по центру, что позволило разместить по бокам еще два сиденья. По итогам получился тягач, который мог полноценно заменять предшественников.

Dragon, Medium Mk.IV основной серии.
Dragon, Medium Mk.IV основной серии.

По итогам испытаний двух образцов Dragon, Medium Mk.IV с Vickers-Armstrongs 9 июня 1936 года заключили второй контракт. Теперь предполагалось получить 10 таких тягачей. Столь мизерным объемам удивляться не стоит: на тот момент это было нормой, не самая богатая английская армия могла позволить себе лишь пробные партии. Самым важным моментом в этой истории было то, что все выпущенные Dragon, Medium Mk.IV оказались в боевых частях.

Таких тягачей заказали 10 штук. Это если мы говорим про английскую армию.
Таких тягачей заказали 10 штук. Это если мы говорим про английскую армию.

В 1940 году тягачи отправили в составе BEF (британский экспедиционный корпус) во Францию, где они и остались в июне 1940 года. Дальнейшими владельцами тягачей стали немцы. Впрочем, одними только поставками английскую армию дело не ограничилось. 18 Dragon, Medium Mk.IV заказала Индия и 23 штуки Китай. Таким образом, в чистом виде их изготовили 53 штуки, уже не так и мало.

18 Dragon, Medium Mk.IV заказала Индия и 23 штуки Китай. Вполне серия.
18 Dragon, Medium Mk.IV заказала Индия и 23 штуки Китай. Вполне серия.

В дальнейшем английская армия, как не странно, от гусеничных артиллерийских тягачей отказалась. По крайней мере что касается средней и тяжелой артиллерии. И нельзя сказать, что англичане ошиблись. Подобно итальянцам, англичане закрыли вопрос за счет использования колесных тягачей. AEC Matador O853, выпуск которых начался с 1938 года, вполне закрыли вопрос с тягачами для средней артиллерии.

Список источников:

Dragons, John Church, Tankette 19-05

tankdevelopment.blogspot.com

IWM Collection

Другие материалы по английским гусеничным тягачам и транспортерам 1917-1945 гг:

История Dragon Mk.I-Mk.III Field Artillery Tractor, первых серийных быстроходных гусеничных артиллерийских тягачей

Попытки использовать Universal Carrier Mk.I в качестве тягача дивизионной и противотанковой артиллерии