История танкеток, которые появились в ходе позиционной войны и остаются для нее актуальной по сей день
Перефразируя классика, можно сказать, что бронетехника - это осознанная необходимость. Появилась она отнюдь не на пустом месте: сложились условия, в которых потребовалось средство преодоления оборонительных линий. Без него разрешить кризис позиционной войны оказалось если не невозможным, то уж точно очень сложным. Вместе с тем, существует очень тонкий момент, который нередко упускается из вида. Танки стали не первым подобным средством, до них уже появились стрелковые щитки и прочие индивидуальные средства защиты, также ставшие средством преодоления кризиса позиционной войны.
Одним из результатов развития стрелковых щитков стало появление такого вида бронетанковой техники, как танкетка. Как и танк, она появилась в огне Первой мировой войны, но попасть на нее не успела. А дальше начались процессы, которые всё больше приближали танкетку к легким танкам. Итогом стала эволюция, превратившая танкетку в малый танк, с дальнейшим ростом массы и других характеристик. Ирония в том, что актуальность танкетки никуда не делась, каждый крупный конфликт с позиционным характером боевых действий приводил к резкому повышению спроса на такую боевую машину.
Для начала, стоит объяснить, в чем принципиальная разница между танком и танкеткой. Танк изначально виделся как крупная, хорошо защищенная боевая машина которая выступала средством поддержки пехоты и должна была прорывать эшелонированные линии обороны. Конечно, за время эволюции из "сухопутного броненосца" танк превратился в менее грандиозную боевую машину, но суть не поменялась. А вот танкетка родилась из совсем иной концепции. Это изначально развитие броневого щитка, известного как Creep Tank. То есть индивидуальное средство защиты стрелка, со стрелковым вооружением, в идеале ставился пулемет.
Отчасти то, что потом превратилось в Renault FT, пересекалось с идеями танкетки. Разница в том, что это уже была не передвижная стрелковая точка, а мобильное пулеметное гнездо, с надежной противопульной защитой и экипажем из двух человек. Такой подход сразу увеличил боевую массу, меньше 6 тонн никак не получалось. Кроме того, экипаж из двух человек во многом убивал саму идею индивидуальной боевой машины. И, надо признать, на том техническом уровне иначе не получилось бы. Неоднократные попытки создать одноместную танкетку (те же опыты Мартеля) каждый раз приводили к одному результату - отрицательному. Одновременно вести огонь и управлять машиной оказывалось очень сложно.
Еще одним моментом, который сильно влиял на развитие танкетки, стало видение ее в системе вооружения. Не секрет, что любая боевая машина с гусеницами и дыркой для ружья быстро начинает восприниматься как танк. С соответствующим пониманием ее роли в структуре вооруженных сил. Итогом подобных взглядов стало то, во что превратилась танкетка в 20-е годы. Собственно, и раньше танкетка, вместо механизированного стрелкового щитка, становилась маленьким танком без башни. Именно таким получился 3-тонный танк Ford, фактически первая серийная танкетка. А дальше появилась концепция танкетки Carden-Loyd, ставшая классической.
Джон Карден и Вивиан Лойд смогли нащупать то, что хотели военные на тот период развития. А именно довольно дешевую, простую и подвижную боевую машину, которая оказалась еще и многоцелевой. Из подвижного пулеметного гнезда она превратилась универсальную легкую боевую машину. Почему так получилось, можно легко понять, взглянув на изменившуюся доктрину боевых действий. От позиционных боёв начался переход к маневренным боевым действиям. И тут танкетка, в том виде, как ее создали Карден и Лойд, отлично легла в идеи Джона Фуллера. Теперь это была многоцелевая массовая боевая машина, которая была разведчиком, тягачом, и даже самоходным минометом. При этом она, правда, перестала быть индивидуальным стрелковым щитком.
То, что произошло дальше, стало логичным развитием идей относительно взглядов военных на танкетку в ее текущей роли. Требования стали расти, это касалось как подвижности, так и броневой защиты, кому-то уже было мало пулемета. Итог очевиден - танкетка превратилась в малый танк. А это не одно и то же. Даже если малый танк не имел башни, к нему всё равно предъявлялись требования как к танку. Классический пример - итальянский малый танк CV 33/35, который по вооружению и броневой защите вполне себе нормальный танк. При этом у англичан танкетка не исчезла, а эволюционировала. Bren Carrier, который позже превратился в Universal Carrier, по сути то же самое, только теперь на борт можно было взять больше людей.
Самое интересное во всех этих процессах заключалось в том, что необходимость в исходной концепции танкетки никуда не делась. Это прекрасно показала советско-финляндская война, которая очень быстро спровоцировала взрывной рост выпуска стрелковых щитков. Заодно начались работы по ППГ (подвижное пулеметное гнездо), оно же Объект 217, разработки Кировского завода. Куда менее известны разработки НАТИ. В марте 1940 года появилось задание на очень похожий пулеметовоз, одноместный, который оснащался мотором от мотоцикла ТИЗ АМ-600 и колесной ходовой частью. Машина получила индекс ОСТ и прошла испытания, которые дали скорее отрицательные результаты.
На этом работы отнюдь не остановились. В НАТИ создали куда более удачный образец пулеметовоза (он так и назывался - "пулеметовоз"), испытаниями которого военные оказались довольны. Боевая масса выросла до 1,5 тонн, толщина лба корпуса составила 20 мм, а бортов 13 мм, высота пулеметовоза была всего 970 мм. Управлял машиной всего один человек, причем он осваивал машину с нуля всего за пару дней. Вооружение состояло либо из пулемета ДС, либо из пулемета системы Максим. За счет установки мотора КИМ-10 машина имела приличную подвижность и проходимость, вести ее можно было как лежа, так и сидя. При этом четко указывалось, что пулеметовоз не является танком, он его не заменяет.
Осенью 1941 года поднимался вопрос о выпуске партии из 1000 пулеметовозов НАТИ, но по ряду причин этого не произошло. Тут интересно другое. Если вы полезете в отдел изобретений ГАБТУ КА за военный период, то увидите там целую прорву аналогичных аппаратов. То есть в НАТИ нащупали то, что хотели простые бойцы. Их рацпредложения очень часто показывали общие пожелания с фронта. Увы, на тот момент возможностей выпускать подобное не имелось. Но вот, что интересно: идея индивидуальной боевой машины никуда не делась и после окончания Второй мировой войны. В 50-е годы Детройтский арсенал прорабатывал такие машины, причем с колесным, гусеничным и даже шагающим приводом.
Далее концепция снова изменилась, считалось, что позиционная война ушла в историю. И вот сейчас мы получили позиционную войну, которая стала результатом развития высокотехнологичных образцов вооружения. "Забег до Ла-Манша" сменился многомесячными баталиями, в которых нет-нет, да всплывают идеи, рожденные на полях сражений Первой мировой войны. Естественно, уже на ином технологическом уровне, но тем не менее. Так вот, танкетки вернулись, как и самоходные мины, причем в ряде случаев они по сути являются одним и тем же. Но уже на совсем ином технологическом уровне. Уже без "кожаного мешка" внутри, с дистанционным управлением.
Прелесть нынешнего времени в том, что доступность технологий стала куда большей, чем раньше. "Народные КБ" сейчас могут то, что раньше простому бойцу-рационализатору было сделать невозможно. Не говоря уже о том, что и большим КБ сейчас выдают заказы на подобные боевые машины. Причем порой они получаются очень похожими на старые добрые танкетки. Уже без человека внутри и с более солидным вооружением. Сути от этого не поменялось. Можно быть уверенным, как только кризис позиционной войны будет преодолен, про танкетки снова забудут, либо их снова начнут "кормить". Лишь для того, чтобы они потом снова вернулись, когда в них возникнет необходимость.
Список источников:
US NARA
РГВА
ЦАМО РФ
Архив Карла Бломстера
Архив автора
Другие статьи-культпросвет по околотанковой тематике:
Рассказ о том, кто и у кого что украл с точки зрения разработки танков в первой половине XX века
Танки как средство доставки пехоты на поле боя
Рассказ о том, что такое основной танк, а также как он вообще появился
Мысли о том, куда загнала себя основная часть мирового танкостроения
История "артиллерийских" танков, вооружавшихся крупнокалиберными короткоствольными орудиями
Рассказ о том, как со временем менялось понятие противоснарядной брони
Как в 1930-45 годах подходили к вопросу шасси для "самоходных лафетов" легкого класса