17 октября в г. Уфе прошел круглый стол «Народы Башкортостана в годы Великой Отечественной войны: памяти Миннигали Шаймуратова». Мероприятие было организовано объединением татарских краеведов Башкортостана «Беловолжье» при поддержке Института Истории им. Ш. Марджани АН РТ.
Предлагаем вниманию статью ведущего научного сотрудника Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Искандера Измайлова о татарском генерале Миннигали Шаймуратове.
Минигали Мингазович Шаймуратов родился 15 (27) августа 1899 года в деревне Биштяки Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне — Кармаскалинский район Республики Башкортостан). Он происходил из рода служилых татар (по отцу) и тептярей (по матери). Минигали был пятым ребенком в семье, и жизнь его не баловала. С 13 лет он работал грузчиком на мельнице, нанимался в батраки. На следующий год после смерти матери Шаймуратов уехал в Уфу и нанялся матросом на пароход «Урал» в местном пароходстве.
С июня 1919 года он на Гражданской войне. Служил в 270-м Белорецком стрелковом полку, защищал Петроград, после в составе 5-й армии Восточного фронта, которой командовал Василий Блюхер, воевал против войск адмирала Колчака. На счету Шаймуратова — участие в Пермской, Петропавловской и Омской операциях Красной Армии.
В январе 1921 года окончил 9-е Казанские кавалерийские курсы и был направлен командиром во 2-й кавалерийский полк Отдельной Приволжской кавалерийской бригады, которая участвовала в подавлении Тамбовского крестьянского восстания, одного из крупнейших в Гражданской войне, известного также как «Антоновский мятеж». С октября 1921-го он был командиром взвода на Кирсановских и Старожиловских кавалерийских курсах. После, в ноябре 1922 года, начал службу в Северокавказском военном округе в 79-м кавалерийском полку 14-й кавалерийской дивизии Первой Конной армии под командованием Семена Буденного.
В августе 1930 года Шаймуратов начал учиться в Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе, окончил 1-й курс основного факультета, а потом два года посещал Восточный факультет.
В 1934 году он уже на службе в 4-м (Разведывательном) управлении Генерального штаба в должности помощника начальника отделения.
Константин Симонов, тогда еще военный корреспондент, рассказывал по Шаймуратова, что он прекрасно владел различными языками, кроме тюркских — татарского, казахского и уйгурского, также китайским и английским, поскольку «объехал полмира по особым заданиям правительства».
В 1934—1935 годах он работал военным атташе в Турции, после стал советником военного комитета при правительстве Гоминьдана в Китае. По декабрь 1940 года Шаймуратов был военным атташе в Китае, фактически командующим всеми военными советниками и начальником военной разведки. За успешное выполнение боевых заданий он был награжден в 1938 году орденом Красного Знамени.
Вместо продолжения дипломатической карьеры Шаймуратов, вернувшись из Китая в 1941 году в звании полковника, занял пост заместителя начальника отдела Генштаба. С началом Великой Отечественной войны полковника перевели в Инспекцию кавалерии РККА и назначили командиром части по охране Кремля, в 1-й Особый кавалерийский полк.
А вскоре этот полк оказался в составе корпуса генерала Льва Доватора. Несмотря на то, что кавалерия как вид войск уступала танковым подразделениям, зимой 1941 года кавдивизии, благодаря своей маневренности и способности действовать в глубоком тылу противника, сыграли важную роль в победе под Москвой. За бои под Волоколамском Шаймуратов получил второй орден Красного Знамени.
В это время Госкомитет обороны решил формировать в рядах Красной Армии национальные части и соединения.
Шаймуратову поручили создать 112-ю Башкирскую кавалерийскую дивизию. Он возглавил ее 25 декабря 1941 года, а 2 июля 1942-го дивизия в составе 8-го кавалерийского корпуса воевала на Брянском фронте.
В ноябре 1942-го дивизия — в 5-й танковой армии Юго-Западного фронта. Те месяцы боев — это Сталинградская битва, Среднедонская наступательная операция (она же «Малый Сатурн»), освобождение станицы Тацинской и Морозовска. Это блокада группировки немецких войск фельдмаршала Паулюса.
10 ноября 1942 года Шаймуратову присвоено звание генерал-майора. Развивая наступление, Красная Армия рвалась на запад, пытаясь глубокими рейдами охватить немецкую группировку в районе Донбасса. В Ворошиловградской наступательной операции дивизия воевала в глубине немецкой обороны. В итоге за мужество и героизм в боях, за успешное выполнение важных оперативных задач 112-я дивизия в феврале 1943 года была переименована в 16-ю гвардейскую.
После в боях в районе Харькова при начале немецкого контрнаступления шаймуратовцы оказались далеко в немецком тылу.
Шаймуратов лично возглавил прорыв своих солдат. Бой 23 февраля 1943 года оказался для него последним.
Гвардии майор Сабир Кадыров так описывал гибель генерала: «Когда мы вместе с майорами М.И. Кузнецовым и Файзи Гафаровым приближались к генерал-майору М. Шаймуратову, он уже был окружен примерно тридцатью солдатами и офицерами... Вдруг я заметил: генерал, дерущийся с фашистами с саблей в руке, упал с коня. Его конь быстро поскакал мимо нас. Двадцать отважных воинов, охранявших комдива, ведут отчаянный бой с врагом возле бездыханного тела генерала».
Вынести тело погибшего командира с поля боя не удалось. До 1948 года он числился пропавшим без вести. Для обнаружения останков отважного кавалериста и установления достоверной информации было проведено специальное расследование. Только в 1946 году был установлен факт гибели генерала.
Его останки торжественно перезахоронили в Донбассе, его имя носит площадь в городе Петровское. В 1964 году родное село было переименовано в Шаймуратово. Здесь 11 сентября 2015 года открылся мемориал Воинской Славы с первым конным памятником генерал-майору.