Найти в Дзене
Navygaming Channel

Первый дредноут Италии не стал совершенным и «идеальным» /3/ От единичного неидельного "Алигьери" к "кавурам"/"чезаре" - путь продолжился

Продолжаем вспоминать "эпопею" о том, как итальянский флот в начал ХХ века обзавелся собственными дредноутами. Кстати, у него для этого были все необходимые условия. Окончание, начало ЗДЕСЬ, продолжение ТУТ. В предыдущей части статьи мы рассмотрели особенности проекта первого итальянского дредноута и закончили на его вооружении: с вооружением все ясно, а как дела с защитой? ...Броневая защита «Данте Алигьери» выполнялась по классической схеме: наиболее толстая броня располагалась по ватерлинии, становясь тоньше с каждым межпалубным промежутком. Для бронирования использовались плиты сталеникелевой брони, цементированной по технологии Круппа, поставляемые итальянской фирмой «Терни». Главный броневой пояс простирался от барбета носовой до барбета кормовой башни ГК и состоял из двух рядов плит. Нижний имел толщину 250 мм в верхней части, утончаясь до 170 мм к нижней кромке. Над ним располагался верхний ряд плит толщиной 203 мм. Замыкался пояс траверзами толщиной 100 м в носу и 76 мм в корм
Продолжаем вспоминать "эпопею" о том, как итальянский флот в начал ХХ века обзавелся собственными дредноутами. Кстати, у него для этого были все необходимые условия.

Окончание, начало ЗДЕСЬ, продолжение ТУТ.

В предыдущей части статьи мы рассмотрели особенности проекта первого итальянского дредноута и закончили на его вооружении: с вооружением все ясно, а как дела с защитой? ...Броневая защита «Данте Алигьери» выполнялась по классической схеме: наиболее толстая броня располагалась по ватерлинии, становясь тоньше с каждым межпалубным промежутком. Для бронирования использовались плиты сталеникелевой брони, цементированной по технологии Круппа, поставляемые итальянской фирмой «Терни».

Схема внешнего вида и бронирования линкора «Данте Алигьери»
Схема внешнего вида и бронирования линкора «Данте Алигьери»

Главный броневой пояс простирался от барбета носовой до барбета кормовой башни ГК и состоял из двух рядов плит. Нижний имел толщину 250 мм в верхней части, утончаясь до 170 мм к нижней кромке. Над ним располагался верхний ряд плит толщиной 203 мм. Замыкался пояс траверзами толщиной 100 м в носу и 76 мм в корме. К оконечностям толщина брони пояса уменьшалась: в носовой части до 100 мм, в кормовой - 76 мм. Выше главного пояса располагался каземат средней артиллерии, защищенный 100-мм бронированием.

«Данте Алигьери» - единственный итальянский дредноут с линейно расположенными
трехорудийными башнями главного калибра
«Данте Алигьери» - единственный итальянский дредноут с линейно расположенными трехорудийными башнями главного калибра

Горизонтальная защита была распределена между всеми тремя палубами и практически везде выполнялась двухслойной. Верхний слой изготавливался из стали высокого сопротивления, а нижний - из обычной кораблестроительной стали. Верхняя и главная палубы на всём протяжении были плоскими, с толщиной брони 24 (12+12) и 30 (18+12) мм соответственно. Нижняя палуба в пределах главного броневого пояса имела толщину 24 (12+12) мм в плоской части и 50 (25+25) мм на скосах. Вне пояса - за 100-мм траверсами - она имела карапасную форму и в оконечностях опускалась также до уровня нижней кромки пояса, однако толщина её не превышала 20 мм. В корме карапасная палуба служила защитой для рулевых машин и их проводов.

Пригласительный билет на церемонию спуска "Данте Алигьери"?
Пригласительный билет на церемонию спуска "Данте Алигьери"?

Башни ГК получили 250-мм лобовые плиты и 150-мм крышу, барбеты над уровнем верхней палубы имели толщину 220 мм, ниже её - 120 мм. Средняя артиллерия - как в башнях, так и казематах - защищалась 100-мм броней (крыши башен - 50 мм). Самую же толстую броню имела носовая боевая рубка, толщина стенок которой достигала 280 мм, тогда как для кормовой боевой рубки ограничились 200-мм бронированием. Защиту от подводных взрывов обеспечивали тройное дно, двойной борт и продольные переборки.

Дредноут «Данте Алигьери» в Фиуме
Дредноут «Данте Алигьери» в Фиуме

В целом броневую защиту первого итальянского дредноута с общим весом бронирования составляющим всего 20% (4020 т) от нормального водоизмещения оценивают как весьма посредственную. Это было минимальное значение для всех линейных кораблей дредноутного класса. Для примера, общий вес бронирования линкора типа «Нассау» составлял 35,2 % от водоизмещения, линкора «Дредноут» - 27,9%, линкоров типа «Орион» - 28,7%, линкора «Флорида» - 28%. Интересно, что у русского «Севастополя», имеющего главный броневой пояс всего 229 мм (против 250 мм), на броню в итоге приходилось 28,8% от нормального водоизмещения (6714 т). Очевидно, что итальянские конструкторы защитой линкора пожертвовали в пользу вооружения и скорости.

По общему весу бронирования немецкий линкор типа «Нассау» превосходил «Алигьери» почти в
два раза
По общему весу бронирования немецкий линкор типа «Нассау» превосходил «Алигьери» почти в два раза

При этом сказать, что линкор оказался быстроходным – сложно. В ходе ходовых испытаний «Данте Алигьери» смог развить скорость лишь 22,8 узла при мощности машин 32200 л.с., но на последующих при форсировке турбин (34860 л.с.) на мерной миле была достигнута скорость 23,825 узла.

Как видим, первый итальянский дредноут не стал совершенным и «идеальным», он имел свои недостатки. В тоже время в его проекте были реализованы революционные технические решения, которые оставили позади даже более развитые в вопросах военного судостроения страны. Неплохо для страны, которая за три года до начала Великой войны отметила всего лишь 50-летие со дня основания. Но согласитесь - 50 лет на почти "мирное существование" (без вражеской оккупации территории и разграбления всего что есть) у нее все же было!

Внешний вид корабля на открытке немного удивляет, ))
Внешний вид корабля на открытке немного удивляет, ))

Как отмечали эксперты, при всей оригинальности конструкции «Данте Алигьери» обладал двумя недостатками: «зажатостью» надстроек, что затрудняло управление ко­раблем, а также очень слабым погонным и ретирадным огнем.

Удивительно, но именно последнее обстоятельство, как пишет С.Патянин, вызывало наибольшую критику проекта, «…особенно в свете инфор­мации о том, что новые британские, французские и австро-венгерские кораб­ли будут обладать заметным преимущест­вом в данном отношении (шесть стволов (а где то и больше) против трех)».

Внимание именно к этому показателю довольно странно (по крайней мере для современного читателя), так как в большинстве своем линкоры-дредноуты больше рассчитывались на максимально возможный бортовой залп, с которым у «Данте Алигьери» все было в порядке. Погонный (ретирадный) огонь чисто теоретически конечно мог вестись из четырех-шести орудий ГК у большинства первых британских, немецких, французских и американских дредноутов. Однако большинству из этих линкоров (кроме американских) пришлось бы задействовать бортовые башни, но их возможности по стрельбе «прямо по носу» были все же завышены (из за нанесения повреждений собственному кораблю).

Линкор «Джулио Чезаре» был заложен первым в Генуе
Линкор «Джулио Чезаре» был заложен первым в Генуе

И учитывая данные замечания, генерал-майор Масдеа (автор проекта «Данте Алигьери») приступил к разработке улучшенного проекта, который являлся развитием предшествующего и вопло­щал в себе передовой зарубежный опыт, с учетом тенденций в развитии дредноутов. Примерно в это же время фирмой «Ансальдо» под руковод­ством все того же Куниберти был разработан проект 16100-тонного линкора (1907 год), вооруженного восьмью 305-мм орудиями в трех башнях (две трехорудийные и одна двухорудийная) и развивающего скорость хода 19 узлов. Следующий проект фирмы «Ансальдо» был подготовлен в 1908 году для русского флота, и он уже отошел от линейного расположения трехорудийных башен. На этот раз Куниберти предложил проект 22000-тонного линкора, развивающего скорость 21,25 узла и вооруженного 12-305-мм орудиями в четырех трехорудийных башнях, которые были размещены линейно-возвышенно в носовой и кормовой части. Таким образом, Куниберти в своем проекте при сохранении двенадцатиорудийного бортового залпа добился увеличения вдвое мощности залпа в носовом/кормовом секторе, тем самым приблизившись к проекту «Вирибус Унитис».

Строительство линкора «Джулио Чезаре» на стапеле
Строительство линкора «Джулио Чезаре» на стапеле

Поэтому не удивительно, что и Масдеа на этот раз применил линейно-возвышенную схему размещения башен в носу и в корме, однако решил не рисковать и из-за опасений за остойчивость возвышенные башни были двухорудийными, но для сохранения бортового залпа в средней части была установлена еще одна трехорудийная башня. В результате такого решения бортовой залп увеличился на одно ору­дие, а погонный и ретирадный с трех до пяти орудий.

Линейный корабль «Конте ди Кавур», схема внешнего вида (на 1915 год)
Линейный корабль «Конте ди Кавур», схема внешнего вида (на 1915 год)

Корпус корабля стал длиннее всего на восемь метров и чуть шире (на полтора метра) для компенсации возросшего «верхнего» веса. Проект предполагал увеличение водоизмещения на 3400 т и использование практически не изменившейся мощности механизмов, должно было привести к уменьшению скорости до 22 узлов. Бронирование корабля и компо­новка силовой установки (МО в средней части корпуса, два КО - в нос и в корму от них) повторяли проект «Данте Алигьери». Силуэт изменился, но не значительно – вместо четырех дымовых труб реши­ли обойтись двумя, но более крупными, надстройки стали чуть «сво­боднее». Тем самым «принципиальные» недостатки первого итальянского дредноута были устранены.

Спуск на воду корпуса линкора «Конте ди Кавур», август 1911 года
Спуск на воду корпуса линкора «Конте ди Кавур», август 1911 года

Таким образом, итальянские кораблестроители подготовили проект нового дредноута, и теперь осталось решить, сколько кораблей данного типа следует строить. К концу первого десятилетия ХХ века в качестве потенциальных противников в борьбе за Средиземное море Италия рассматривала Францию и Австро-Венгрию, соответственно, именно развитие военного кораблестроения этих двух стран было существенным для определения количества кораблей требуемым итальянскому флоту. Например, встречается упоминание, что итальянское Морское министерство считало необходи­мым иметь флот, как минимум на треть сильнее, чем австрийский.

27 июля 1909 год Италия приняла большую кораблестроительную программу, извест­ную как Морской Закон 1909 года. Согласно данной программе предусматривался ввод в строй 4 дредноутов (включая заложенный «Данте Алигьери»), 3 крейсеров-скаутов, 12 эсминцев, 34 миноносцев и 12 подвод­ных лодок. В связи с этим в де­кабре 1909 года была санкционирована пост­ройка трех линейных кораблей по новому проекту генерала Масдеа, средства на строитель­ство которых начали выделять со следую­щего финансового года. И вскоре в списки военно-морского флота были зачислены три новых дредноута: «Конте ди Кавур», «Джулио Чезаре» и «Леонардо да Винчи». Первый был заказан 31 июля 1910 года казенному арсеналу Специи, а два других - частным вер­фям «Ансальдо» и «Одеро» из Генуи. Интересно, что реально строительство кораблей началось еще до подписания контрактов. Первым, 24 июня, в Сестри-Поненте (пригород Генуи) был заложен «Дж.Чезаре», следующим, 18 июля, - «Лео­нардо да Винчи», и лишь 10 августа настала очередь «Кавура». Может быть это сыграло свою роль в том, что линкоры данного типа в источниках называются или линкорами типа «Дж.Чезаре» (по первому заложенному кораблю), или линкорами типа «Конте ди Кавур» (по первому заказанному кораблю).

Спуск на воду корпуса линкора «Джулио Чезаре», октябрь 1911 года
Спуск на воду корпуса линкора «Джулио Чезаре», октябрь 1911 года
Как отмечает С.Патянин: «… Поначалу строительство кораблей шло быстрыми темпами. Стапельный период длился от 12 до 16 месяцев - показатель, сравнимый с передовыми британскими верфями. Но затем стали сказываться раз­личного рода проблемы. Принципиальная новизна проекта вынуждала порой «на хо­ду» вносить в него всевозможные измене­ния. Трудности с производством броневых плит, судовых механизмов, орудий и ба­шен ГК поставили итальян­цев в зависимость от помощи иностранных фирм … и отодвинули сроки готовности дредноутов».

Особенно сильно сдвинулись сроки линкора «Конте ди Кавур», который строился на казенной верфи. Начавшаяся итало-турец­кая война привела к тому, что часть рабочих с линкора сняли и направили на ремонт кораблей, участвовав­ших в боевых действиях. В итоге этот линкор, спущенный на воду раньше других - ровно через год после закладки, - вошел в строй последним, на год отстав от своих систершипов, строив­шихся на частных предприятиях. В итоге первым в строй флота 14 мая 1914 года вошел линкор «Джулио Чезаре», заслуженно дав название всей серии; через три дня флот пополнился линкором «Леонардо да Винчи»; и только 1 апреля 1915 года арсенал Специи передал флоту линкор «Конте ди Кавур». Стоимость корпуса и механизмов соста­вила в среднем 64,2 млн лир на корабль, артиллерии - 36 343 800 лир.

Линкор «Джулио Чезаре» на достройке
Линкор «Джулио Чезаре» на достройке
Как отмечают С.Патянин и А.Дашьян в справочнике «Дредноуты Первой мировой»: «…На момент создания проекта эти корабли являлись одними из самых мощных в мире, хотя их броневая защита уступала большинству современников. Однако, еще до того как корпуса спустили на воду, их превзошли новые английские и американские сверхдредноуты, вооруженные 343-мм и 356-мм орудиями».
Линейный корабль «Леонардо да Винчи», схема внешнего вида (на 1914 год)
Линейный корабль «Леонардо да Винчи», схема внешнего вида (на 1914 год)

И действительно, судя по действиям итальянского командования и с учетом военно-политической обстановки на Средиземном море, строившиеся линкоры («Джулио Чезаре», «Конте ди Кавур», «Леонардо да Винчи») вполне устраивали руководство итальянского Королевского флота. Причем настолько, что через два года после закладки этой троицы было принято решение построить еще два дредноута практически по такому же проекту. Ими оказались линкоры «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио», но это уже другая история.

Линкор «Кайо Дуилио» (головной второй серии) - на достройке
Линкор «Кайо Дуилио» (головной второй серии) - на достройке

С «Данте Алигьери» мы вкратце познакомились, а вот к линкорам типа «Джулио Чезаре» ("Конте ди Кавур") мы еще вернемся и рассмотрим их более подробно, но позже.

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).

Источники: Bagnasco, E. Italian Battleships of World War Two. A Pictorial History/ Е.
Bagnasco, M.Grossman. – Regia Marina, 1986.- 74 р.; Breyer, S. Große Schlachtschiffe 1905-1970/S.Breyer. – Koblenz: Bernhard & Graefe Verlag.- 1990.- 175 s.; Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; Le corazzate classe «Conte di Cavour» All`Entrata in Servizio/ Orizzonte Mare, ch.1 - Edizioni Bizzarri: Roma. -70 p.; Stille, M. Italian Battleships of World War II. New Vanguard, 182/ M. Stille. – Osprey publishing, 2011.- 48 р.; Александров, Ю. Линейные корабли типа «Курбэ». 1909-1945 гг. Ю.И.Александров. – СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с.; Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / С.А.Балакин // Морская коллекция, № 4 (33) – 1995. – 32 с.; Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / С.А.Балакин // Морская
коллекция, № 3 (33) – 2000. – 32 с.;Больных, А. Линкоры. Иллюстрированная
энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Дашьян, А. Корабли
Второй мировой войны. ВМС Италии / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 8
(56) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Линкоры второй мировой в цвете.
Самая полная энциклопедия/ А.В.Дашьян, С.В.Патянин, С.А.Балакин,
М.Ю.Токарев – М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.; Михайлов, А.Линейные
корабли типа «Конте ди Кавур»/ А.А.Михайлов. – СПб.: БКМ, 1996. – 32 с.;
Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия
/С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: Эксмо: 2015.- 384 с.; Патянин, С.
Проклятые линкоры. «Цезарь» ставший «Новороссийском» /С.В.Патянин – М.:
Яуза: Эксмо: 2011.- 176 с.; Томази, А. Морская война на Адриатическом море
/А.Томази.- СПб: Цитадель, 1997.- 88 с. .