Продолжаем вспоминать "эпопею" о том, как итальянский флот в начал ХХ века обзавелся собственными дредноутами. Кстати, у него для этого были все необходимые условия.
Продолжение, начало ЗДЕСЬ.
Итак, рабочий проект первого итальянского дредноута был в целом готов, но открытым оставался вопрос с его вооружением.
Одним из вариантов решения проблемы была установка башен по линейно-возвышенной схеме, что для современного мирового флота абсолютно верное решение (мы то теперь точно знаем, что это правильно!). Часто сейчас в обсуждении того или иного проекта можно встретить удивление, о том, почему кораблестроители 100-110 лет назад не использовали такую схему размещения артиллерии (или почти не использовали – вспомним американские броненосцы начала ХХ века). Но на то были свои причины. Возвышенные башни и их барбеты значительно увеличивали «верхний вес», что отрицательно сказывалось на остойчивости корабля, а сосредоточение тяжелых башен в оконечностях предъявляло высокие требования к продольной прочности корпуса. Второй причиной считалась возможность отрицательного воздействия дульных газов орудий возвышенной башни на расчеты нижней башни, ее механизмы и оптику. Эксперименты в этом направлении довольно активно проводились в американском и французском флоте, и в дальнейшем подобное размещение орудийных башен стало типовым, но это было позже.
И на этот раз итальянцы вновь нашли оригинальное решение - Куниберти предложил разместить артиллерию в четырех трехорудийных башнях, равномерно расставленных в диаметральной плоскости корабля. В тоже время, следует отметить, что здесь Куниберти не был первым - ещё в 1905 году капитан 1 ранга Умберто Каньи и полковник Корпуса корабельных инженеров Эдоардо Феррати высказали идею трёхорудийной башни, которая могла обеспечить кораблю определенные преимущества по сравнению с распространенными в то время двухорудийными.
Как пишет С.Патянин в своей книге «Проклятые линкоры»: «… Расположение башен на одном уровне упрощало управление огнем, однако в дальнейшем для улучшения мореходных качеств носовую пришлось поднять на полубак, который был надстроен над верхней палубой, а число и размеры надстроек - сократить до минимума, чтобы придать орудиям максимально широкие секторы стрельбы. Все приносилось в жертву главному замыслу: обеспечить максимальную мощь бортового залпа».
На первый взгляд довольно простое и правильно решение, странно, что его почти не использовали, предпочитая «городить» по шесть-семь башен на разных уровнях. Как мы знаем, подобная схема расположения артиллерии впоследствии применялась на русском флоте (ЛК типа «Севастополь», «Императрица Мария», линейные КР типа «Измаил»). Но как мы видим - для этого были основания, которые следовало учитывать, например, возникал вопрос размещения и защиты погребов башен, которые распределены по всему кораблю, и сделать это так, что бы они не "мешали" размещению котельных и машинных отделений.
Удивили итальянские конструкторы и с размещением противоминной артиллерии. Куниберти видимо испытывал слабость к башенным установкам, поэтому восемь из двадцати 120-мм орудий стояли в четырех двухорудийных башнях, установленных побортно на верхней палубе в носовой и кормовой оконечностях, а остальные — в казематах. Это оказалось довольно смелым решением, но оно себя не оправдало - в свежую погоду башенные орудия у среза полубака заливались водой не в меньшей степени, чем носовые казематы и они могли оказаться в бою также бесполезными. Интересно, что впоследствии решение данной проблемы практически так нигде и не нашли, помогло только одно – отказ от ПМК и размещение орудий в центре корпуса на надстройке.
По предложенному проекту первый итальянский линкор должен был иметь четырехвальную паротурбинную установку системы Парсонса мощностью 35000 л.с., которая должна была обеспечивать скорость полного хода в 23 узла. Расплачиваться за высокую скорость и мощное вооружение пришлось бронированием - максимальная толщина брони ограничивалась 250 мм, что по тем временам уже было не много, но все же не критично (вспомним «Севастополь» с 229 мм броневым поясом).
В любом случае итальянцы получили то, что хотели - линкор с максимально мощным бортовым залпом! Более того, 40 % орудий противоминной батареи нового линкора размещалось в двухорудийных башнях – еще одно нововведение! А если к этому добавить тот факт, что калибр орудий составлял 120 мм (вместо 76 мм у «Дредноута», 102-мм у большинства последователей), а скорость корабля – 23 узла, при том, что стандартом для большинства линкоров Первой мировой считалась скорость в 21 узел, то можно сделать вывод – итальянцы создали уникальный для своего времени корабль.
Представленные решения не вызвали больших споров и к концу 1907 года проект Масдеа был утвержден, однако закладка корабля состоялась только летом 1909 года, примерно как и русских линкоров. Интересно, что разработка проекта русского линкора заняла в общей сложности около трех лет, итальянского – около года, однако быстро перейти от проектировочных работ к строительным у итальянцев не получилось. Возможно, все дело было в финансировании запросов итальянских адмиралов и возможностей государства по их удовлетворению. Контрактная стоимость постройки определялась в 57,2 млн. лир или 2,267 млн. фунтов стерлингов по действовавшему курсу, что было примерно на полмиллиона больше, чем стоил любой из английских дредноутов того периода. Забегая вперед можно заметить, что итальянцам не удалось уложиться и в эту сумму, окончательная стоимость корабля составила 65 млн.лир.
Корабль получил название «Данте Алигьери» в честь известного поэта (1265-1321), автора «Божественной комедии» и одного из создателей литературного итальянского языка. Закладка корпуса корабля состоялась 6 июня 1909 года на казенной верфи в Кастелламаре-ди-Стабия.
Правда построить линкор быстро не удалось – сказались слабость индустриальной базы страны, задержки с производством и поставкой вооружения. Только в январе 1915 года «Данте Алигьери» вошел в строй. К этому времени Франция заканчивала достройку двух своих дредноутов типа «Курбе», Британия ввела в состав флота уже пять сверхдредноутов с 343-мм орудиями, а ближайшая «соседка» – Австро-Венгрия усилила свой флот линкором «Вирибус Унитас». Парадокс ситуации заключался в том, что австро-венгерский дредноут не только был введен в строй на месяц раньше, несмотря на то, что был заложен на год позже «итальянца», но и нес трехорудийные башни главного калибра и также имел двенадцатиорудийный бортовой залп.
Первый итальянский дредноут получил уникальный силуэт со свойственной итальянской школе кораблестроения симметрией: две группы труб (по две), разнесенные по длине, две башни ГК между ними, по одной мачте около труб. Корабль получил простые, довольно легкие надстройки для снижения «верхнего» веса и обеспечения максимального удобства использования артиллерии. Для достижения этого «удобства» конструкторам пришлось решать массу сложных задач, связанных с общей компоновкой, размещением артиллерии, постов управления кораблём, шлюпок и т.д. Корпус имел полубак с одной башней главного калибра, носовая часть имела ярко выраженный таранный форштевень.
Носовая часть отличалась непривычно острыми обводами в районе ватерлинии при значительном развале шпангоутов короткого зауженного полубака, что должно было улучшать скоростные характеристики, однако даже при небольшом волнении у форштевня возникал огромный бурун. Кормовая оконечность сохраняла обычную закруглённую «крейсерскую» форму. Корабль оборудовался двумя рулями, размещавшимися в диаметральной плоскости: главным, полубалансирного типа, и находившимся впереди него вспомогательным, балансирного типа. Максимальной ширины по мидель-шпангоуту корпус достигал на нижней кромке броневого пояса, выше него борта имели заметный завал внутрь.
Энергетическая установка, изготовленная заводом «Ансальдо-Армстронг» в Генуе, состояла из трех турбоагрегатов Парсонса мощностью 32000 л.с., пар для которых вырабатывался 23 паровыми котлами системы «Блекинден» (7 имели нефтяное, 16 – смешанное отопление). Интересно, что все турбины были сосредоточены в средней части корпуса в центральном и двух бортовых машинных отделениях (МО). Паровые котлы размещались в четырёх котельных отделениях (КО), расположенных двумя группами между погребами средних и концевых башен ГК, в нос и в корму от машинных отделений. В котельном отделении №3 стояло пять котлов, в трёх остальных - по шесть.
Главный калибр «Данте Алигьери» состоял из двенадцати 305-мм орудий образца 1909 г. (30,5 cm Model 1909) с длиной ствола 46 калибров. Они были разработаны фирмой «Армстронг» под маркой «Эльсвик Паттерн Т» и изготовлены её итальянским филиалом в городе Поццуоли близ Неаполя. Сложности с производством орудий привели к задержке готовности главной артиллерии почти на год, что сказалось на общих сроках строительства корабля. Из-за высокой для столь крупнокалиберного орудия начальной скорости живучесть ствола оказалась очень низкой: на испытаниях 1910 года было получено, что она составляет всего 60 выстрелов полным зарядом или 200 выстрелов уменьшенным.
Использовалось два типа снарядов: бронебойный весом 417 кг и фугасный весом 401 кг. Заряд полным весом 117 кг состоял из четырёх частей, помещённых в шёлковые картузы. Дальность стрельбы достигала 24 км, а на дистанции 9000 м бронебойный снаряд пробивал 250-мм крупповскую броню.
Трёхорудийные башенные установки изготавливались той же фирмой, что поставляла сами орудия. Стволы размещались в индивидуальных люльках, вертикальное наведение осуществлялось в интервале от -5 до +20°, заряжание считалось возможным во всём диапазоне углов вертикального наведения. Благодаря этому удалось обеспечить довольно высокую «паспортную» скорострельность - 5 выстрелов за две минуты, но на практике темп стрельбы ограничивался 2 выстрелами в минуту на каждое орудие. Расположение башен в диаметральной плоскости допускало применение всех орудий на оба борта в пределах 300° для крайних и до 260° для средних башен, однако на острых (менее 25°) носовых и кормовых курсовых углах могли вести огонь только по одной башне. Вес бортового залпа главного калибра равнялся 5004 кг (носового/ кормового - всего 1251 кг).
Противоминная артиллерия включала двадцать 120-мм орудий/50 системы Армстронга образца 1909 года, которые считались достаточно мощными для поражения миноносцев. Для них предусматривалось два вида снарядов: фугасный весом 22,13 кг(содержание ВВ - 1,23 кг) и шрапнель весом 25,12 кг; дальность стрельбы достигала 13 км.
В качестве второго противоминного калибра линкору полагалось тринадцать 76-мм/50 полуавтоматических пушек системы Армстронга образца 1909 года. Позиций для размещения этих пушек на корабле было предусмотрено много: на крышах башен ГК, в центральной части на главной палубе, на полубаке и на юте. Кроме того, на борту имелось восемь пулемётов калибра 6,5 мм, которые могли устанавливаться на переносных треногах или корабельных плавсредствах. Как и большинство линкоров того времени, «Данте Алигьери» нёс торпедное вооружение: три 450-мм подводных аппарата: два бортовых - перед носовой башней ГК под углом к диаметральной плоскости, а третий – кормовой в ахтерштевне на скосе бронепалубы (боекомплект – по три торпеды).
С вооружением все ясно, а как дела с защитой? Об этом в следующий раз, ))....
Окончание следует, ссылка - ЗДЕСЬ.
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).
Источники: Bagnasco, E. Italian Battleships of World War Two. A Pictorial History/ Е.
Bagnasco, M.Grossman. – Regia Marina, 1986.- 74 р.; Breyer, S. Große Schlachtschiffe 1905-1970/S.Breyer. – Koblenz: Bernhard & Graefe Verlag.- 1990.- 175 s.; Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; Le corazzate classe «Conte di Cavour» All`Entrata in Servizio/ Orizzonte Mare, ch.1 - Edizioni Bizzarri: Roma. -70 p.; Stille, M. Italian Battleships of World War II. New Vanguard, 182/ M. Stille. – Osprey publishing, 2011.- 48 р.; Александров, Ю. Линейные корабли типа «Курбэ». 1909-1945 гг. Ю.И.Александров. – СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с.; Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / С.А.Балакин // Морская коллекция, № 4 (33) – 1995. – 32 с.; Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / С.А.Балакин // Морская
коллекция, № 3 (33) – 2000. – 32 с.;Больных, А. Линкоры. Иллюстрированная
энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Брагадин
М-А. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных/ М-А.Брагадин.-
М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.– 624 с. ; Брагадин, М. Битва за
Средиземное море: Взгляд побежденных /М.А.Брагадин.- М.:ООО
«Издательство АСТ», 2001. – 624 с.; Брагадин, М. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 1/ М.А.Брагадин.- Екатеринбург: Зеркало, 1997. – 256 с.; Брагадин, М. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 2/ М.А.Брагадин.- Екатеринбург: Зеркало, 1997. – 240 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Италии / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 8 (56) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Линкоры второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия/ А.В.Дашьян, С.В.Патянин, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев – М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.; Макинтайр, Д. Битва за Средиземное море: Взгляд победителей/ Д.Макинтайр, Б.Шофилд, С.Пак и др.- М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.– 704 с.; Михайлов, А.Линейные корабли типа «Конте ди Кавур»/ А.А.Михайлов. – СПб.: БКМ, 1996. – 32 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: Эксмо: 2015.- 384 с.; Патянин, С. Проклятые линкоры. «Цезарь» ставший «Новороссийском» /С.В.Патянин – М.: Яуза: Эксмо: 2011.- 176 с.; Патянин, С. Суперлинкоры Муссолини. Главные неудачники Второй Мировой /С.В.Патянин, А.Малов – М.: Яуза: Эксмо: 2010.- 176 с.; Томази, А. Морская война на Адриатическом море /А.Томази.- СПб: Цитадель, 1997.- 88 с. .