Появление в строю британского флота линейного корабля «Дредноут» ожидаемо вызвало стремление большинства стран, претендующих на звание морских мировых держав, усилить свои флоты подобными кораблями, а некоторым из них такой "прорыв" дал шанс бросить вызов и самой «владычице морей». Действительно, после 1906 года гонка морских вооружений началась с новой точки отсчета, и, например, Германия оказалась в равном положении (почти в равном) с Англией. Чем закончилось это «соревнование» общеизвестно, но нам хотелось бы обратить внимание на другой аспект данной проблемы, и на другую страну, и на другой театр.
Создателем «Дредноута» вполне обоснованно считают Первого морского лорда Дж.Фишера, который в своих «Воспоминаниях» утверждал, что над возможностью создания линейного корабля принципиально нового типа он размышлял еще будучи командующим Средиземноморским флотом Британии в 1899-1902 годах. Интересно, что в тот период адмирал исходил из предположения, что в обозримом будущем Англии предстоит состязаться с Францией и Россией, а не с Германией. В тоже время необходимо признать, что роль лично Фишера в создании «Дредноута» была сильно преувеличена его современниками и почитателями. Чаще упоминается, что саму идею создания линейного корабля, вооруженного как можно большим количеством тяжелых орудий единого калибра, впервые высказал итальянский военный инженер-кораблестроитель полковник Витторио Куниберти в 1901 году (причем в печати).
Можно отметить, что в своих воспоминаниях Фишер утверждает, что ему идея подобного корабля «пришла в голову» еще в 1900 году, то есть за год до статей В.Куниберти. Возможно, так и было – сейчас сложно доказать, кто был первым (по крайней мере в своих мыслях и размышлениях), но это не умаляет достоинства идей итальянского конструктора, которые в дальнейшем были успешно внедрены и в итальянском Королевском флоте, и в десятках других. Данный пример просто еще раз свидетельствует о том, насколько огромна дистанция от того чтобы сформулировать идею, до того чтобы ее реализовать в виде конкретного боевого корабля. Кто знает, если бы Фишер в 1904 году не стал Первым Морским лордом, то история бы и не узнала, о чем он размышлял в конце XIХ века на Средиземном море в адмиральской каюте своего флагмана.
Парадоксально (и так бывает не редко), но предложения В.Куниберти не нашли понимания у командования итальянского флота, когда он выдвинул принципиально новую концепцию линейного корабля со скоростью не менее 20 узлов и артиллерией единого калибра - 305 мм. Свои соображения он изложил в немецком журнале «Marine Rundschau» и, более подробно, годом позже в итальянском «Rivista Marittima». Основные постулаты были просты: для потопления противника в артиллерийском бою следует нанести ему как можно больше попаданий в район ватерлинии, где сосредоточены все важные объекты корабля; этот участок защищается наиболее толстой броней, пробить которую могут только орудия калибра 12 дюймов и выше; скорострельность таких орудий невысока, следовательно, для обеспечения требуемого количества попаданий необходимо наращивать число орудий.
Идя дальше, конструктор представил и чертежи такого корабля, но руководство «Реджа Марина» не оценило подобных новаций и отвергло проект, выдав, правда, разрешение на его публикацию за границей, что и были сделано Куниберти. Он не отступил от своих идей и на этот раз попробовал заинтересовать британцев – по некоторым данным, его статья «Идеальный линейный корабль для британского флота», изданная в авторитетном до сих пор британском ежегоднике «Jane`s Fighting Ships» в 1903 году, послужила толчком для работ над будущим «Дредноутом».
Получается, что за год до начала русско-японской войны итальянский инженер предложил проект корабля, который при водоизмещении 17000 т был вооружен двенадцатью 305-мм орудиями (стандартные броненосцы – 2х2-305-мм орудия), защищен 305-мм броней и имел скорость 24 узла (броненосцы – около 18). Заметим, что, по мнению В.Куниберти, такое вооружение требовалось для нанесения мощного и сокрушительного удара по кораблям противника на действующих дистанциях.
Получается, что такой инновационный проект был «услышан и принят» в консервативной Британии, но отвергнут в Италии, которая как раз в последние десятилетия XIX века и удивляла мир своим новаторскими решениями. В доказательство этих слов можно вспомнить броненосцы-гиганты «Кайо Дулио» и «Энрико Дандоло» с гигантскими 450-мм дульнозарядными нарезными орудиями и 550-мм броневым поясом по ватерлинии, созданные Бендетто Брином, а также шокировавшие военных экспертов два других броненосца Б.Брина: «Италия» и «Лепанто». Эти «монстры», вооруженные четырьмя 432-мм нарезными казнозарядными орудиями, совсем не несли бортовой брони, а имели только бронирование барбетов и толстую карапасную палубу (до 101 мм). Доказательством высокого творческого потенциала итальянских конструкторов служит достаточно удачный проект броненосного крейсера «Джузеппе Гарибальди», по которому построили 10 боевых единиц для четырех стран мира (японские «Ниссин» и «Кассуга» из их числа). Отметим, что такие крупные однотипные боевые единицы в таком количестве на начало ХХ века строила только Великобритания.
Таким образом, появление проекта Куниберти было вполне ожидаемым и основывалось на богатом теоретическом и практическом опыте итальянского военного кораблестроения.
Возможно по этой причине слова В.Куниберти в британском ежегоднике «Jane's Fighting Ships» не остались не замеченными: «В нашем идеальном и очень мощном корабле, мы должны увеличить число стволов 12-дюймовых орудий, чтобы быть способными нанести противнику хотя бы одно фатальное попадание в пояс по ватерлинии раньше, чем у него появится такой же шанс нанести нам подобный удар из одного из четырех орудий главного калибра, которые сейчас обычно приняты в качестве основного вооружения», а проект его линкора получил название «идеальный линкор Куниберти».
Статья получила широкий отклик в среде британских морских офицеров, и в итоге привела к «дредноутной революции» на флотах мировых держав и гонке морских вооружений.
Парадоксально, но как часто бывало в истории, страна, в которой был впервые предложен проект «линкора нового типа» позже других приступила к проектированию собственного «дредноута». Сравните, британский «Дредноут» был заложен в октябре 1905 года, американский «Мичиган» - в декабре 1906 года, немецкий «Нассау» - в июле 1907 года. Первый итальянский дредноут был заложен только в июне 1909 года, примерно одновременно с русским «Севастополем». Правда, были и такие, кто отстал еще сильнее, например, французский «Курбе» заложен только в сентябре 1910 года, а австро-венгерский «Вирибус Унитас» - в июле 1910 года, но ведь у них не было и «прорывных проектов», и инженеров-новаторов.
Как бы то ни было, но Италии пришлось включиться в гонку морских вооружений, несмотря на то, что буквально «накануне» она усилила свой флот четырьмя броненосцами типа «Реджина Елена». Необходимо отметить, что проект этих броненосцев был разработан уже известным нам В.Куниберти, в котором итальянский конструктор впервые попытался воплотить в «железе» свои теоретические идеи. В тот период ему не дали реализовать «корабль с единым калибром», однако он разместил на корабле восемь башен, в которых было установлено 2-305-мм орудия (две башни) и двенадцать 203-мм орудий (шесть башен). И если при таком решении бортовой залп двух 305-мм орудий не привлекает какого-то внимания, то бортовой залп из шести 203-мм орудий и носовой (кормовой) залп из восьми 203-мм орудий уже нельзя было не заметить! Да, конечно, в британском, немецком, французском, японском, американском и даже австро-венгерском флоте можно найти корабли примерно с таким же бортовым залпом орудий промежуточного калибра от 170 до 240 мм, но по количеству орудий в носовом (кормовом) залпе «итальянца» не мог превзойти никто. Казалось бы, зачем это вообще нужно, однако в дальнейшем можно увидеть, что именно слабость огня в носовом /кормовом секторе рассматривалась как недостаток у первого итальянского дредноута. Однако, будучи довольно совершенными на момент закладки, эти корабли к моменту спуска на воду уже устарели, а появление «Дредноута» не оставило им никаких шансов.
Для работы по проектированию дредноута итальянский флот выдал задание к новому кораблю, в котором предъявлялись следующие требования: нормальное водоизмещение не более 20000 т; скорость не менее 22 узлов; бронирование, достаточное для защиты от фугасных снарядов артиллерии крупного и среднего калибра на обычных дистанциях боя (30-40 кбт.); артиллерия противоминного калибра из 120-мм орудий при максимально возможном по условиям нагрузки и размещения количестве.
Благодаря сделанному Куниберти заделу и его непосредственной поддержке, работы по проектированию первого итальянского линкора с единым калибром артиллерии велись быстро, но все равно оказалось, что Италия существенно отстала в этой начавшейся «дредноутной гонке». К концу 1907 года был подготовлен рабочий проект, его авторами стали ведущие конструкторы Корпуса корабельных инженеров генерал-майор Эдоардо Масдеа и подполковник Антонино Калабретта.
Итальянские конструкторы понимали, что, пока будет строиться их головной корабль, более развитые страны не будут стоять на месте, и требовалось решение, которое могло бы уравнять шансы. В первую очередь было обращено внимание на бортовой залп первых дредноутов (как правило, 8 орудий на борт) и была сделана попытка «сыграть на опережение», обеспечив новому кораблю превосходство по этому показателю. И найденный проектировщиками выход наглядно показал, что итальянские кораблестроители не потеряли способности к нетрадиционным решениям. Э.Масдеа, как руководитель группы проектировщиков, реально оценивал возможности национальной промышленности, учитывал темпы строительства подобных кораблей в более развитых странах и считал необходимым сразу обеспечить своему кораблю полуторакратное преимущество по бортовому залпу. Увеличение общего числа орудий неизбежно вело к росту водоизмещения, поэтому требовалось разместить все двенадцать пушек так, чтобы обеспечить им возможность стрельбы на оба борта, что само по себе являлось нетривиальной задачей. Проект «идеального линкора» Куниберти тут не годился, так как имел в бортовом залпе все те же восемь стволов.
Надо было придумать что то иное, и итальянцы (ах, затейники) придумали...
Продолжение следует, ссылка - ЗДЕСЬ.
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).
Источники: Bagnasco, E. Italian Battleships of World War Two. A Pictorial History/ Е. Bagnasco, M.Grossman. – Regia Marina, 1986.- 74 р.; Breyer, S. Große Schlachtschiffe 1905-1970/S.Breyer. – Koblenz: Bernhard & Graefe Verlag.- 1990.- 175 s.; Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; Le corazzate classe «Conte di Cavour» All`Entrata in Servizio/ Orizzonte Mare, ch.1 - Edizioni Bizzarri: Roma. -70 p.; Stille, M. Italian Battleships of World War II. New Vanguard, 182/ M. Stille. – Osprey publishing, 2011.- 48 р.; Александров, Ю. Линейные корабли типа «Курбэ». 1909-1945 гг. Ю.И.Александров. – СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с.; Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / С.А.Балакин // Морская коллекция, № 4 (33) – 1995. – 32 с.; Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / С.А.Балакин // Морская
коллекция, № 3 (33) – 2000. – 32 с.; Бар-Бирюков, О. Час «Х» для линкора «Новороссийск». История черноморской службы и гибели итальянского линкора «Джулио Чезаре». Исследование корабельного офицера/ О.П.Бар-Бирюков.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. 366 с.; Больных, А. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.-
288 с.; Брагадин М-А. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных/ М-А.Брагадин.- М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.– 624 с. ; Брагадин, М. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных /М.А.Брагадин.- М.:ООО «Издательство АСТ», 2001. – 624 с.; Брагадин, М. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 1/ М.А.Брагадин.- Екатеринбург: Зеркало, 1997. – 256 с.; Брагадин, М. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 2/ М.А.Брагадин.- Екатеринбург: Зеркало, 1997. – 240 с.; Гибель линейного корабля «Новороссийск»: Документы и факты/ Сост.и автор коммент. Б.А.Каржавин.- СПб: Политехника, 1992. – 208 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Италии / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 8 (56) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Линкоры второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия/ А.В.Дашьян, С.В.Патянин, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев – М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.; Макинтайр, Д. Битва за Средиземное море: Взгляд победителей/ Д.Макинтайр, Б.Шофилд, С.Пак и др.- М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.– 704 с.; Михайлов, А.Линейные корабли типа «Конте ди Кавур»/ А.А.Михайлов. – СПб.: БКМ, 1996. – 32 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: Эксмо: 2015.- 384 с.
Патянин, С. Проклятые линкоры. «Цезарь» ставший «Новороссийском» /С.В.Патянин – М.: Яуза: Эксмо: 2011.- 176 с.; Патянин, С. Суперлинкоры Муссолини. Главные неудачники Второй Мировой /С.В.Патянин, А.Малов – М.: Яуза: Эксмо: 2010.- 176 с.; Томази, А. Морская война на Адриатическом море
/А.Томази.- СПб: Цитадель, 1997.- 88 с. .