@нина спутницкая к юбилею режиссера.
Родившись в творческой семье, тесно связанной с кинематографом, Никита Сергеевич Михалков, казалось бы, был с рождения “обречен” на творческую работу. Будучи школьником, Никита попадает на киноплощадку и зритель успевает отметить его органику и актерское обаяние. После школы он поступает в Театральное училище имени Б. Щукина. В следующем году на страницах “Советского экрана” опубликованы фрагменты учебных этюдов Михалкова и портрет на обороте обложки, а пресса подчеркивает, прежде всего, свежесть героя, который появился на экране: “Он мягок, тактичен, играет все время на полутонах” (Советский экран. 1964. № 16). Но в 1966 году, когда третьекурсник Михалков принял участие в съемках очередного фильма, встает вопрос о его отчислении из театрального вуза. Для молодого человека, который уже сделал свой выбор в пользу кинематографа, стал логичным переход на режиссерский факультет ВГИКа. Кроме того, к этому моменту он уже имел опыт сценической постановки, успев выступить режиссером дипломного спектакля четвертого курса актерского отделения училища "Двенадцать разгневанных мужчин" по прогремевшей за рубежом пьесе Р. Роуз в жанре юридической драмы (много позже Михалков обратится к этой пьесе в фильме “12”).
За Михалкова при поступлении во ВГИК ходатайствовали крупные мастера советского кино: режиссёр и педагог ВГИКа Юрий Егоров (в 1966 году в его фильме «Не самый удачный день» Михалков исполнил главную роль Никиты) и режиссёр Игорь Таланкин, педагог и руководитель режиссерско-актёрской мастерской. Но наиболее весомое ходатайство представил Георгий Данелия — именно после съемок в его фильме «Я шагаю по Москве» Михалков и приобрел феноменальную известность у зрителей.
«С Никитой Сергеевичем я познакомился на фильме "Я шагаю по Москве", где он играл главную роль, а я был постановщиком. Талантливый, обаятельный и пытливый юноша, тогда он ещё не был, как теперь, главой семьи, сразу завоевал мою любовь; и всё было бы хорошо, если б не пагубная склонность Никиты Сергеевича к режиссуре… Никита Сергеевич в каждой сцене искал новое оригинальное решение, ни на секунду не переставал сомневаться в том, что я говорил, всё время спорил и подсказывал. Я очень люблю, когда мне подсказывают на площадке, но только в том случае, если подсказка гораздо хуже того, что было придумано мной: тогда это приятно… Но с Никитой Сергеевичем было наоборот: подсказывал он, как правило, верно, и мне приходилось скрепя сердце присваивать его находки и использовать его неуёмную фантазию».
Чуть позже Данелия признавался, что, вероятно, «написал эту рекомендацию чуть-чуть более комплиментарно, чем следовало», но лишь потому, что он «действительно очень верил в Михалкова-режиссёра» (цитата отсюда ).
Когда Никита Михалков поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, его наставником стал прославленный Михаил Ромм. Интересно, что у этого же мастера ранее обучался и его старший брат Андрей Кончаловский, который в 1965 году успешно дебютировал как кинорежиссёр. Михалков, как и многие другие ученики Ромма, с глубоким уважением и искренней признательностью вспоминал своего вгиковского мастера.
Первый короткометражный курсовой работой Никиты Михалкова стала картина “Девочка и вещи”, поразившая своей атмосферой, интонацией, умением молодого режиссера работать с пространством. Работа вышла под названием «А я уезжаю домой», однако не была принята на кафедре режиссуры.
Очевидно умение работать с актером, тяга к тонкому психологическому рисунку роли в другом студенческом фильме Михалкова «И эти губы, и глаза зеленые» с Маргаритой Тереховой, Львом Дуровым и Александром Пороховщиковым.
Руководство кафедры и института весьма высоко оценивало способности и перспективы именитого студента – на что, к примеру, указывает характеристика, выданная во ВГИКе Михалкову для выезда в Венгрию на съемки фильма «Звезды и солдаты» режиссера Миклоша Янчо.
“За время учебы проявил себя способным, одаренным студентом. Активно участвует в общественной жизни института, пользуется авторитетом среди товарищей. Дисциплинирован. Политически грамотен. Морально устойчив, в быту выдержан” (цитата отсюда).
Никита Михалков успешно окончил ВГИК в 1971 году. Его дипломной работой стал короткометражный фильм «Спокойный день в конце войны». Действие этой камерной истории о подвиге человека сосредоточено в полу-сгоревшей церкви. Кажется, отгремели бои, привычной становится тишина. Молодой фронтовик Андрей (Сергей Никоненко) и девушка Адалет (Наталья Аринбасарова) нечаянно оказываются охранниками сокровищ - картин, которые не успел вывести враг. подробнее здесь)
После службы на флоте в 1974 году 28-летний Михалков выступил с полнометражным дебютом «Свой среди чужих, чужой среди своих». Фильм этот стал началом одной из самых ярких кинематографических биографий в истории отечественного кино, и вехой в интерпретации темы Гражданской войны. “Дебютант азартно играл “в солдатиков”, тасовал “красных” и “белых”, нимало не щадя чьи-то святые чувства” (Стишова Е. Искусство кино).
Сам Михалков чуть позже так оценивал свой дебют: “Я сейчас бы не смог снять “Свой среди чужих…” - не смог бы сделать прежних ошибок и не смог бы добиться ощущения той свободы, которая жила во мне и требовала своего проявления…” (Михалков Н. Каждый раз заново // Советская культура. 1978. 17 марта).
В виртуальной экспозиции Музея ВГИКа Никита Михалков во ВГИКе: Начало , приуроченной к 80-летию маэстро представлены редкие фотографии из архива Лаборатории российского кино и документы Архива ВГИКа, кадры, посвященные обучению Никиты Сергеевича Михалкова во ВГИКе, периоду его творческого становления и творческому диалогу режиссера со вгиковцами в разные годы.
А вы в смотрели ранние фильмы юбиляра? Как оцениваете ранее творчество Никиты Сергеевича Михалкова?
как сегодня Михалков оценивает перспективы российского кино
Приглашаем к чтению наших публикаций
✔️ не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал ✔️