После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника.
Дневниковые записи выражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
определяет значимость и проводит отбор сведений, которые необходимо
отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для
читателей. Предлагаю именно с таких позиций оценивать изложенный
материал, к которому мы, по возможности, добавим свои комментарии. Продолжаем..
8-го мая
"Сегодня шестой день, как стою я в бухте и практикуюсь в нырянии, вопреки предписанию начальника, так как пришел к тому заключение, что если даже мои испытания и завершатся катастрофой, то все равно моему начальнику уже некого будет привлекать тогда к суду за нарушение приказания; если же лодка благополучно закончить опыты и вернется невредимой в порт, то ведь... победителей не судят."
Очевидно, что после предыдущего случая, где описывается встреча нашего героя с миноносцами, которые оказались русскими, и при этом МТ поделился своими действиями о том, что он мог бы сделать в случае встречи с вражескими кораблями (читать ЗДЕСЬ) - сообщение о том, то командир подводной лодки "Скат" решил потренироваться в вопросах погружения и всплытия вызывает позитивную реакцию. Однако автор дневника, видимо, не может не критиковать свое начальство - поэтому с гордостью заявляет о своем "самовольном" решении, осознавая нелепость всей ситуации, если не сказать больше.
Я всего лишь чуть больше четверти века прослужил в вооруженных силах, поэтому возможно не все повидал, но не могу представить, чтобы командир танка, командир самолета, командир боевого надводного корабля или командир подводной лодки "просто так" вышел на своем "боевом средстве" куда то и там начал тренироваться, не получив на это разрешения или хотя бы не оповестив своего непосредственного командира/начальника. Можно понять, что в тот период молодой и "перспективный", инициативный и самолюбивый лейтенант как то не питал добрых чувств к адмиралам, считая их "неквалифицированными" в отдельных вопросах. Но - командиром Отряда подводных лодок Владивостокского порта тогда был лейтенант Плотто, такой же командир субмарины ("Касатки") как и МТ. Его то за что так "подставлять? Странно.
И ладно бы, если дело касалось бы одного МТ, но в случае неисправности или нештатной ситуации угроза гибели нависла бы не только лично над ним, но и над его экипажем. Они то при чем здесь? Возможно здесь - обычное бахвальство автора воспоминаний.
"Сегодня до обеда совершил девятое по числу ныряние за этот поход. Погрузился на дно на глубину 11-ти сажен в расчете пробыть там для опыта пять часов. Чтобы чем-нибудь занять время, на дне устроили мы маленький концерт: помощник сыграл на мандолине, а затем несколько человек из команды играли на балалайках. Слышно было, как где-то прошел пароход, настолько отчетливо доносился шум от работы его винта.
После обеда, который был изготовлен на электрической кухне, и который почему-то показался особенно вкусным в подводном царстве, прилег отдохнуть. Отлично проспав часа два в то время, когда на поверхности было свежо и покачивало, когда уже истекли желаемые пять часов, отдал приказание приготовиться к подъему на поверхность".
Как видно опыта у командира и экипажа "Ската" прибавилось - подряд восемь погружений и всплытий, а за ним и девятое. Можно сделать вывод, что и механизмы подводной лодки были в исправном состоянии, и экипаж освоил свои обязанности!
А вот про организацию быта в подводных условиях - рассказано хорошо. Лодка типа "Касатка" к которому принадлежал "Скат" имела для приготовления пищи "электрическую" посуду германской фирмы "Хеллбергер" (котлы, кастрюля, кофейник, противни), которая была установлена на специальном столике по правому борту, в корму от бензиновых цистерн. Так что горячую пищу можно было готовить и в подводном положении. Имелись и четыре электрические грелки той же германской фирмы (думаю работало все от аккумуляторов). Искусственное освещение - около 20 ламп накаливания на 10 Вт( на токе напряжением 65 в) и переноски.
Были и места для отдыха - для этого предназначались настилы, установленные поверх аккумуляторов, площадь которых позволяла отдыхать смене свободной от вахты. Команда снабжалась шерстяными одеялами, надувными матрацами и подушками. Офицерам полагались кожаные матрацы и подушки, а кроме того, постоянные спальные места. Так что поспать около пяти часов в подводном положении вполне можно было, )).
"...Немедленно команда заняла свои места по расписанию. Отдал приказание «продуть водяные цистерны". Зашипел сжатый воздух в трубах, быстро выгоняя воду из всех балластных отсеков, но лодка точно приросла ко дну, - не было заметно ни малейшего движения, что определенно показывал глубомер, который упрямо стоял на делении «11 саж.». Становилось ясно для всех, - раз весь водяной балласт был уже за бортом и лодка не поднималась, - что ее засосало в жидкий грунт. Какое-то острое напряжение водворилось в лодке…"
Система погружения-всплытия включала две балластные цистерны в оконечностях, среднюю - в трюме и две дифферентные (в носу и корме). Максимальный запас плавучести лодки составлял 15,5%, а заполнение концевых цистерн производилось через кингстоны, вентилирование - внутрь лодки (как на "Дельфине"). Всего емкость носовых цистерн составляла 11,1 т, кормовых - 8,7 т, средняя - 1.8 т воды.
"Все внимание команды приковалось ко мне. Я сделал невероятное усилие сохранить хотя наружное спокойствие, так как не было ничего опаснее в такой критический момент под водой передать хоть малейшее волнение кому-нибудь из матросов, из которых каждый, имея ответственную обязанность, под влиянием растерянности, мог понаделать много непоправимых и роковых ошибок. Мурашки, признаться, пробежали по телу... Быть заживо погребенными не иметь возможности даже дать о себе знать - нет, конечно, ничего ужаснее. На этот случай каждый из нас имел одно спасение - револьвер...
Однако, надо было действовать... Решил испытать последнее средство, которое в подобных обстоятельствах иногда являлось спасительным: нужно было, дав полный ход в машине, начать расшатывать лодку с борта на борт, и попытаться таким путем вырвать ее из цепких объятий жидкого ила".
Можно только оценить выдержку и хладнокровие командира - ведь случилось, то, что нельзя было и представить, но к этом шло, если бы лодка не всплыла - гибель всего экипажа. И что самое печальное - лодку никто бы не нашел, и даже не искал бы, так как, по словам МТ, выход в море на тренировку был самовольным, никакого обеспечения не было. Тут не только никто бы не пришел на помощь, но и не знали бы в какой бухте, в каком месте проводить спасательные работы. Как это назвать иначе, чем безответственность и преступление?
По тексту у меня возник только один вопрос - каким образом можно было бы раскачать лодку "с борта на борт" используя полный ход машины, если у субмарины один вал и один винт? Может речь про то, чтобы раскачивать "с носа на корму"? Поправьте меня, если я чего то не понимаю.
«Что?.. Никак крабб вчепился и держить?!» - вдруг среди этой напряженной атмосферы донеслись до меня слова, пророненные одним матросом, который никогда не пропускала ни одного случая, чтобы не отпустить хоть что-нибудь похожее на остроту, чем был незаменим на лодке, так как всегда свое шутливое настроение он передавал и всей команде, что в тяжелые моменты под водой было прямо-таки драгоценным кладом.
«Это, брат не крабб, а вероятно черимс!» - поторопился добавить я, чем неожиданно для себя вызвал взрыв дружного смеха, - я совершенно упустил из виду, что «черимс» - это прозвище, данное командой начальнику нашей флотилии; да и кроме того позабыл, что команде о «предписании начальника - не нырять» ведь тоже было известно.
Как видим, главное - самообладание командира и способность снять напряжение, и это удалось. Удивляет отношение к "начальнику флотилии, который дает указание не "нырять". Почему такой отношение к лейтенанту А.В.Плотто - одному из самых опытных командиров- подводников? Может дело в том, что 9 мая Отдельный отряд миноносцев перешел в подчинение командира Владивостокского порта и под "начальником" уже понимается другой человек?
"А появился смех - явилось и спокойствие, и хладнокровие у всех. Моментально устроили искусственную качку, дали полный ход вперед, и лодка дрогнула... Стрелка глубомера слегка запрыгала, затем быстро пошла к нулю. Шум от падения стекающей с палубы воды и свет в иллюминаторах командирской рубки скоро дали знать нам, что мы уже на поверхности. ...Как-то не хотелось верить, что еще несколько минут назад все были на краю гибели... Слышались новые шутки и смех команды, которая, после пяти с лишком часов под водой, вся вывалила наверх «потянуть трубку»...
Все закончилось благополучно! Но сделает ли командир субмарины выводы, станет ли менее самодовольным и безответственным?
10-го мая.
"Как и следовало ожидать, когда вчера, по возвращении меня с похода, начальство узнало о произведенных мной испытаниях лодки без его соизволения, оно не только не выразило своего неодобрения, но, наоборот, еще похвалило меня за мужество".
Не знаю как вам, дорогие читатели, но как мне кажется - "начальство" не такое уж и безнадежное! А этот командир так ничего и не понял... Могу ошибаться.
Продолжение следует, ссылка - ЗДЕСЬ
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).