После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника.
Дневниковые записи выражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
определяет значимость и проводит отбор сведений, которые необходимо
отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для
читателей. Предлагаю именно с таких позиций оценивать изложенный
материал, к которому мы, по возможности, добавим свои комментарии. Продолжаем..
11-го мая.
"Сегодня опять в море... Туман страшный... Иду малым ходом в полуподводном состоянии, так как получил предупреждение, что в море появились какие-то подозрительные суда - надо быть наготове. Около 4 часов дня, действительно, возле берега, когда немного прояснило, сигнальщики заметили какой-то дымок. Пришлось принять подводное положение и пойти по перископу, так как при конструкции моей лодки подойти незаметно к неприятелю иначе было немыслимо".
Здесь вероятно автор имеет ввиду более привычное нам - "позиционное положение", вполне возможно, что 120 лет назад использовался термин "полуподводное" положение. Правда возможности противника по обнаружению подводной лодки на указанной дистанции - когда виден только "какой-то дымок", автором слишком преувеличены. То в начале он отмечает что на море - туман, то завидя дымок, и еще не определив принадлежность "цели", погружается. Странно, особенно если учесть, что перископ не всегда сможет обеспечить требуемую видимость и качество наблюдения, да и запас хода для подводного плавания - не велик.
Подводные лодки типа "Касатки" могли пройти под водой около 35 миль на скорости 3 узла, и если большая часть этого "запаса" будет истрачена для сближения с неизвестной целью, то в случае встречи с неприятелем у командира не будет большого "пространства" для маневрирования под водой.
"Вдруг по глубомеру, а затем по иллюминаторам рубки, в которых начало заметно светлеть, что бывает только при приближении лодки к поверхности, - я неожиданно заметил, что против всякого желания поднимаюсь на поверхность. Дал приказание рулевому «топиться глубже», но в ту же минуту послышался шум падающей воды, - знак, что палуба наша была уже выше уровня воды, т. е. лодка всплыла. В открывшиеся иллюминаторы рубки я, к крайнему своему удивлению, заметил, что лодка продолжала свой ход, имея всю свою надстройку над водой. Не скажу, чтобы поблизости неприятеля такое положение показалось мне приятным".
Интересный случай, к сожалению, так и оставшийся без пояснения и объяснений. Возможно здесь сказалась разница в плотности воды, или же недостатки в управляемости лодки, которые имели место. Еще во время своего первого похода в конце марта 1905 года лейтенант А.В.Плотто по итогам плавания записал, что этот поход "подтвердил невозможность управлять лодкой в реальных погодных условиях, находясь внутри". И даже в свежую погоду, когда лодку сильно качало, приходилось входной люк держать закрытым, но управлять лодкой можно было только лишь находясь наверху.
"Ожидая всегда, при ходе лодки под водой, всяких случайностей, я тем не менее совершенно не мог объяснить себе причины неожиданного подъема лодки с глубины, в особенности после ряда опросов сигналами людей относительно водяного балласта и положений руля... Полученные ответы и показания приборов еще более только должны были меня удивить так как водяной балласт оставался без изменений, как и при ходе на глубине, руль же лежал «на полное потопление»...
Я начал уже теряться во всевозможных догадках, как вдруг глубомер и темнота в иллюминаторах и перископе показали новое и усиленное погружение лодки... Пришлось немедленно принять меры, чтобы предупредить возможность и опасность для лодки зарыться на большую глубину, где она может подвергнуться страшному риску быть раздавленной... Вскоре она снова выпрямилась и пошла прямо... Пришла в голову мысль - не перескочили ли мы какую-нибудь, неотмеченную на карте, мягкую и пологую отмель; иначе трудно было объяснить причины, почему мы выскочили на поверхность."
Сложно сказать в чем здесь причина. Так, например, причину нестабильности при погружении подводной лодки "Фельдмаршал граф Шереметьев" нашли в том, что концевые цистерны заполнялись не полностью, что создавало "воздушные подушки".
"И я уже начал было радоваться мягкости грунта на отмели, что избавило лодку от возможных неприятностей, как вдруг услышал сильный толчок в носу, сначала с одного борта лодки, затем с другого, о какое-то препятствие, так как лодку отбросило в сторону от её курса, а затем послышались повторные резкие удары снизу, и глубина снова пошла на убыль. Пришлось тотчас же застопорить машину и дать «полный назад». Кроме того немедленно принял меры к подъему на поверхность, так как испугался за корпус лодки; да и к тому же, при таком плавании в царстве камней (хотя на карте значилась глубина 28 саж.), кроме всяких опасностей от пробоины, был еще риск заклиниться между камнями, чтобы потом уже никакими раскачиваниями, ни ходом, никакими другими средствами не выбраться на поверхность..."
Подобный случай произошел с подводной лодкой "Налим", когда его командир решил погрузиться на ходу при большом волнении. Когда подводная лодка начала уже "зарываться", огромная волна подбросила корму, что создало дифферент в 42 градуса и "Налим" стремительно пошел на глубину. При попытке дать задний ход и всплыть, как только корма субмарины показалась на поверхности удар очередной воны увеличил дифферент, заставив снова уйти на глубину. Возможно нечто подобное случилось и с МТ и его "Скатом".
"...Пробродив в полуподводном состоянии до захода солнца и не найдя таким образом того, что искал. - взял курс в закрытую бухту, чтобы дать отдых команде и себе..."
Интересно, что действительно в 1905 году русские подводные лодки из владивостокского отряда, совершая походы вдоль побережья, часто заходили в закрытые бухты, где бросали якорь и ночевали там, чтобы утром вновь продолжить плавание и дозоры.
Продолжение следует, ссылка - ЗДЕСЬ
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).