Найти в Дзене
Navygaming Channel

"...Иду малым ходом в полу­подводном состоянии..."/10/Причина, по­чему выскочили на поверхность осталась неизвестной...

После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника. Дневниковые записи выражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
определяет значимость и проводит отбор сведений, которые необходимо
отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для
читателей. Предлагаю именно с таких позиций оценивать изложенный
материал, к которому мы, по возможности, добавим свои комментарии. Продолжаем.. "Сегодня опять в море... Туман страшный... Иду малым ходом в полу­подводном состоянии, так как получил предупрежде­ние, что в море появились какие-то подозрительные суда - надо быть наготове. Около 4 часов дня, действительно, возле бе­рега, когда немного прояснило, сигнальщики за­метили какой-то дымок. Пришлось пр
После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника.

Дневниковые записи выражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
определяет значимость и проводит отбор сведений, которые необходимо
отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для
читателей. Предлагаю именно с таких позиций оценивать изложенный
материал, к которому мы, по возможности, добавим свои комментарии. Продолжаем..

Подводные лодки Сибирской флотилии, после 1905 года
Подводные лодки Сибирской флотилии, после 1905 года

11-го мая.

"Сегодня опять в море... Туман страшный... Иду малым ходом в полу­подводном состоянии, так как получил предупрежде­ние, что в море появились какие-то подозрительные суда - надо быть наготове. Около 4 часов дня, действительно, возле бе­рега, когда немного прояснило, сигнальщики за­метили какой-то дымок. Пришлось принять подводное положение и пойти по перископу, так как при конст­рукции моей лодки подойти незаметно к неприятелю иначе было немыслимо".

Здесь вероятно автор имеет ввиду более привычное нам - "позиционное положение", вполне возможно, что 120 лет назад использовался термин "полуподводное" положение. Правда возможности противника по обнаружению подводной лодки на указанной дистанции - когда виден только "какой-то дымок", автором слишком преувеличены. То в начале он отмечает что на море - туман, то завидя дымок, и еще не определив принадлежность "цели", погружается. Странно, особенно если учесть, что перископ не всегда сможет обеспечить требуемую видимость и качество наблюдения, да и запас хода для подводного плавания - не велик.

Подводные лодки типа "Касатки" могли пройти под водой около 35 миль на скорости 3 узла, и если большая часть этого "запаса" будет истрачена для сближения с неизвестной целью, то в случае встречи с неприятелем у командира не будет большого "пространства" для маневрирования под водой.

"Вдруг по глубомеру, а затем по иллюминато­рам рубки, в которых начало заметно светлеть, что бывает только при приближении лодки к поверхности, - я неожиданно заметил, что против всякого же­лания поднимаюсь на поверхность. Дал приказание рулевому «топиться глубже», но в ту же минуту по­слышался шум падающей воды, - знак, что палуба наша была уже выше уровня воды, т. е. лодка всплы­ла. В открывшиеся иллюминаторы рубки я, к крайне­му своему удивлению, заметил, что лодка продол­жала свой ход, имея всю свою надстройку над водой. Не скажу, чтобы поблизости неприятеля такое положение показалось мне приятным".
-2

Интересный случай, к сожалению, так и оставшийся без пояснения и объяснений. Возможно здесь сказалась разница в плотности воды, или же недостатки в управляемости лодки, которые имели место. Еще во время своего первого похода в конце марта 1905 года лейтенант А.В.Плотто по итогам плавания записал, что этот поход "подтвердил невозможность управлять лодкой в реальных погодных условиях, находясь внутри". И даже в свежую погоду, когда лодку сильно качало, приходилось входной люк держать закрытым, но управлять лодкой можно было только лишь находясь наверху.

Подводная лодка во Владивостоке
Подводная лодка во Владивостоке
"Ожидая всегда, при ходе лодки под водой, вся­ких случайностей, я тем не менее совершенно не мог объяснить себе причины неожиданного подъема лод­ки с глубины, в особенности после ряда опросов сиг­налами людей относительно водяного балласта и по­ложений руля... Полученные ответы и показания приборов еще более только должны были меня удивить так как водяной балласт оставался без измене­ний, как и при ходе на глубине, руль же лежал «на полное потопление»...
Я начал уже теряться во всевозможных догад­ках, как вдруг глубомер и темнота в иллюминаторах и перископе показали новое и усиленное погружение лодки... Пришлось немедленно принять меры, чтобы предупредить возможность и опасность для лодки зарыться на большую глубину, где она может под­вергнуться страшному риску быть раздавленной... Вскоре она снова выпрямилась и пошла прямо... При­шла в голову мысль - не перескочили ли мы какую-нибудь, неотмеченную на карте, мягкую и пологую отмель; иначе трудно было объяснить причины, по­чему мы выскочили на поверхность."

Сложно сказать в чем здесь причина. Так, например, причину нестабильности при погружении подводной лодки "Фельдмаршал граф Шереметьев" нашли в том, что концевые цистерны заполнялись не полностью, что создавало "воздушные подушки".

Заботкин Д.Д., командир подводной лодки "Фельдмаршал граф Шереметьев"
Заботкин Д.Д., командир подводной лодки "Фельдмаршал граф Шереметьев"
"И я уже начал было радоваться мягкости грунта на отмели, что из­бавило лодку от возможных неприятностей, как вдруг услышал сильный толчок в носу, сначала с одного борта лодки, затем с другого, о какое-то препятствие, так как лодку отбросило в сторону от её курса, а за­тем послышались повторные резкие удары снизу, и глубина снова пошла на убыль. Пришлось тотчас же застопорить машину и дать «полный назад». Кроме того немедленно принял меры к подъему на поверх­ность, так как испугался за корпус лодки; да и к тому же, при таком плавании в царстве камней (хотя на карте значилась глубина 28 саж.), кроме всяких опас­ностей от пробоины, был еще риск заклиниться меж­ду камнями, чтобы потом уже никакими раскачива­ниями, ни ходом, никакими другими средствами не выбраться на поверхность..."

Подобный случай произошел с подводной лодкой "Налим", когда его командир решил погрузиться на ходу при большом волнении. Когда подводная лодка начала уже "зарываться", огромная волна подбросила корму, что создало дифферент в 42 градуса и "Налим" стремительно пошел на глубину. При попытке дать задний ход и всплыть, как только корма субмарины показалась на поверхности удар очередной воны увеличил дифферент, заставив снова уйти на глубину. Возможно нечто подобное случилось и с МТ и его "Скатом".

Белкин Ф.М., командир подводной лодки "Налим"
Белкин Ф.М., командир подводной лодки "Налим"
"...Пробродив в полуподводном состоянии до захода солнца и не найдя таким образом того, что искал. - взял курс в закрытую бухту, чтобы дать от­дых команде и себе..."

Интересно, что действительно в 1905 году русские подводные лодки из владивостокского отряда, совершая походы вдоль побережья, часто заходили в закрытые бухты, где бросали якорь и ночевали там, чтобы утром вновь продолжить плавание и дозоры.

Продолжение следует, ссылка - ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).