Найти в Дзене
Психопедагогика

Спит на уроках, невнимательный, рассеянный, без настроения. Разговоры не помогают

Иногда в практике встречаешься с такими случаями, что хочется смеяться и плакать. Смеяться от того, как легко и просто решается проблема. Плакать от того, что порой люди не видят очевидного. На приеме мальчик с папой. Папа очень серьезный, обстоятельный, деловой. Еще до приема мы созвонились и он долго «прощупывал» мою квалификацию, спрашивал об образовании и опыте. Ему нужен самый лучший психолог и 100500 встреч в течение года! Мальчик сразу произвел странное впечатление: аккуратно одет, модно подстрижен, но какой-то вялый, уставший, бледный, с синяками под глазами… Повод для нашего знакомства дали проблемы в школе. Папа со свойственной ему педантичностью долго и сухо перечисляет факты: сын не хочет ходить в школу, его невозможно разбудить утром, на уроках невнимателен, в быту рассеян.... "И учительница говорит то же самое: спит на уроках!" С сыном регулярно проводятся воспитательно-мотивирующие беседы о ценности знаний, важности школьного обучения и ответственном отношении к урокам

Иногда в практике встречаешься с такими случаями, что хочется смеяться и плакать. Смеяться от того, как легко и просто решается проблема. Плакать от того, что порой люди не видят очевидного.

На приеме мальчик с папой. Папа очень серьезный, обстоятельный, деловой. Еще до приема мы созвонились и он долго «прощупывал» мою квалификацию, спрашивал об образовании и опыте. Ему нужен самый лучший психолог и 100500 встреч в течение года!

Мальчик сразу произвел странное впечатление: аккуратно одет, модно подстрижен, но какой-то вялый, уставший, бледный, с синяками под глазами… Повод для нашего знакомства дали проблемы в школе. Папа со свойственной ему педантичностью долго и сухо перечисляет факты: сын не хочет ходить в школу, его невозможно разбудить утром, на уроках невнимателен, в быту рассеян.... "И учительница говорит то же самое: спит на уроках!" С сыном регулярно проводятся воспитательно-мотивирующие беседы о ценности знаний, важности школьного обучения и ответственном отношении к урокам. Слушая папу, я наблюдаю за мальчиком. Он смиренно сидит в кресле и смотрит немигающим взглядом куда-то мимо меня.

- Ну а ты, Юра, что можешь сказать в свое оправдание? Действительно есть такая проблема? В чем ее причина, как ты думаешь?

- Да спать я хочу! Не высыпаюсь я! – простодушно начинает мальчик, но папа мгновенно его останавливает:

-Так, Юра, давай посерьезней! Ты сейчас не дома, ты у психолога!

- Постойте, - теперь уже я прерываю папу, - а почему вы считаете, что это недостаточно серьёзный аргумент?

Папа смотрит на меня с недоумением. Видно, что он всерьез никогда не рассматривал такую причину дневной сонливости, рассеянности, невнимательности и в целом нежелания ходить в школу. Юра, напротив, приободрился и смотрит на меня с живым интересом.

- Юра, рассказывай подробно о своем режиме дня. Во сколько ты встаешь?

- В семь часов начинают меня будить… А поднимают в 07.30.

- Что ты дальше делаешь? Одеваешься, завтракаешь?

- Да… Одеваюсь, завтракаю.

- Во сколько выходишь в школу?

- В 08.15 надо выходить, чтобы не опоздать. Но я опаздываю.

- До которого часа ты на уроках? Что ты делаешь после школы?

Из коротких ответов Юры медленно вырисовывается жизнь обычного среднестатистического школьника: кружок по робототехнике, обед у бабушки, а вечером – уроки. Уроки Юра делает вместе с мамой, сначала на черновиках – ведь он такой невнимательный, так много допускает глупых ошибок (черновики, кстати, не помогают: Юра даже списать внимательно не может). Таким образом подготовка к новому учебному дню затягивается до полуночи. Потом – необходимые гигиенические процедуры и около часа ночи 10-летний ученик оказывается в постели…. Напомню, подъем в 07.00.

istockphoto
istockphoto

Что ж, приходится рассказать папе о гигиенических нормах сна для младших школьников. Папа смотрит на меня так, как будто вообще впервые в жизни слышит о том, что ребенок должен достаточно спать. Я рассказываю ему о последствиях систематического недосыпания: ухудшение внимания и памяти, падение работоспособности, даже замедление роста! Папа удивлен до крайности. Неужели Юра перестанет спать на уроках и будет быстрее делать домашние задания, если увеличить продолжительность ночного сна?

Они уходят, даже не поблагодарив. Юра улыбается. Я улыбаюсь. Мне весело от того, что ларчик открылся так просто, что не понадобится 100500 встреч и помощь невролога и психиатра. Я верю, что родители найдут возможность пересмотреть режим дня. Я жду, что жизнь Юры, его учительницы и всей его семьи улучшится. Настроение мне портит только одна большая ложка дегтя. Мне грустно от того, как невнимательны мы порой друг к другу, как пренебрежительно относимся к мнению детей. Ведь все так очевидно! Стоило прислушаться к ребенку, к учительнице, понаблюдать, сопоставить, может быть заглянуть в литературу - и помощь психолога не понадобилась бы!

Психолог онлайн. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsАpp, Telegram, sms).