Найти в Дзене
Психопедагогика

Приходится все повторять по 100 раз! Он будто меня не слышит!

Знакомые жалобы? Родители могут отмечать, что ребенок не сразу реагирует на замечания, плохо запоминает новые слова (например, имена новых знакомых), как будто не понимает длинных инструкций («отнеси это, возьми то, положи так»). Все это – следствие недостаточного слухового внимания. При этом нарушении ребенок не может сосредоточиться на звуке и отделить голос взрослого от бесполезного шума. Поэтому он буквально не слышит инструкций и замечаний, не корректирует свою деятельность по просьбе взрослого, выглядит рассеянным или как будто в своем мире. Более того, недостаточно развитое слуховое внимание ведет к вторичным нарушениям: ФФН, снижение объема слухоречевой памяти, трудности запоминания новых слов, коммуникативные проблемы. Слуховое внимание - это способность сосредоточиться на звуке Ребенок с отлично развитым слуховым вниманием быстро концентрируется на задании, легко следует инструкции, слышит взрослого с первого раза, запоминает и легко воспроизводит услышанное. Слуховое внима
Оглавление

Знакомые жалобы? Родители могут отмечать, что ребенок не сразу реагирует на замечания, плохо запоминает новые слова (например, имена новых знакомых), как будто не понимает длинных инструкций («отнеси это, возьми то, положи так»).

Все это – следствие недостаточного слухового внимания.

При этом нарушении ребенок не может сосредоточиться на звуке и отделить голос взрослого от бесполезного шума. Поэтому он буквально не слышит инструкций и замечаний, не корректирует свою деятельность по просьбе взрослого, выглядит рассеянным или как будто в своем мире. Более того, недостаточно развитое слуховое внимание ведет к вторичным нарушениям: ФФН, снижение объема слухоречевой памяти, трудности запоминания новых слов, коммуникативные проблемы.

Изображение от Freepik
Изображение от Freepik

Слуховое внимание - это способность сосредоточиться на звуке

Ребенок с отлично развитым слуховым вниманием быстро концентрируется на задании, легко следует инструкции, слышит взрослого с первого раза, запоминает и легко воспроизводит услышанное.

Слуховое внимание можно и нужно тренировать. Чем раньше начаты занятия – тем они эффективнее.

Упражнения по развитию слухового внимания совсем не сложные, их может освоить каждый родитель.

Важные "мелочи", от которых зависит успех:

  • Принимайтесь за упражнения в хорошем настроении.
  • Ребенок должен быть «в форме»: не переутомлен, не возбужден, не болен.
  • Лучше заниматься каждый день, но по чуть-чуть, чем по 40 минут раз в неделю. Даже одна игра в день принесет большую пользу.
  • Для занятий не нужна специальная обстановка. Вы можете играть между делом: по дороге из детского сада, за приготовлением ужина.
  • Выбирайте упражнения оптимальной трудности: ребенок должен их выполнять с небольшим усилием. Слишком легкие задания не принесут пользы, слишком тяжелые - отобьют интерес к занятию.
  • Двойная польза будет, если сочетать игры с движениями: приседания, хлопки, прыжки, повороты вокруг себя. Это не только весело, но и развивает мозг ребенка.

Самые лучшие упражнения для развития слухового внимания для дошкольников

  • «Большое-маленькое»

Вы называете предметы различных размеров. Услышав название чего-то маленького ребенок приседает, чего-то большого – подпрыгивает (или поднимает руки, вытягивается). Слова для примера: бусинка, кит, море, малинка, подъемный кран, снежинка. Если вы находитесь в общественном месте, где прыжки и приседание неуместны, ребенок может сжимать и разжимать кулак, сводить и разводить ладони.

  • «Верно или нет?»

Вы говорите любое утверждение, а ребенок должен сказать верно ли оно, например: мы едем в детский сад; у меня красная куртка; ты моя дочка; сегодня воскресенье. Если данное задание дается слишком легко, пусть ребенок хлопает, когда услышит ошибку, или поднимает правую руку в ответ на верное утверждение и левую – на ошибочное.

  • «Повторяй все слова, кроме имен»

Вы произносите любые слова, которые приходят на ум, а ребенок тут же их повторяет. Правило одно: имена повторять нельзя! Например: кастрюля – кастрюля, помидор – помидор, Денис – (пауза), малыш – малыш. Вы можете менять сложность игры, варьируя скорость, количество имен и их созвучность, например: редис, Борис, каприз, Денис. Помните, что игра должна поднимать настроение!

  • «Что лишнее?»

Вы называете предметы одной группы (транспорт, продукты, птицы) и делаете одну ошибку, например: автобус, троллейбус, апельсин, поезд, такси. Услышав лишнее слово, ребенок хлопает\топает\прыгает и т.д.

Для этой игры можно придумать много вариаций. Например, вы можете повторить одно слово дважды – пусть ребенок найдет повтор: торт, пирожное, шоколад, торт, вафли.

Вы можете легко придумывать игры на слуховое внимание самостоятельно, добавлять и изменять правила, пользоваться вспомогательными предметами (перекидывать мяч, бить в бубен, передавать эстафетную палочку). Главное - это регулярность занятий и удовольствие, которое вы от них получите.

Если Вы столкнулись с трудностями в воспитании ребенка, психолог вам обязательно поможет. Запись на онлайн консультацию: 8-906-288-05-55 (WhatsApp,Viber, Telegram)

Читайте еще: