Если прописи не получаются - возможно, вы что-то делаете не так
На приеме восьмилетний мальчик с лицевыми тиками: вздрагивает щека, непроизвольно моргает глаз. Тики начались внезапно, без очевидных причин, около двух месяцев назад. Неврологически здоров. Учится во втором классе общеобразовательной школы.
- Как твои школьные успехи?
- Ну… по-всякому бывает!
- Тебя больше хвалят или ругают?
- За поведение хвалят.
- А за учебу?
Ученик мнется (он все ответы дает взвешенно, хорошо подумав); в разговор вступает мама:
- Хвалят, хвалят! Он молодец, почти отличник!
Раз так, решаю начать диагностику с семейной ситуации.
Все проективные методики однозначно говорят о благополучной семейной обстановке. Мама описывает семью как дружную и доброжелательную, со спокойным темпом жизни.
- Бывает, и покричу, конечно… Дети уже привыкли, - она улыбается - спокойно реагируют.
- А почему кричите?
- Ой, да прописи у нас! Все ничего, учится хорошо, все делает сам, но как прописи начинаются!
Краем глаза я замечаю, как мой маленький клиент разом сник. Мама тоже меняется в лице. Видно, прописи их достали.
- Он ведь левша, - продолжает мама, - у меня и старший сын левша. Теперь ведь говорят, нельзя переучивать. А больше в семье нет левшей, я правша, муж правша…
Она продолжает перечислять родственников и говорит что-то еще, но я ее уже не слушаю. Как я могла не заметить, что мальчик левша? Он только что рисовал, а я не сводила с него глаз. Он точно рисовал правой рукой!
Предлагаю несколько простых заданий: поймать и кинуть мяч, застегнуть пуговицы, постучать молоточком… Часть заданий Толик выполняет правой рукой, часть – левой.
– Напиши-ка здесь свое имя, фамилию, и сколько тебе лет, - подаю листочек и ручку. Мальчик берет ручку в левую руку, обреченно вздыхает и трудно и криво выводит буквы. Когда все готово, я прошу его повторить то же самое правой рукой.
- Я не умею, - категорично заявляет Толик.
- Ты попробуй, как сможешь. Я просто хочу посмотреть.
Неуверенно Толя берет ручку в правую руку («Правильно держит» – отмечаю я), со вздохом выводит те же буквы.
Я вижу две одинаковые надписи. При этом правой рукой Толя пишет впервые, а для того, чтобы написать свое имя левой рукой, он тренировался два года.
Два года маленький школьник провел в ежедневных мучениях, маминых криках, переживаниях о том, что он не может сделать такой простой вещи – писать красиво и быстро. Сколько упреков учителя и насмешек одноклассников он выслушал за это время? Сколько слез было пролито над своей глупостью, бездарностью, ленью? Ох, никому бы я не пожелала пережить то, что испытал Толик! Все это сначала отразилось на его характере, сделав мальчика тревожным и неуверенным в себе, а потом истощило и расшатало нервную систему и в конечном итоге привело к тикам. А вымощена эта дорога в ад благими намерениями родителей и их заботой о психологическом благополучии ребенка: ведь переучивать левшу – это так жестоко, это такой стресс!
Все дети рождаются левшами, с более зрелым правым полушарием головного мозга.
По мере взросления, дозревает левое полушарие, и ведущей становится правая рука. Когда вы говорите трехлетнему мальцу: «Возьми карандаш в правую руку» - это не переучивание! Во-первых, так вы помогаете ребенку усвоить культурную норму: «едят и пишут правой рукой». Во-вторых, так вы стимулируете своевременное развитие левого полушария. Окончательно ведущая рука определяется только в 5-6 лет. И если к этому возрасту с вашей помощью ребенок так и не стал правшой - только тогда можно подумать о том, что он левша.
Переучивание «на правшу» критикуют исключительно за ту жестокость и упорство, с которыми порой это делалось (вы все слышали эти истории про привязанные руки). Если ребенок-левша охотно принимает идею научиться письму правой рукой, то стоит попробовать. Без принуждений, без наказаний, без критики. С азартом и интересом, с похвалой.