Бронированная разведывательно-дозорная машина (сокращенно БРДМ) разрабатывалась как замена бронетранспортеру БТР-40, эксплуатационные характеристики которого к 1954 году оказались не совсем отвечающими требованиям времени. Главным предназначением машины, как указано в ее названии, было проведение войсковой разведки, в том числе контактным боем.
История создания
К 1954 году военным стало ясно — БТР-40 пора потихоньку уводить на покой, но заменить его было нечем. Гусеничные бронетранспортеры БТР-50, которые в то время еще только начали поступать в войска, не могли обеспечить нужных скоростных характеристик (хотя по своей проходимости превосходили любую колесную технику). Соответственно, военные сами оказались перед дилеммой — им требовался бронеавтомобиль с возможностями гусеничной машины, способный двигаться не только по суше, но и по водной поверхности. И за основу было предложено взять уже проверенные машины — пресловутый БТР-40, а также гусеничные разработки, включая опытные К-75/78, серийные БТР-50, а также обратить внимание на известные образцы иностранной техники.
Список требований, сформированных военными, был передан в ГАБТУ МО СССР, и оттуда — в КБ Горьковского автомобильного завода. Конструкторское бюро ГАЗ к тому времени уже имело немалый опыт в разработке подобной техники — за плечами конструкторов было немало образцов военной техники, включая легкие танки, самоходные артиллерийские установки, а также серия бронеавтомобилей. Непосредственное руководство над созданием машины было поручено Всеволоду Рубцову, к тому времени уже прославленному несколькими оригинальными проектами, в том числе и БТР-40 (который разрабатывался при его непосредственном участии и руководстве). Общий надзор за ходом работ был поручен главному конструктору завода, Владимиру Алексеевичу Дедкову.
Работы кипели — фактически, конструкторам нужно было разработать боевую машину на базе БТР-40, проведя серьезную работу над допущенными ранее ошибками. Требовалось поднять вездеходные качества, проработать вопросы размещения и погрузки десанта, поработать над эргономикой отделения управления, а также создать водоизмещающий корпус для новой машины. Но, используя свои же наработки по предыдущим машинам, конструкторам ГАЗ удалось в кратчайшие сроки запустить сборку первых опытных машин — от первых набросков, появившихся в конце 1954 года, до сборки опытных машин и начала их войсковых испытаний прошло всего полтора года. Причем большая часть времени была потрачена на проектирование машины, сборка прошла очень быстро.
Первые три (по некоторым источникам - пять) машины были поставлены на испытания в середине 1956 года, причем программа испытаний была довольно суровой — машины «гоняли» по пересеченной и не очень местности, одну из них направили переплывать Керченский пролив (чуть южнее Крымского моста), а это дистанция порядка 20 км. Все образцы были сконструированы по той же схеме, что и БТР-40 и не имели металлической крыши в десантном отделении, что уже не совсем отвечало часто меняющимся требованиям военных. Указав на выявленные в конструкции недостатки, военные признали первые испытания не совсем удачными, отправив тем самым машины на доработку. Но уже в следующем году БРДМ была признана успешной, была запущена в серийное производство, но самое интересное, что ее официально приняли на вооружение Советской армии лишь 10 января 1958 года, личным указом Министра обороны СССР маршала Малиновского.
В серийном производстве БРДМ (или как ее правильнее будет назвать БРДМ-1) была на протяжении девяти лет, и за это время было выпущено более десяти тысяч экземпляров машины, вместе со всеми модификациями (в СССР). Машину поставляли в более чем двадцать стран, причем не только в страны-участницы Варшавского договора — география поставок включала Африку, Восточную Европу, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию и Ближний Восток. И нужно сказать — на вооружении некоторых стран, по состоянию на 2024 год, БРДМ-1 все еще состоит, причем не в консервированном состоянии. Разумеется, с 60-х годов ХХ века машины прошли некоторые модернизации, адаптирующие машины под требования времени и условия мест прохождения службы.
Описание конструкции
При внимательном взгляде на конструкцию БРДМ-1, можно увидеть некоторую преемственность с первым советским бронетранспортером БТР-40. Однако различия в конструкции были, и очень даже существенные. Рассмотрим, что к чему.
Бронированный корпус
Корпус машины собирался из листов стальной катаной брони толщиной от четырех до одиннадцати миллиметров при помощи сварки. Самая тонкая броня традиционно применялась при создании днища и крыши, борта и корма корпуса и рубки формировались из листов толщиной в семь миллиметров, лобовая часть машины формировалась из листов толщиной в одиннадцать миллиметров. Защита была осуществлена только от стрелкового оружия, но для легкой разведывательной машины большего и не требовалось — пускать ее в бой с более тяжелой техникой противника никто не собирался. Броневой герметичный корпус на БРДМ-1 имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов толщиной 6 мм, 8 мм и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины. Сверху к корпусу была приварена рубка, в крыше которой имелся люк с двумя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист имел угол наклона 85 градусов.
В конструкции БРДМ были использованы принципиальная схема компоновки и основные агрегаты бронетранспортера БТР-40. Установка двигателя в длинной передней части корпуса предусматривает спешивание членов экипажа через две кормовые двери, однако ухудшает обзор с места водителя. В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, располагались водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялось перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. В корме располагалось, помимо приводных устройств для движения на воде, еще и десантное отделение, в которое могли уместиться трое бойцов в полном боевом снаряжении, либо полезный груз.
Вооружение
Всё вооружение БРДМ-1 было представлено одним 7,62-мм пулеметом СГМБ, устанавливаемом на поворотном кронштейне в передней части боевого отделения. С 1962 года пулемет был заменен на ПКТ (7,62 мм пулемет Калашникова танковый), а кронштейн для его установки был вынесен на крышу боевого отделения, к люку командира машины. Пулемет нужен был для обороны БРДМ от пехоты противника, и при необходимости, мог использоваться вне боевой машины, но только со своим штатным лафетом — вести огонь с рук невозможно, равно как и с сошек (коих у этой вариации не было).
Боекомплект к пулемету составлял 1250 патронов, снаряженных в ленты по 250 штук, уложенных в металлические коробки. Помимо этого, экипаж, как и десант БРДМ-1 мог вести огонь из личного оружия, используя амбразуры в бортах корпуса. В разных модернизациях БРДМ устанавливались установки ПТУРС первого поколения, таких как «Шмель», «Фаланга» и «Малютка». О них я расскажу ниже.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Силовой установкой машины выступала карбюраторная рядная «шестерка» под обозначением ГАЗ-40. Двигатель развивал 90 лошадиных сил, имел объем в 3,5 литра и выдавал 220 ньютон-метров крутящего момента, что должно было, по мнению конструкторов, хорошо сказаться на проходимости машины по разным грунтам, а на шоссе выдавать до 80 километров в час. По бездорожью БРДМ двигалась на скорости до 30 километров в час (в зависимости от сложности рельефа). Запас хода обеспечивался 150 литрами топлива (требовалось Б-70 или А-72), которых хватало на дистанции до 500 километров по шоссе при экономичном ходе, а по пересеченной местности или на плаву, радиус действия варьировался от 80 до 400 километров.
Двигатель работал с механической трансмиссией, в состав которой входили однодисковое сцепление сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи с коническими дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колесам. Приводное усилие передавалось на все четыре колеса, установленные на основных осях, но при необходимости трансмиссия позволяла оставить привод только на задние колеса — это и саму силовую установку чуть разгружало, и потребление топлива снижало. Разумеется, это разрешалось только на твердых грунтах или шоссе, ведь отключение полного привода на все колеса резко снижало проходимость машины. Управление приводом не требовало никаких серьезных действий, переключить систему можно было прямо на ходу.
Ходовая часть опирается на восемь пневматических колес с регулируемой «накачкой» — четыре из них имели функцию регулирования давления в камерах, исходя из местности, причем с рабочего места механика-водителя. Регулирование подразумевает не только стравливание воздуха из камер, но и обратную «накачку» при необходимости. У некоторых читателей может возникнуть вопрос, глядя на фотографии — что значит, восемь колес? Дополнительные пневматические колеса 750х250 мм (да, они были чуть меньше основных) в обычном состоянии находились в полуподвешенном состоянии, но при необходимости их можно было опускать для повышения ходовых характеристик по бездорожью. Подвеска состояла из четырёх продольных полуэллиптических рессор и восьми гидроамортизаторов. Плюсом для повышения проходимости (!) на носу машины крепился кабестан, на котором по штату полагалось иметь 50-метровый трос для вытаскивания машины из трясины.
Водометный движитель БРДМ был позаимствован у плавающего танка ПТ-76. При движении на плаву вода забиралась через два приемных патрубка в днище корпуса и с большой силой выбрасывалась через два сопла в кормовом листе. Создаваемая реактивная тяга толкала машину вперед со скоростью до 9 км/ч, что было неплохим показателем для бронетехники. Управление на плаву осуществлялось с помощью двух параллельно расположенных килей, а также при помощи передней управляемой пары колес. Для движения задним ходом основные сопла полностью перекрывались, а вода направлялась в боковые патрубки, выбрасывающие ее вперед по ходу движения машины. Эта система обеспечивала БРДМ достаточную маневренность на воде, что в некоторых случаях позволяло вести бой ещё до выхода на сушу.
Боевое применение
Боевая история БРДМ-1, несмотря на ее сравнительно недолгий срок службы в Советской Армии (до конца 1970-х годов), оказалась весьма насыщенной и обширной с точки зрения географии. Созданная как специализированная разведывательная машина, она активно поставлялась на экспорт — около полутора тысяч единиц были отправлены в разные страны мира, что и определило ее участие в ряде ключевых конфликтов второй половины XX века.
Ключевые эпизоды боевого применения БРДМ-1:
- Война во Вьетнаме Машины этого типа использовались в ходе войны во Вьетнаме, хотя подробности их применения в этом конфликте остаются менее задокументированными по сравнению с другими театрами военных действий.
- Арабо-израильская война 1973 года (Война Судного дня) Это, без сомнения, самый яркий и известный эпизод в боевой биографии БРДМ-1. Именно на этих машинах египетские подразделения специального назначения («коммандос») осуществили дерзкую и внезапную для израильской армии операцию по форсированию Суэцкого канала. Уникальные амфибийные качества БРДМ-1 позволили египтянам быстро перебросить первые штурмовые группы на противоположный берег и захватить жизненно важные плацдармы, что во многом определило первоначальный успех всей операции. В этом конфликте БРДМ-1 продемонстрировала, что ее способность плавать была не просто технической особенностью, а реальным тактическим преимуществом.
- Помимо упомянутых конфликтов, БРДМ-1 состояла на вооружении армий многих государств Азии и Африки, включая Сирию, Кубу, Албанию, Мозамбик, Конго, Анголу и Эфиопию, и, вероятно, принимала участие в локальных столкновениях на этих территориях.
Модификации
Основных модификаций БРДМ было три — образца 1957 года с открытым боевым и десантным отделениями (выпущено несколько десятков единиц), образца 1958 года с металлической крышей (самая массовая серия) и командирские машины БРДМ-1У (БРДМ-РУ). Помимо этого, были выпущены несколько боевых машин на базе БРДМ:
Боевая машина-носитель 2П27 «Шмель», в которой орудием главного калибра служила пусковая установка 2К16, рассчитанная на одномоментный запуск трех ракет 3М6. Еще три ракеты находились в укладке, расположенной в боевом отделении машины;
Боевая машина-носитель 2П27 «Шмель», в которой орудием главного калибра служила пусковая установка 2К8, рассчитанная на одномоментный запуск трех ракет 3М11. Боекомплект включал в себя восемь ракет 9М17. Чуть позже появится 2П32М, в которой используются ракеты 9М17М с улучшенными боевыми характеристиками
Истребитель танков 9П110 «Овод», в котором орудием главного калибра выступал ПТРК 9К14 «Малютка» с боекомплектом в четырнадцать ракет, способных пробить до 430 мм стальной брони при соприкосновении под углом в 90°. С появлением БРДМ-2, комплекс «Малютка» перенесли и на новую машину.
Машина химической разведки БРДМ-РХ, оснащенная устройствами для проведения химической и радиационной разведки — прибором химразведки ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б, а также приспособлением для установки ограждения и артиллерийским дегазационным комплектом АДК.
Заключение
БРДМ стала важной вехой советского и российского военного машиностроения — будучи далеко не первым образцом колесной боевой техники (вспоминаем ту кучу бронеавтомобилей довоенного поколения), она стала отправной точкой для создания доброго десятка образцов разведывательных и дозорных машин. Но и было с чего — простота конструкции и надежность компонентов в БРДМ-1 почти легендарные (как и большинство серийной советской техники) и именно поэтому, спустя почти 70 лет после своего появления, бронированная разведывательно-дозорная машина до сих пор стоит на вооружении доброго десятка стран мира.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.