Календарь наших предков был не просто чередой дат, а живой книгой мудрости, где каждый день имел свое имя, свои правила и свой особый смысл. 18 октября на Руси встречали Харитинин день, или, как его называли в народе, Харитины — первые холстины. Это время было важной вехой, знаменующей окончание полевых работ и переход к зимним домашним ремеслам, и было окутано множеством поверий, примет и строгих запретов, которые помогали заручиться удачей на долгую зиму и уберечься от бед.
К середине октября природа окончательно готовилась к зимнему сну. Ночи становились ощутимо длиннее, а холодный воздух напоминал о скорых морозах. Этот переломный момент метко отражен в народной поговорке, характеризующей период, наступавший на Харитину: «Солнце скатывается вниз, отстал от ночи день — запнулся валенком за пень». Поля и огороды были убраны, последние дары осени сложены в погреба, и крестьянская жизнь перемещалась из простора полей в тепло и уют избы. Наступало время долгих вечеров, которые нужно было заполнить трудом.
«Пришли Харитины — первые холстины»
Главной героиней этого дня была, без сомнения, женщина-труженица. Именно 18 октября женщины и девушки по всей Руси садились за ткацкие станки. Завершив все дела с заготовками, они начинали важнейший зимний промысел — ткачество. «Пришли Харитины — первые холстины: баба смекать — смекай, да за кросна садись, холсты затыкай!», — гласила народная мудрость. Другая поговорка вторила ей: «Харитина ткала и пряла — весь дом одевала».
Ткацкое ремесло ценилось чрезвычайно высоко. На простых деревянных станах искусные мастерицы создавали не только гладкие бытовые полотна, но и настоящие произведения искусства — красивейшие рисунчатые ткани. Основным материалом служили льняные нити, к которым для прочности и тепла иногда добавляли шерсть или коноплю. Из-под рук ткачих выходило и тончайшее бельевое полотно, и плотный «сукман» — ткань с шерстяным начесом, из которой шили теплую верхнюю одежду: армяки и азямы.
Первый день работы за станком был окружен особыми ритуалами. Так, первую нить, вытканную на Харитину, не вплетали в полотно. Ее снимали со станка и повязывали на левое запястье как оберег. Считалось, что эта нить обладает особой «животворной» силой, способной защитить от сглаза, порчи и любого колдовства на протяжении всей зимы.
Был и еще один, довольно рискованный обычай: ткачихам нужно было скатиться с горы на своих прялках. Поверье гласило, что чем дальше прокатится женщина, тем выше и качественнее уродится лен в следующем году. Однако эта забава таила в себе и мрачное предзнаменование: если женщина падала с прялки, это считалось дурным знаком, сулившим ей смерть до следующей осени.
Вечерки: труд, песни и смотрины
С Харитинина дня начиналась пора «вечерок» или «посиделок». Девушки собирались в одной избе, приносили с собой прялки, пяльцы и вязание, и под тихие, протяжные песни занимались рукоделием. Считалось, что кудель (пучок шерсти или льна для прядения) нельзя оставлять на ночь нетронутой без специального заговора, иначе в доме может поселиться нечистая сила.
Эти собрания были не только местом для работы. Сюда заглядывали и парни. Однако их приход не должен был отвлекать девушек от дела. Если мать замечала, что дочь больше болтает, чем работает, могла и наказать — например, запретить ходить на следующие посиделки.
Вечерки были своеобразными смотринами. Парни присматривались к девушкам, оценивая их мастерство. Выбрать в жены искусную рукодельницу означало обеспечить семье достаток, ведь ее работа всегда приносила в дом «лишнюю копейку». Если какая-то девица особенно нравилась парню, он дарил ей что-то, сделанное своими руками, — резную дощечку, гребень или шкатулку. Этим он не только выказывал симпатию, но и демонстрировал, что и сам является мастером своего дела. В то же время по домам, где собирались мастерицы, нередко ходили и зажиточные мужики, высматривая самых умелых ткачих, чтобы пригласить их на работу.
Пока женщины ткали, мужчины тоже не сидели без дела. С Харитинина дня они начинали катать шерсть на валенки — главную и незаменимую зимнюю обувь в старину.
Строгие запреты дня: чего нельзя делать, чтобы не сломать судьбу
Как и любой значимый день народного календаря, Харитинин день был связан с целым рядом строгих запретов. Их нарушение, по мнению предков, могло привести к фатальным последствиям.
Никаких перемен. Категорически запрещалось переезжать, менять работу или отправляться в дальнюю дорогу. Считалось, что любые серьезные начинания и перемены в этот день обречены на провал и могут принести несчастья.
Запрет на любовь и свадьбы. 18 октября считалось крайне неблагоприятным днем для амурных дел. Нельзя было свататься, делать предложение, играть свадьбы и даже начинать новые отношения. Брак, заключенный в этот день, по поверью, будет коротким и несчастливым.
Труд превыше всего. Лень, безделье и долгий сон на Харитину были под строжайшим запретом. Предки верили, что тот, кто проведет этот день в праздности, рискует столкнуться с серьезными финансовыми трудностями и проблемами на работе.
Осторожнее со словами и мыслями. Нельзя было завидовать чужому счастью, богатству или успеху — иначе собственная удача отвернется навсегда. Также запрещалось хвастаться своими достижениями, красотой или имуществом, чтобы не сглазить и не лишиться всего, чем гордишься.
Правила в одежде. Особые предписания касались и гардероба. В этот день избегали одежды темных цветов, чтобы не притянуть к себе неудачи. Но что еще важнее — нельзя было надевать совершенно новые, ни разу не ношеные вещи. Считалось, что это предвещает череду мелких и крупных проблем в течение всего дня.
О чем расскажет природа
Наблюдая за природой на Харитину, крестьяне пытались предсказать, какой будет грядущая зима.
Снег. Если до 18 октября снег так и не выпал, ждали поздней зимы. Если же снег уже лег, но на деревьях, особенно на вишне, еще много листвы, то он скоро растает. А вот первый снег, упавший на голую землю и деревья, предвещал скорое установление настоящей зимы. Снег на сухой земле — быстро сойдет, на мокрой — ляжет надолго.
Птицы. Дружный отлет перелетных птиц на юг сулил суровую и холодную зиму. Если галки и вороны кружили в небе, а облака плыли против ветра — быть снегопаду. Громкий крик чаек в ясную погоду обещал скорый дождь, как и утки, постоянно ныряющие под воду.
Деревья и лес. Если на березах и дубах еще держались листья — зима будет морозной и затяжной. Треск и щелканье деревьев в лесу, напротив, предвещали хорошую, ясную погоду.
Ветер и дым. Полное безветрие обещало скорое похолодание. А дым от костра, стелющийся по земле, был верным признаком приближающегося дождя.
Наконец, особое значение придавалось и снам. Считалось, что сон, увиденный в ночь на 18 октября, исполнится ровно на двадцатый день. А дневной сон, приснившийся на Харитину, сбудется день в день, но ровно через год. Так, вплетая труд, ритуалы и наблюдения за природой, наши предки проживали этот день, встречая порог зимы с уважением и надеждой.