В сентябре доля пользователей, проводящих за онлайн-шопингом более 4-х часов в неделю, достигла 40,4% — это на 5,4% больше, чем в марте, следует из данных исследовательского центра «Позиция». Сегодня интернет-магазины стали пространством, где не только делают покупки, но и просто проводят время, расслабляются, ищут вдохновение и даже находят в этом удовольствие. Почему это стало нормой и есть ли будущее у обычных магазинов?
Больше результатов опроса
Те, кто тратит на интернет-покупки от одного до трёх часов, наоборот, стали реже — их доля снизилась с 46% до 37%. Увеличилось и число тех, кто заходит на маркетплейсы буквально на минутку — до 22,6%. То есть интернет-шопинг пронизывает весь день человека, появляясь в его расписании между делом, без особого повода.
Пользователи проводят на платформе Ozon в среднем по 17 минут в день — вдвое больше, чем в 2021 году, следует из данных Mediascope. В «МегаФоне» также заметили рост посещаемости онлайн-каналов продаж.
«Рост времени, которое потребители проводят за онлайн-шопингом, отражает не только увеличение покупок, но и глубокие изменения в поведении пользователей. Всё больше людей совершают покупки в транспорте, на работе, а также в позднее вечернее и ночное время», — отметил аналитик Data Insight Сергей Семко.
«Есть такое выражение — “продавать глазами”. Люди любят смотреть на витрины, оценивать товары, представлять, что могли бы купить. Просто эта привычка переместилась в онлайн. Здесь нет чувства навязанного общения с консультантом, нет обязательств купить. Можно спокойно изучать рынок, делать закладки и возвращаться к ним, когда будет настроение или время. Это комфортно и органично», — сказал независимый эксперт рынка товаров повседневного спроса Александр Анфиногенов.
Способ отдохнуть?
Многие пользователи больше не воспринимают онлайн-покупки как рутину. Для них это процесс, который приносит удовольствие. Изучение отзывов, сравнение цен и просмотр новинок — всё это стало частью своеобразного ритуала.
«Сегодня онлайн-покупки — это комфортное времяпрепровождение, которое можно вписать в любую часть дня. Появилась пауза — человек открывает маркетплейс, что-то добавляет в корзину или в “избранное”. Это не обязательство, это просто удобная форма досуга», — пояснил Александр Анфиногенов.
«Получение информации и взаимодействие с товаром в виртуальной среде требует гораздо больше времени, чем при классическом походе в магазин. Психологически потребитель чувствует себя увереннее, когда детально ознакомлен с мнениями других покупателей и может сравнить разные варианты перед покупкой», — рассказал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов.
Не каждый визит на сайт заканчивается покупкой. Всё чаще люди заходят просто «посмотреть».
«Активность на сайтах интернет-магазинов не означает буквально покупки — это скорее времяпрепровождение и возможность изучать модные тренды», — объяснил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов.
38% россиян несколько раз в неделю открывают маркетплейсы без цели что-то купить, подтверждают данные исследования «Яндекс Маркета» и GfK. Ещё 31% заходят туда, чтобы вдохновиться подборками, новинками или просто скоротать время.
За первые восемь месяцев года объём онлайн-торговли в России вырос на 33% по сравнению с прошлым годом и достиг 7,2 трлн рублей, следует из данных АКИТ. В сентябре количество онлайн-транзакций увеличилось на 7% к марту, а средний чек — на 31%, до 2,8 тыс. рублей, подсчитали в МТС-банке.
Онлайн против офлайна
Сегодня для многих россиян онлайн-шопинг стал аналогом прогулки по торговому центру. Только вместо длинных коридоров — бесконечные страницы товаров. Люди рассматривают вещи, читают описания, добавляют понравившиеся товары в избранное и закрывают вкладку, чтобы вернуться позже.
«Онлайн-шопинг постепенно перестаёт быть лишь утилитарной задачей и становится своего рода развлечением, заменяя походы в торговые центры», — Сергей Семко.
Действительно, трафик в торговых центрах России с начала года до середины сентября сократился на 3%, следует из данных Focus Technologies. Меньше стали посещать даже детские зоны, отделы одежды и косметики, а магазины электроники и бытовой техники потеряли около 9% посетителей.
Почему начали выбирать онлайн?
Причиной тому комфорт. Онлайн предлагает то, чего не может дать офлайн, а то есть огромный выбор, доступность и возможность не спешить.
«Магазины у дома останутся, потому что формируется необходимость покупать что-то рядом, быстро и без ожидания доставки. Но товары, которые раньше требовали похода в торговый центр — одежда, электроника — теперь проще посмотреть в телефоне, прочитать отзывы, изучить характеристики. Это то же самое, что делает консультант, но без поездок и очередей», — объяснил Александр Анфиногенов.
«Онлайн даёт возможность увидеть гораздо больший ассортимент, чем представлен в любом магазине. Это новая история для покупателей, история 21 века. Офлайн не исчезнет, но трансформируется. Сейчас мы наблюдаем лёгкую “войну” между офлайном и онлайном, но в итоге оба формата смогут сосуществовать достаточно комфортно», — отметил Александр Анфиногенов.
«Гипермаркеты раньше совмещали и шопинг, и развлечения. Люди уходили оттуда с полными тележками вещей, которые не планировали покупать. Онлайн наоборот снижает этот импульс — он не давит эмоционально, не заставляет брать лишнее. Хотя, конечно, всегда есть шанс наткнуться на товар, о существовании которого даже не подозревал — и вдруг понять, что он срочно нужен», — добавил Александр Анфиногенов.
Интернет-магазины из сферы «покупок по необходимости» превратились в площадки для вдохновения. А время, проведённое на таких сайтах, уже сложно назвать потраченным впустую — для многих оно стало способом расслабиться и перезагрузиться.