Найти в Дзене
Женские романы о любви

– Он вам солгал. Потому никуда ходить не нужно. Больше вам скажу: это опасно, – заявил Грозовой. – Но если он снова позвонит? Или кто-то…

Оглавление

Часть 9. Глава 128

После того, как все поручения были розданы, заместитель главврача клиники имени Земского по общим вопросам Матильда Яновна Туггут вернулась в свой кабинет. Ее буквально одолевало желание сообщить о похищении Никиты Гранина своему мужу, генералу Следственного комитета. Просто потому, чтобы тот был в курсе и, возможно, по своим каналам, пусть неофициально, попробовал выяснить, куда младший брат заведующего, Александр, мог увести старшего, пребывающего в глубокой коме.

Но делать это Матильда Яновна не спешила. Всё-таки и она, и глава службы безопасности клиники Аристарх Грозовой, и заведующий терапией, и руководитель секретариата Романова, – все пообещали молчать до особого распоряжения Эллины Родионовны. Но так устроен человек: если у него появляется какая-то очень важная информация, которой запрещено делиться, то ему прежде всего хочется нарушить данное обещание.

Доктор Туггут продержалась ровно до обеда. Но потом всё-таки собралась набрать номер мужа и рассказать. Она рассуждала так: Константин Яковлевич в любом случае будет на стороне Эллины Печерской, человека с кристально чистой репутацией. Но лучше пусть он узнает как можно скорее и, возможно, это даст Гранину-старшему еще один шанс на выживание. Ведь кто знает этого Александра? Пусть он на самом деле и не желает избавиться от старшего брата решительно и сразу, но если сделает это посредством каких-то частнопрактикующих медиков? В этом случае даже вскрытие не докажет наличие злого умысла.

«Патологоанатомы ничего не отыщут, а Никиту будет уже не вернуть, – придумывала Матильда Яновна себе оправдание. – Элли пострадает, ее дочка Олюшка останется без родного отца. Нет, нужно действовать», – она взяла телефон, но только собралась набрать номер мужа, как вздрогнула: ей самой кто-то звонил.

– Туггут, слушаю, – ответила Туггут

– Здравствуйте, Матильда Яновна. Вас беспокоят из службы безопасности банка «Петербург-Инвест». Нам известно, что вы храните там некоторые сбережения, всё правильно?

Доктор поначалу не поняла, о чём речь, спустя несколько секунд вспомнила. Да, когда-то, лет пять назад, открыла там счёт, поскольку брала в этом финансовом учреждении кредит. Но давно его закрыла, и, скорее всего, денег не оставалось, хотя…

– Да, было дело, – неуверенно ответила Матильда Яновна. – А что случилось?

– У нас есть все подозрения полагать, что ваш счёт использовался для финансирования вооружённых формирований государства, которое находится с нами в состоянии вооружённого конфликта, – витиевато сказал мужской голос.

Доктор Туггут обомлела. Совсем недавно вскрылась история с квартирой, подаренной ей прокурором Пулькиным, из-за чего, пусть и много лет спустя, едва не развалился ее брак с Константином Яковлевичем, а теперь вдруг это… Если всё действительно, как говорит тот человек в трубке, то… «Он мне никогда не простит», – испуганно подумала Матильда Яновна. Собеседник, между тем, продолжил давить. Говорил, что за соучастие в подобных финансовых схемах предусматривается серьёзное уголовное наказание с конфискацией имущества и прочее…

– Что мне нужно делать? – спросила Матильда Яновна.

Инструкции были довольно просты, но Туггут даже записала их в ежедневник, чтобы ничего не забыть.

– Да-да, конечно, я всё сделаю, – пребывая в каком-то заговорённом состоянии, произнесла врач. Они договорились снова связаться, после она убрала смартфон в сумочку и стала одеваться, – предстояло пойти в «Петербург-Инвест», закрыть счёт, а потом снять в другом банке крупную сумму наличными и встретиться с тем самым специалистом по безопасности. Он обещал за вознаграждение в четыреста тысяч «решить все вопросы». Матильда Яновна вышла из кабинета, сообщив секретарю, что вернётся через часа полтора, и направилась к лифту.

Когда двери открылись, внутри она увидела начальника службы безопасности клиники. Туггут молча зашла, Грозовой посторонился. Некоторое время ехали молча, потом Аристарх Всеволодович не выдержал и поинтересовался:

– Что это с вами? Та история с Граниным так повлияла?

– Да… – поспешно ответила врач, но тут же поправилась. – То есть нет… то есть… – она пометалась взглядом по светящимся кнопкам.

– Матильда Яновна, что случилось? На вас лица нет, – спросил Грозовой.

– Мне нужно… понимаете… по одному делу… – сбившись окончательно, Туггут замолчала.

Когда лифт остановился на первом этаже, Грозовой сделал неожиданное. Едва двери начали раскрываться, нажал кнопку, заставляя механизм сработать в обратном направлении, потом нажал кнопку пятого этажа.

– Что вы делаете? – недовольно спросила Матильда Яновна.

– Помогаю вам не совершить какую-то глупость, – ответил Аристарх Всеволодович.

– Да с чего вы это взяли?

– Потому что такой растерянной и напуганной вас прежде никогда не видел, – ответил он.

Когда лифт снова оказался на административном этаже, Грозовой жестом предложил Туггут выйти, а затем, следуя чуть позади, фактически отконвоировал в свой кабинет. Там показал на стул напротив своего стола, сел в кресло, сложил руки перед собой и спросил, пристально глядя в глаза Матильде Яновне:

– Что у вас случилось? Рассказывайте.

– Аристарх Всеволодович, это возмутительно! – попыталась отказаться от этого разговора доктор Туггут, но тут же поняла, что подсознательно сама этого хочет, иначе бы устроила скандал прямо в лифте и заставила Грозового отвезти ее на первый этаж. Помолчав, она поведала ему о недавнем телефонном разговоре.

Начальник службы безопасности молча выслушал, потом заявил:

– Вам не надо никуда идти и ничего делать. Вы едва не стали жертвой мошенников.

– Да с чего вы взяли?

Грозовой объяснил: ни одна служба безопасности банка не станет предлагать «порешать вопросы» за взятку. Ни один их сотрудник не знает о содержании счетов клиентов, так как не имеет к ним доступа.

– Да, но тот мужчина сказал…

– Он вам солгал. Потому никуда ходить не нужно. Больше вам скажу: это опасно, – заявил Грозовой.

– Но если он снова позвонит? Или кто-то… такой же, что мне делать? – растерялась доктор Туггут.

– Послушайте, Матильда Яновна. Не нужно так беспокоиться. Каждому из нас хотя бы раз звонили мошенники, – начал Грозовой, принимая на себя роль лектора. – Кто-то отвечает, сразу говорит «нет, спасибо» и кладет трубку. Кто-то чуть позже понимает, с кем имеет дело, и пытается закончить разговор. Кто-то, к сожалению, верит и теряет деньги. А кто-то даже хочет подшутить над преступником, думая, что играет с ним на равных. На самом деле ошибочен каждый из этих вариантов. Есть только один верный способ защиты – не брать трубку вовсе. И вот почему…

Аристарх Всеволодович сделал паузу, давая Матильде Яновне осмыслить сказанное.

– Начальный шаг, как правило, такой. – продолжил он. – На первый взгляд, «немые» звонки и мгновенные сбросы выглядят как случайность, но в действительности такие вызовы часто совершают преступники. Их цель проста – выяснить, «жив» ли ваш номер. Когда вы отвечаете, система фиксирует активность, а ваш контакт попадает в категорию потенциально уязвимых. После этого номер телефона может оказаться в продаже в одной из многочисленных баз данных, которыми пользуются колл-центры аферистов. Таким образом, ответив на звонок с неизвестного номера, вы подтвердили, что готовы брать трубку в таких случаях.

Он заметил, как изменилось лицо доктора Туггут, и продолжил с нажимом:

– Второй шаг – вас начнут «обрабатывать». Именно это с вами и произошло. Злоумышленники стараются вызвать у человека сильные эмоции, чтобы вывести его из состояния равновесия и снизить бдительность. Для этого они используют две основные стратегии: запугивание или обещание высокой выгоды. В вашем случае они выбрали запугивание, играя на ваших страхах.

Грозовой откинулся на спинку кресла.

– Дальше идут в ход современные технологии, – произнес он задумчиво. – Они забрались настолько далеко, что мошенникам выгодно даже просто услышать ваш голос. Так, злоумышленники могут записывать интонации и фразы собеседников, чтобы пополнять базы голосовых данных. Эти аудиофайлы потом используют для подделки речи с помощью нейросетей. Например, голос можно сымитировать, чтобы позвонить от вашего имени родственникам или сотрудникам банка. Даже короткий разговор, буквально пара фраз, дает преступникам материал для таких манипуляций.

– Как же на такое реагировать? – спросила Матильда Яновна, уже начав укорять себя за то, что едва не совершила, вероятно, еще одну очень большую ошибку в своей жизни.

– Ни единого слова не говорить, – подчеркнул он. – Современные мошеннические центры оснащены программами, которые анализируют тон речи и паузы, чтобы понять, как с вами лучше работать в будущем. Поэтому даже если вы смогли разыграть мошенника, он в любом случае будет иметь материал для последующей работы по вам. А еще он может обидеться и, например, отправить ваш номер в специальную программу, подписывающую ваш телефон на огромное количество рассылок. Круглосуточные SMS с интервалом раз в несколько минут точно не стоят даже самого смешного розыгрыша.

– Мне что же теперь, вообще телефоном не пользоваться? – спросила Матильда Яновна, чувствуя, как к ней возвращается самообладание.

– Конечно, полностью изолировать себя от подобных звонков невозможно, – согласился Грозовой. – Но можно сократить риск: не оставляйте номер телефона без необходимости, не вводите его в онлайн-формах, где нет уверенности в безопасности сайта. Лучше выбрать электронную почту для обратной связи, поскольку письма куда проще отфильтровать, чем телефонные звонки. Не отвечайте на вызовы с незнакомых номеров, а если такой возможности нет по долгу работы, то при подозрительных паузах на другом конце провода после вашего «алло» бросайте трубку без промедления.

Он помолчал, а затем добавил:

– И еще одно. Разрушение эмоционального состояния. Иногда к подобным звонкам мошенники не имеют отношения. В некоторых случаях такие приемы используют нелегальные коллекторы, стараясь психологически воздействовать на человека. Они могут звонить по ночам, дышать в трубку, включать тревожные мелодии – все, чтобы вызвать страх и чувство тревоги. По сути, это давление, которое нарушает закон. Такие действия направлены не на общение, а на разрушение эмоционального состояния человека. Так что мой вам совет, Матильда Яновна, – если номер незнаком, просто не отвечайте. А если ответили и слышите что-то подобное тому, что вам сегодня наговорили, – немедленно кладите трубку. И ни в коем случае не перезванивайте.

– Спасибо, Аристарх Всеволодович, – проговорила доктор Туггут. – Я, правда, ничего этого не знала. А знаете что? Давайте проведём такую лекцию для нашего медперсонала?

– Хорошо, только не я буду выступать.

– А кто?

– Эксперт «Регионального общественного центра интернет-технологий» по борьбе с экстремизмом и блогер Алексей Трифонов. Он в этих делах разбирается куда лучше меня, и все рекомендации, которые я рассказал, – его рук дело, – ответил Грозовой. – У него и авторская колонка есть о защите от мошенников. Заодно и на вопросы ответит.

– Отлично. Созвонитесь с ним, пусть скажет, когда сможет, и обговорите условия. Потом скажете мне, обсудим с Эллиной Родионовной.

– Согласен.

Матильда Яновна вернулась в кабинет. Достала телефон и внесла номер мошенника в чёрный список. Потом откинулась устало на спинку кресла, посмотрела на портрет мужа на столе и сказала тихо:

– Прости меня, Костенька. Я у тебя бываю такая… глупая! Старею, наверное.

Искромётная книга о жизни и творчестве великой Народной артистки СССР Изабелле Арнольдовне Копельсон-Дворжецкой

Роман "Изабелла. Приключения Народной артистки СССР" | Женские романы о любви | Дзен

Продолжение следует...

Часть 9. Глава 129

Дорогие читатели! Эта книга создаётся благодаря Вашим донатам. Благодарю ❤️ Дарья Десса