Инспектор Илья Семенович Левин ненавидел утро. Особенно утро понедельника, которое начиналось со звонка дежурного в шесть ноль-ноль и словами: «Труп, Илья Семеныч. Старая Арбатская квартира».
– Кофе, – прохрипел Левин в трубку.
– Что, простите?
– Я говорю, откомандируй вперед парня с хорошим кофе. Не с той бурдой из автомата, что вы называете «американо». А с нормальным, лучшим эспрессо. Двойным. Иначе раскрываемость в этом городе упадет до уровня Питера и чёрных пакетов…
Через минут сорок, сделав спасительный глоток из бумажного стакана, Левин перешагнул порог, заставленной антиквариатом квартиры. Пахло нафталином, старым деревом и смертью. На персидском ковре, в неестественной позе, лежала хозяйка апартаментов Аграфена Павловна, дама восьмидесяти лет. Причину смерти предстояло выяснить, но синяк на виске намекал, что она вошла в мир иной не по своей воле.
– Ну, что у нас тут, Петров? – обратился Левин к молодому сержанту, который с напряженным лицом осматривал книжные полки.
– Ни следа взлома, Илья Семеныч. Ценности, на первый взгляд, на месте. Имеются два человека: племянник Станислав и сиделка Инга. Сидят на кухне, пьют валерьянку.
– Родственник и прислуга, – хмыкнул Левин. – Классика. Скучнее только экскурсии по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Что говорят?
– Оба в один голос: пришли утром, а она уже... того. Холодная.
Левин прошел в комнату. Фарфоровые статуэтки, скульптуры в жестких рамах, массивные часы с боем. Все дышало прошлым веком. И завершая все это великолепие, на спинке кресла сидел огромный, дымчатый Мейн-кун с презрительным выражением на морде. Он так смотрел на суету полиции, будто они были назойливыми мухами, мешающими его утреннему сну.
– А это что за граф? – обратился Левин к коту.
– Маркиз. Любимец покойной. Дескать, с рук не сходил.
– Маркиз, значит, – Левин подошел поближе. Кот лениво приоткрыл один янтарный глаз. – Ну, здравствуй, ваше сиятельство. Может есть какая информация? Вы тут единственный, кто не заинтересован в наследстве.
Кот в ответ лишь бесшумно зевнул.
Допрос племянника и сиделки не дал ничего. Нервный тип с бегущими глазами, твердил, что любил тетю, хоть она и держала его на голодном финансовом пайке. Инга, женщина средних лет, со стальным выражением лица, изображала скорбь, но Левин увидел в ее глазах лишь холодный расчет. Мотив был у обоих, алиби – ни у кого.
Вернувшись в гостиную, Левин застал интересное происшествие. Маркиз спрыгнул с кресла и, подойдя к тяжелому дубовому комоду, начал настойчиво скрести лапой одну из его тяжёлых дверок.
– Петров, этот комод смотрели?
– Так точно. Там столовое серебро. Всё на месте, опись соответствует тому, что в завещании.
– Открой.
Сержант с усилием потянул дверцу. Кот тут же сунул морду, поводил носом и, небрежно фыркнув, отошел.
– Наверное, мышей ищет, – предположил Петров.
– В такой квартире мыши? – усмехнулся Левин. – Не смеши мои седины. Мыши в Москве боятся зайти в квартиру с такой арендной платой. Они предпочитают коммуналки в Питере, там для них культурная среда и достоевщина.
Он присел на корточки и посмотрел изнутри. Ложки, вилки, ножи в бархатных чехольчиках. Ничего необычного. Но что-то зацепило его взгляд. Одна из вилок лежала чуть криво, не так, как остальные. Он осторожно взял ее двумя пальцами. На зубцах вилки, почти невидимый, зацепился крошечный, почти прозрачный кристаллик.
– Петров, тащи эксперта. И лупу. И еще один кофе. Похоже, наш молчаливый свидетель не так уж и молчалив.
Через некоторое время криминалист сделал вывод. Это был кристаллик сахара. Необычного, редкого, тростникового, которого подавали в элитных кофейнях. Левин вспомнил, что на кухонном столе стояла почти пустая пачка такого же блага.
– Итак, что мы имеем? – рассуждал он, прохаживаясь по комнате. – Убийца бьет старушку по голове. Чем? Орудия нет. Потом он зачем-то лезет в комод с серебром... Зачем? Ничего не пропало.
Он снова посмотрел на кота. Маркиз сидел у блюдца с молоком, который ему налил сердобольный Петров, но к молоку не приходил. Он смотрел на Ингу, которая вошла в комнату за своей сумочкой. И в этот момент кот тихо, но отчетливо зашипел.
И тут Левина осенило.
– Инга, – мягко начал он. – Аграфена Павловна принимала лекарства?
– Да, сердечные. Каждый вечер. Я ей давала, – спокойно ответила та.
– Сладкие, наверное? Она ведь любила сладкое.
– Нет, горечь. Она их запивала водой.
– Понятно, – Левин сделал паузу. – А вот Маркиз, похоже, любит сладкое. Твоя хозяйка его баловала? Может, макала что-то в молоко с сахаром?
Лицо Инги на мгновение дрогнуло.
– Иногда... Она давала ему на кончике ложки.
– Именно! – Левин подошел к комоду. – Орудие убийства вы унесли с собой. Что-то тяжелое, что было у вас в сумке. Но вы совершили ошибку. Вы решили инсценировать ограбление, полезли в этот комод. Но тут появился Маркиз. Он привык, что из этого комода его угощают. Он начал тереться о твои ноги, лезть под руку. Вы его отпихнули, но он успел сунуть нос тогда, когда вы доставали вилку, чтобы раскидать серебро на вид. И в эту вилку попал кристаллик сахара с ваших пальцев. Вы ведь пьете кофе с тростниковым сахаром, верно? Я видел пачку на кухне. И вы подсыпали его в инструкцию хозяйки уже давно, понемногу, чтобы ухудшить ее состояние. Но вчера ваше терпение лопнуло.
Он подошел к Инге вплотную.
– Кот не мышей чуял - ответил Петров. Он пришёл на запах сахара. На запах угощения, к которому его почти случайно приучила хозяйка. И шипит он не просто так. Он помнит, кто его грубо оттолкнул от любимого комода вчера вечером. Животные не лгут. Это чисто московская черта – говорить правду в лицо. Даже если это кошачье лицо.
Инга молчала, но ее мертвенно-бледное лицо было красноречивее любых признаний.
Позже, сидя в своей любимой кофейне у Патриарших, Левин медленно пил ристретто.
– Гениально, Илья Семеныч, – восхищался Петров. – Никогда бы не подумал, что кот...
– Петров, – перебил его инспектор, – запомнил. В Москве даже коты – коренные москвичи. Они умны, немного циничны и всегда знают, где их интерес. А теперь молчи и дай мне посмотреть на вещь, которая примиряет меня с этим миром. Хорошим кофе.
(с) М@
Истории об инспекторе Левине
Всё о кино, TV и мультипликации на моём Дзен-канале «Фильм!..Фильм!..Фильм!..» кликать сюда - https://dzen.ru/id/68a3143388f25a2485a721b4
Всем, кому интересен мир социальных сетей, мессенджеров, приложений и гаджетов жду в своём Дзен-канале "Вам Telegram и не только" - https://dzen.ru/id/685e7391f65f136acb6c4016
Подписывайтесь. Комментируйте. Вас ожидает масса интересных публикаций.