Пассажиры садятся в поезд, чтобы проехать каких-то 233 километра. Сколько времени займёт дорога? Два часа? Три? А теперь приготовьтесь: ЧЕТВЕРО СУТОК.
Не опечатка. Не шутка!
Поезд шел со скоростью 6,3 км/ч. Пассажиры могли спокойно спрыгнуть, собрать ягоды или цветы, а потом догнать состав бегом. Это не сцена из комедии, это реальность узкоколейки Оха-Ноглики, которая даже попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая медленная в мире.
Одни называют сахалинскую узкоколейку Оха-Ноглики шедевром инженерной мысли, а другие - символом советской неэффективности и абсурда.
И знаете что самое интересное? Споры об этой дороге не утихают до сих пор, хотя её разобрали на металлолом ещё в 2006 году.
Дорога через тундру и болота
В 1925 году на севере Сахалина построили узкоколейку шириной всего 750 миллиметров.
Её строили в тяжелейших условиях - несколько тысяч человек были свезены на остров специально для этого. Дорога работала 81 год, пережила 40-е годы, землетрясение и перестройку, возила нефть и людей.
А потом её порезали на металлолом за несколько месяцев. И теперь от всей дороги остался только один ржавеющий паровоз на постаменте в Охе.
Финские малыши
Основой подвижного состава стали паровозы ПТ-4 - финские машины, которые СССР получил после 40-х. Представьте: крошечные локомотивы весом всего 16 тонн, с максимальной скоростью 35 километров в час.
И эти малыши работали десятилетиями без капитального ремонта! Один из них, ПТ-4-524, возил грузы 32 года. Это невероятная надёжность.
Но вот вопрос, который вызывает споры: может, эти паровозы так долго служили именно потому, что их некем было заменить? Может, это была не гордость за качество, а вынужденная консервация отсталости?
Скорость велосипедиста
В первые годы поезд преодолевал расстояние от Охи до Ноглик за четверо суток!
«Это же издевательство!» - скажут прагматики. «Зато это работало там, где ничего другого построить было невозможно», - ответят им романтики.
Цифры говорят сами за себя. Себестоимость перевозки по узкоколейке была почти в два раза дороже, чем автотранспортом. На содержание дороги ежегодно тратили 111 миллионов рублей, тогда как грузовики справились бы с тем же объёмом за 42 миллиона.
Землетрясение
28 мая 1995 года случилось нефтегорское землетрясение магнитудой 7,6, которое почти полностью разрушило посёлок Нефтегорск. Узкоколейка была разбита на протяжении 31 километра.
И что сделали? Восстановили! За несколько месяцев отстроили всё заново, потому что дорога была жизненно важна для развивающейся нефтяной промышленности Сахалина, обеспечивая доставку грузов на нефтепромыслы и снабжая поселки нефтяников.
Но вот парадокс: в 1995 году после разрушительного землетрясения нашли деньги и волю на восстановление. А через 11 лет, в 2006-м, та же дорога внезапно стала «нерентабельной» и была ликвидирована.
Что изменилось? Кто-то что-то очень сильно недоговаривает...
Урок, который мы не усвоили
А теперь самое обидное. В Австрии медленный поезд возит туристов - и это золотая жила. В Швейцарии и Японии горные узкоколейки - национальная гордость и туристические объекты, куда выстраиваются очереди.
А мы? А мы - легендарную узкоколейку с самыми медленными поездами планеты - порезали на металлолом. Не оставили даже музейного участка!
Теперь иностранные энтузиасты железных дорог приезжают на Сахалин и спрашивают про легендарную узкоколейку. А мы можем только развести руками и пробормотать: «Нерентабельно было».
Вопросы без ответов
Если дорога была настолько убыточной почему терпели 81 год? Если она была стратегически важной - почему не сохранили хотя бы участок? Следующее поколение уже не узнает, что на Северном Сахалине когда-то ходил самый медленный поезд в мире.
А вы как думаете - узкоколейка Оха-Ноглики была подвигом советской инженерии или символом неэффективности? Правильно её закрыли или это была большая ошибка?
Жду вас в комментариях, особенно если вы сами ездили по этой дороге!
Популярное на канале: