Найти в Дзене
Путешествия со смыслом

Морской космодром: мы потеряли будущее за $3,5 миллиарда, а SpaceX подобрал нашу идею

Помните фильмы про будущее из 90-х? Ракеты, взлетающие с океанских платформ...
А теперь представьте: всё это
УЖЕ БЫЛО. И мы это потеряли!

«Морской старт» был самым дерзким космическим проектом. Ракеты взлетали с платформы посреди Тихого океана, прямо на экваторе. Звучит как научная фантастика? А ведь это работало 15 лет подряд.

История упущенных возможностей

В 1995 году четыре страны создали консорциум мечты:

  • Boeing (США) - 40% и финансы
  • РКК «Энергия» (Россия) - 25% и технологии
  • Kvaerner (Норвегия) - 20% и морские платформы
  • КБ «Южное» (Украина) - 15% и ракеты «Зенит»

Что могло пойти не так? Оказывается, всё.

Ждем вас в Телеграме:
Заходите в наш Телеграм-канал, чтобы видеть первыми все, что за происходит "за кадром" в наших путешествиях!

Триумф, который никто не помнит

С 1999 по 2014 год - 36 запусков. Успешность 89%. На орбиту отправлено 150 тонн спутников. Крупнейшие телекомы мира стояли в очереди.

Экваториальные запуски давали двукратное увеличение полезной нагрузки. Это как получить два запуска по цене одного. Но самое главное - это была ЕДИНСТВЕННАЯ в мире полностью автоматизированная система.

200 человек экипажа против 1500 на Байконуре.

А потом началось самое интересное...

2009 год - банкротство. Долги - до миллиарда долларов. Как так получилось? Ответ простой: никто не хотел работать на общую цель. Boeing хотел только прибыль. Другие партнеры - политических преференций и прав на технологии. В итоге $3,5 миллиарда инвестиций превратились в красивую игрушку.

Как мы всё потеряли

2014 год - последний запуск. Сложная геополитическая ситуация остановила проект. Ракеты «Зенит» производились в Днепропетровске, и производственные цепочки были разорваны.

А знаете, что самое обидное? В 2016 году проект купила S7 Group всего за $160 миллионов. Копейки! Владелец Владислав Филёв мечтал возродить «Морской старт», потратил миллиарды рублей на содержание. И что в итоге?

Гавань амбиций в порту Славянка

Сегодня весь комплекс стоит в порту Славянка под Владивостоком. Можно приехать и посмотреть, как выглядят пришвартованные $3,5 миллиарда. Платформа «Одиссей» и командное судно ржавеют на приколе уже пятый год.

-2
Восстановление оценивается в сумму от 29 до 91 миллиарда рублей.

Пока мы спорили, SpaceX взял за основу нашу идею

А теперь самое болезненное! Илон Маск и его SpaceX делают ТОЧНО ТО ЖЕ, что мы изобрели четверть века назад!

  • Морские платформы для посадки Falcon 9? Вдохновлено «Морским стартом».
  • Автоматизированные запуски? Взято оттуда же.
  • Использование экваториальных широт? И это тоже наше.

Вопрос на миллиард долларов

Как страна, которая первой запустила спутник, умудрилась упустить самый революционный космический проект?

Как мы позволили
единственной в мире плавучей стартовой площадке превратиться в музейный экспонат? Как получилось, что технологии, разработанные нашими инженерами, теперь кормят конкурентов?

-3

Горькая правда

Но реальность такая: пока мы 20 лет спорили, американцы построили новую космическую экономику. SpaceX запускает в 10 раз больше, чем вся российская космонавтика.

Догоним и перегоним? Взгляд в будущее

10 октября 2025 года успешно прошли наземные огневые испытания первой ступени новой ракеты Союз 5. Двигатель РД-171МВ отработал штатные 160 секунд, что открыло путь к летно-конструкторским испытаниям.​


Успешные испытания
«Союза-5» - сигнал о том, что у "спящего гиганта" скоро появится сердце - мощный и надежный двигатель.
Связка «Союз-5» и «Морской старт» - наш шанс не догонять SpaceX, а
играть на другом поле, где у нас уже есть фора в 25 лет опыта.

Планы запусков:

  • Отправка ракеты на космодром: конец октября 2025 года
  • Первый пуск: декабрь 2025 года с Байконура
  • Полномасштабная эксплуатация: с 2028 года​

    Ракета «Союз-5» планируется к использованию с:
  • Космодрома Байконур (проект «Байтерек»)
  • Космодрома Восточный
  • Плавучего космодрома «Морской старт»​

Российские инженеры не восстанавливают старый проект - они создают принципиально новую систему:

  • «Союз-5» с двигателем РД-171МВ превосходит по мощности украинский «Зенит»
  • Экологически чистое топливо керосин-кислород безопаснее для морской экосистемы
  • Полная автоматизация процессов снижает операционные риски
  • Грузоподъемность до 20 тонн с экватора открывает новые возможности​​

Геополитическая независимость

Мы больше не пытаемся склеить разбитую чашку международного сотрудничества. Мы создаем новую, свою собственную.
В отличие от консорциума 90-х, новый «Морской старт» будет полностью российским проектом. Это устраняет политические риски и дает автономию в космических запусках.

Пока наши конкуренты вкладывают миллиарды в строительство новых космодромов на суше, у России в порту Славянка тихо ждет своего часа асимметричный ответ.


Мы не потеряли «Морской старт». Мы просто поставили его на паузу. И, кажется, эта пауза
подходит к концу.

Ждем вас в комментариях!

Следить за публикациями и оставить комментарий можно в нашем
телеграм канале Путешествия со смыслом / Алексей Жирухин!

Популярное на канале:

Почему в советском Тикси-3 была жизнь, а в российском — только надежда? 3 горьких факта
Путешествия со смыслом
19 июня