Помните фильмы про будущее из 90-х? Ракеты, взлетающие с океанских платформ...
А теперь представьте: всё это УЖЕ БЫЛО. И мы это потеряли!
«Морской старт» был самым дерзким космическим проектом. Ракеты взлетали с платформы посреди Тихого океана, прямо на экваторе. Звучит как научная фантастика? А ведь это работало 15 лет подряд.
История упущенных возможностей
В 1995 году четыре страны создали консорциум мечты:
- Boeing (США) - 40% и финансы
- РКК «Энергия» (Россия) - 25% и технологии
- Kvaerner (Норвегия) - 20% и морские платформы
- КБ «Южное» (Украина) - 15% и ракеты «Зенит»
Что могло пойти не так? Оказывается, всё.
Ждем вас в Телеграме:
Заходите в наш Телеграм-канал, чтобы видеть первыми все, что за происходит "за кадром" в наших путешествиях!
Триумф, который никто не помнит
С 1999 по 2014 год - 36 запусков. Успешность 89%. На орбиту отправлено 150 тонн спутников. Крупнейшие телекомы мира стояли в очереди.
Экваториальные запуски давали двукратное увеличение полезной нагрузки. Это как получить два запуска по цене одного. Но самое главное - это была ЕДИНСТВЕННАЯ в мире полностью автоматизированная система.
200 человек экипажа против 1500 на Байконуре.
А потом началось самое интересное...
2009 год - банкротство. Долги - до миллиарда долларов. Как так получилось? Ответ простой: никто не хотел работать на общую цель. Boeing хотел только прибыль. Другие партнеры - политических преференций и прав на технологии. В итоге $3,5 миллиарда инвестиций превратились в красивую игрушку.
Как мы всё потеряли
2014 год - последний запуск. Сложная геополитическая ситуация остановила проект. Ракеты «Зенит» производились в Днепропетровске, и производственные цепочки были разорваны.
А знаете, что самое обидное? В 2016 году проект купила S7 Group всего за $160 миллионов. Копейки! Владелец Владислав Филёв мечтал возродить «Морской старт», потратил миллиарды рублей на содержание. И что в итоге?
Гавань амбиций в порту Славянка
Сегодня весь комплекс стоит в порту Славянка под Владивостоком. Можно приехать и посмотреть, как выглядят пришвартованные $3,5 миллиарда. Платформа «Одиссей» и командное судно ржавеют на приколе уже пятый год.
Восстановление оценивается в сумму от 29 до 91 миллиарда рублей.
Пока мы спорили, SpaceX взял за основу нашу идею
А теперь самое болезненное! Илон Маск и его SpaceX делают ТОЧНО ТО ЖЕ, что мы изобрели четверть века назад!
- Морские платформы для посадки Falcon 9? Вдохновлено «Морским стартом».
- Автоматизированные запуски? Взято оттуда же.
- Использование экваториальных широт? И это тоже наше.
Вопрос на миллиард долларов
Как страна, которая первой запустила спутник, умудрилась упустить самый революционный космический проект?
Как мы позволили единственной в мире плавучей стартовой площадке превратиться в музейный экспонат? Как получилось, что технологии, разработанные нашими инженерами, теперь кормят конкурентов?
Горькая правда
Но реальность такая: пока мы 20 лет спорили, американцы построили новую космическую экономику. SpaceX запускает в 10 раз больше, чем вся российская космонавтика.
Догоним и перегоним? Взгляд в будущее
10 октября 2025 года успешно прошли наземные огневые испытания первой ступени новой ракеты Союз 5. Двигатель РД-171МВ отработал штатные 160 секунд, что открыло путь к летно-конструкторским испытаниям.
Успешные испытания «Союза-5» - сигнал о том, что у "спящего гиганта" скоро появится сердце - мощный и надежный двигатель.
Связка «Союз-5» и «Морской старт» - наш шанс не догонять SpaceX, а играть на другом поле, где у нас уже есть фора в 25 лет опыта.
Планы запусков:
- Отправка ракеты на космодром: конец октября 2025 года
- Первый пуск: декабрь 2025 года с Байконура
- Полномасштабная эксплуатация: с 2028 года
Ракета «Союз-5» планируется к использованию с: - Космодрома Байконур (проект «Байтерек»)
- Космодрома Восточный
- Плавучего космодрома «Морской старт»
Российские инженеры не восстанавливают старый проект - они создают принципиально новую систему:
- «Союз-5» с двигателем РД-171МВ превосходит по мощности украинский «Зенит»
- Экологически чистое топливо керосин-кислород безопаснее для морской экосистемы
- Полная автоматизация процессов снижает операционные риски
- Грузоподъемность до 20 тонн с экватора открывает новые возможности
Геополитическая независимость
Мы больше не пытаемся склеить разбитую чашку международного сотрудничества. Мы создаем новую, свою собственную.
В отличие от консорциума 90-х, новый «Морской старт» будет полностью российским проектом. Это устраняет политические риски и дает автономию в космических запусках.
Пока наши конкуренты вкладывают миллиарды в строительство новых космодромов на суше, у России в порту Славянка тихо ждет своего часа асимметричный ответ.
Мы не потеряли «Морской старт». Мы просто поставили его на паузу. И, кажется, эта пауза подходит к концу.
Ждем вас в комментариях!
Следить за публикациями и оставить комментарий можно в нашем телеграм канале Путешествия со смыслом / Алексей Жирухин!
Популярное на канале: