Битва за Москву, длившаяся с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года, стала одной из самых масштабных и значимых в Великой Отечественной войне. Бои на Бородинском поле в октябре 1941 года и январе 1942-го стали частью Московской битвы. В Бородинском музее хранятся два скульптурных портрета участников боёв на Бородинском поле в октябре 1941 года. Это бюст Якова Ивановича Ефимова, начальника политотдела 32 Краснознамённой стрелковой дивизии, и портрет Георгия Михайловича Мартынова, комиссара 32 Краснознамённой стрелковой дивизии.
Автором работ является скульптор Яков Николаевич Куприянов. Бюст Я.И. Ефимова (1961) был приобретён у автора в 1989 году. Портрет Г.М. Мартынова (1961) поступил в фонды Бородинского музея из Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» в 1995-м.
Купреянов Яков Николаевич (1932-2006) – советский и российский скульптор.
Родился в 1932 году в Москве в семье художника-графика Н.Н. Купреянова. В 1948-1952 годах учился в Московском художественном училище памяти 1905 года у Б.Д. Королёва. В 1952-1958 годах продолжил обучение в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова у Д.П. Шварца и Н.В. Томского. Начал участвовать в выставках в 1958 году. В 1959 году вступил в Союз художников СССР. С 1999 года – Заслуженный художник Российской Федерации. Работал в области станковой и монументальной скульптуры, а также малой пластики. Художественные работы скульптора находятся в Третьяковской галерее и других музеях России, частных собраниях российских и зарубежных коллекционеров. Участник всесоюзных, республиканских, московских и зарубежных выставок (Венгрия, Чехословакия). Скончался в 2006 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Скульптурный портрет Г.М. Мартынова (бронза, отливка, шлифовка; 46,0х25,0х28,0) представляет собой голову в фас, превышающую размеры натуры, с мощной, крепкой шеей. Виден стояче-отложной воротник гимнастёрки с петлицами (полковой комиссар), головной убор отсутствует. Лоб высокий. Губы плотно сжаты. Короткие волосы зачёсаны назад.
Скульптор смог, отражая портретные черты, показать обобщённый образ комиссара и подчеркнуть его силу, волю, несгибаемость, верность долгу и уверенность в правильности выбранного пути.
Бюст Якова Ивановича Ефимова (бронза, отливка, шлифовка; 28,0х16,0х11,0). Голова в профиль, грудь в фас. В гимнастёрке со стояче-отложным воротником, с орденской планкой на левой стороне груди. Без головного убора. Волосы лежат небрежно, подчёркивая динамику.
Обладая несомненным портретным сходством работа Я.И. Купреянова воплощает идеализированный образ политрука, ведущего солдат в бой. Показателен поворот головы. Политрук, оглядывающийся назад, на поднимающихся в атаку солдат, которые идут за ним под градом пуль и снарядов, быть может, в свой последний бой.
В воспоминаниях о боевом пути 32 Краснознамённой стрелковой дивизии-29 гвардейской стрелковой дивизии, которые хранятся в фондах Бородинского музея-заповедника, Я.И. Ефимов пишет о роли политруков, поднимающих боевой дух солдат перед жестоким боем: «Занимая оборону подразделения 113 Волжского стрелкового полка шли мимо исторических памятников фельдмаршалу М.И. Кутузову на его командном пункте, 1-му и 19-му егерским полкам, лейб-гвардии егерскому полку и матросам гвардейского экипажа. Они занимали оборону на местах, где совершила свой знаменитый рейд Платовская кавалерия в обход левого фланга наполеоновской армии… Здесь подразделения встречали комиссар полка батальонный комиссар Василий Фёдорович Поляков, инструктор пропаганды – политрук Василий Фёдорович Цветков, секретарь партбюро старший политрук – Михаил Александрович Волошин, секретарь комсомола полка младший политрук – Иван Васильевич Смирнов. Они останавливали подразделения у этих памятников и проводили короткие митинги. В своих выступлениях они говорили об этих знаменитых местах и как дрались здесь русские воины 129 лет назад, поэтому на этих местах, где каждый метр земли полит кровью этих героев, нельзя допустить в Москву фашистского зверя, что советские воины в предстоящих боях должны приумножить славу русского оружия и славу кутузовских чудо-богатырей. В ответ на эти слова воины-дальневосточники клялись не опозорить, а умножить эту славу, они заверяли своих командиров, что гитлеровцы смогут пройти только через их трупы…
Эти митинги намного подняли боевой дух и чувство ответственности за удержание и крепость своих позиций, что и показали первые же бои воинов 32 КСД с гитлеровскими захватчиками на этом рубеже. Многие воины дивизии подали перед боем заявление о приёме их в ряды ВКП/б/ и ВЛКСМ, в которых они писали, что если и придётся погибнуть в этих боях, то умереть они хотят коммунистами и комсомольцами. Только за одни сутки – 12 октября 1941 года в дивизию было подано 219 заявлений о приёме в партию.»
На фронтах Великой Отечественной войны политруки и комиссары словом и личным примером вели на смертный бой бойцов Красной Армии, приближая нашу Великую Победу.
Хранитель коллекции «Скульптура» Е. В. Семёнова