2050 год. Микки Барнс попал в очень затруднительное положение, задолжав влиятельному гангстеру. Приходится спасаться бегством с Земли, вот только желающих покинуть загнивающую планету слишком много. Единственный шанс - стать расходным сотрудником, подопытной крысой, которую в случае смерти воссоздадут с помощью технологий. Чтобы спастись, Микки вынужден умирать...
Южнокорейский режиссёр Пон Чжун-хо прогремел на весь мир, когда в 2019 его «Паразиты» захватили 4 Оскара в самых главных номинациях. Хотя до того, как Оскар стал ориентироваться исключительно на инклюзивность, мог рассчитывать в лучшем случае только на победу в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Другое дело, что попутно коллекционируя призы с других кинофестивалей, фильм стал мировым хитом. Шутка ли - с момента его премьеры релиз в различных странах продолжался на протяжении полутора лет.
В одних только США «Паразиты» собрали сумму, пятикратно превышающую бюджет фильма. Пон Чжун-хо - не новичок для международной арены, уже имеющий за плечами англоязычные «Сквозь снег» и «Окча». Не успел он отойти от триумфа, как к нему обратилась производственная компания Брэда Питта Plan B с предложением возглавить экранизацию романа Эдварда Эштона «Микки7». Что любопытно - на тот момент роман ещё был в стадии черновика, и вышла книга только в феврале 2022 года.
Warner Bros. вписались на правах финансового партнёра, обеспечив постановщику полную творческую свободу и право финального монтажа. Но что-то пошло не так. Сначала дату премьеры перенесли из-за забастовки сценаристов. А позже пошли небеспочвенные слухи о том, что руководство студии оказалось не в восторге от получившегося продукта, но несмотря на все просьбы, Пон Чжун-хо оставался непреклонен в отстаивании своего видения.
Итоговый результат вышел удручающим. «Микки 17» собрал денег гораздо меньше, чем «Паразиты», не окупив огромного производственного бюджета в 150 миллионов долларов. В руководстве Warner Bros. опять рвут на себе волосы и второй раз после «Джокер: Безумие на двоих» проклинают себя за то, что развязали руки творческому человеку. Но так ли плох фильм, что не нашёл массового зрителя?
К сожалению стоит констатировать, что «Микки 17» замечательно стартует с высоких нот, но совершенно ужасно скатывается к финалу. Свойственная корейским авторам изящная балетность первого часа оборачивается тяжеловесным театром абсурда, который совершенно утомляет, приближаясь к кульминации. Пристрастие Пон Чжун-хо к смешению жанров едва ли позволяет редким удачным моментам из второй половины фильма сильно выделиться на фоне общего неудачного соуса, в который превращается кино.
В 2020-ые в кинематографе пошла мода на сатиру о сильных мира сего. Каждый автор как может изгаляется в своих гиперболах о том, в какие извращения скатывается человек, преодолевший последнюю черту американской мечты. Хотя более полувека назад постановщики вроде Феллини или Орсона Уэллса вполне себе удачно и умно обходились без фантазий за окном Овертона.
Пон Чжун-хо, как и почти все именитые корейские режиссёры, сильно переоценён, хотя и несомненно талантлив. Однако или его любовь к гротеску с годами эволюционирует в михалковском стиле, или же тлетворное влияние загнивающего Запада оказало своё влияние за годы, проведённые в сотрудничестве с англоязычными представителями киноиндустрии.
Критики, покусившиеся на эти модные сатиры, сбились с ног, выискивая в каждом антагонисте Дональда Трампа с не меньшей маниакальностью, с какой Дэвид Айк ищет рептилоидов. Похоже, что Пон Чжун-хо вполне себе рад упростить им задачу, подав желаемое блюдо в практически неизменном виде. Гардероб Кеннета Маршалла и красные кепочки с лозунгами у его электората жирно символизируют. Одно хорошо - режиссёр первым додумался использовать тот омерзительный потенциал, который в себе таит физиономия актёра Марка Руффало.
А вот с главным героем вышла промашка. Вероятно, достаточно не быть Жан Клод ван Даммом, чтобы заслужить рукоплескания за изображение на экране двойников. Пон Чжун-хо часто не говорил Паттинсону, какую версию он играет в том или ином эпизоде, и всячески поощрял импровизацию актёра. В книге Микки был вполне себе нормальным человеком, однако Паттинсон, положившись на задаваемый режиссёром гротескный тон, взял в качестве ориентира... Джима Керри в «Тупой и ещё тупее», даже причёска похожа.
В итоге мы имеем Микки - неуклюжего невротика и Микки - маньяка. И никакой прелести в его граничащей с эксцентричностью игре нет. А то объяснение, что дано в фильме относительно резкой перемены характеров у каждой новой версии Микки, совершенно никак не объясняет, почему они меняются. Куда интереснее было бы увидеть как исполнитель ищет новые грани в каждой версии, которые проявляются только при столкновении двух одинаковых Микки.
Наилучшее впечатление произвели Тони Коллетт и Наоми Аки. Коллетт, играющая милфу Илфу, рядом с разухабистым Руффало смотрится куда безупречнее в своей мягкой змеиной пластике. Аналогично её красит непробивная серьёзность, с которой она пускает очередное живое существо на ингредиент для соуса, либо заботится о чистоте ковра. Наоми Аки в свою очередь берёт живостью и непосредственностью, с которой она существует на экране рядом с фальшивым Паттинсоном.
Пон Чжун-хо утверждает, что образ Кеннета Маршалла не основан на Трампеконкретной личности, представляя собой смесь из различных диктаторов, но мы-то с вами знаем. Добавив сверх книжного Микки ещё десять копий, он довольно хорошо живописует отмирание всякой этики, когда человек становится расходником в самом буквальном смысле. Сидящие в клетках метр на метр заключённые как нельзя лучше ставят знак равенства между человеком и подопытным животным.
Сумбурный финал выглядит так, как если бы в фильме «Луна 2112» (о проблемах клонирования и эксплуатации) внезапно разразился последний акт лучшего фильма Хаяо Миядзаки «Навсикая из долины ветров». Дизайн жутиков был придуман Пон Чжун-хо совместно с Янг Хи Чхоль, художником, с которым он создаёт монстров со времён «Вторжения динозавра». И они подозрительно похожи на гигантских Ому, придуманных Миядзаки. Совпадение? Сюжетная перекличка подталкивает к мысли, что это неспроста.
Пон Чжун-хо любят за его тонкое мастерство в работе с маленькими деталями. Увы, на этот раз постановщик явно с ними заигрался. Детали «Микки 17» - как ингредиенты для соуса. Вроде бы хорошо подобраны, уложены в кастрюлю, и греются на правильной температуре. Но чем ближе финал, тем больше понимаешь, что момент для снятия с плиты упущен, и всё вокруг уже залито обжигающим фонтаном переваренного и уже непригодного для употребления соуса. Когда твоё творчество сфокусировано вокруг одних и тех же тем, высок риск того, что забудешь, где надо остановиться. Впрочем, едва ли этот провал что-то даст для автора - на родине его всегда примут с распростёртыми объятия.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.