2176 год. Марс уже колонизирован и терраформирован. Полицейское подразделение направляется в отдалённую шахтёрскую станцию, где был схвачен местный печально известный преступник. Но простая миссия по конвоированию в итоге оборачивается настоящим кошмаром, когда по прибытии служители закона совершают страшное открытие...
Предпоследняя на сегодняшний день полнометражная режиссёрская работа Джона Карпентера, художественную ценность которой непосвящённый зритель приравняет к нулю, а может быть даже выведет в отрицательную величину. Главный же вопрос, который у него останется после просмотра: каким образом Джейсон Стэйтем очутился в фильме 1981 года?
Да-да, вы не ослышались – вышедший в 2001, «Призраки Марса» целиком и полностью выглядит так, будто создавался 20 лет назад, и его относительную молодость выдают только современные актёры. При этом, не совсем ясно, а Карпентер в шутку или всерьёз? Судя по значительной приставке в названии – John Carpenter’s Ghosts of Mars – видимо с усталой усмешкой.
После триумфального взлёта «Хэллоуина» Карпентеру были открыты все двери. Которые мигом захлопнулись вместе с коммерческим провалом «Нечто». Режиссёр с переменным успехом отыгрывался на малобюджетном поле весь остаток десятилетия, последний раз сорвав кассу вместе с недорогостоящим «Чужие среди нас». Это была его последняя работа, отбившая затраты. В 90-ые уже ни один из фильмов Карпентера не окупился. И сам автор явно устал бодаться со студиями, отстаивая право на творческий контроль.
Через десять лет после премьеры «Призраков» Карпентер сознается в интервью, что на тот момент действительно выгорел. Да и кто-то из актёров вспоминал, как тот приходил на площадку и начинал день с балабановской мотивации, говоря, что это самый большой кусок дер*ма, который он когда-либо делал. Карпентер в 90-ые активно действовал на нервы студий, снимая кино намеренно архаичное. «Призраки Марса» - апофеоз этого метода.
В том же интервью Джон Карпентер рассказывал, что замысел был снять на серьёзных щах потешное кино в духе боевиков 80-ых. Видимо, поэтому тут от дисков циркулярной пилы отлетают головы как в «Коммандо», а одержимые шахтёры напоминают одновременно массовку из «Безумного Макса» и бряцающих топорами дурачков из «Кобры».
Совсем другое дело, что от материала всё-таки веет усталостью. Марсиане как в «Нечто» вселяются в людей, а действие в шахтёрском посёлке - это как «Нападение на 13-й участок». Карпентер уже в своих фильмах 90-ых пошёл по второму кругу с одержимыми, открытыми финалами и прочими узнаваемыми атрибутами. Здесь всё время кажется, что фильм вот-вот разгонится - но сил явно нет. А все удачные задумки сценария попросту не получают развития.
Вот пример: в самом начале нам объясняют, что социальное устройство на Марсе: матриархат. И в первых же сценах на экране разыгрываются нешуточные страсти в лесбийском любовном треугольнике. Матёрая Пэм Гриер намекает главной героине на перспективы интимного повышения, в то время как обделённая вниманием Башира ревниво смотрит на это со своей койки. После октября 2017 это смотрится особо смешно. Но никакого развития эта затея в итоге не получает.
Главная героиня - этакая женская версия Курта Рассела. За её сердце сражается командир-лесбиянка и распираемый от тестостерона Стэйтем, выдающий один за другим космического уровня подкаты. Вернее - могли бы сражаться. Но и эта идея не получает развития - сражаться приходится с одержимыми шахтёрами, до выяснения отношений в коллективе тут уже будет некогда.
Концепция напоминает собой знаменитую серию шутеров Doom. Неудивительно, что ныне Карпентер известен как заядлый геймер. Когда одержимые шахтёры схлестнутся с бригадой из главных героев, действие мигом напоминает шутер Painkiller. Но опять-таки, замах большой, а эффект слабый. Во время съёмок Карпентер слушал Metallica, а аккомпанировали ему в итоге Anthrax, самая унылая команда из «большой четвёрки» трэш-металла.
Ближе к финалу Карпентер резко поднимает градус идиотизма, когда после успешного «Побега из Марса» главная героиня решает вернуться, чтобы довести дело до конца. Ради этого она планирует устроить ядерный взрыв. И тут состоится вот такой диалог между ней и спасшимся учёным: «Это их убьёт? – Не знаю, возможно.» Абсолютно вся успешная катка персонажей сливается ради этого совершенно бессмысленного последнего акта. А фирменный открытый финал - «карпентеровский» - и назвать его можно так примерно в том же значении, в каком используется прилагательное «шьямалановский».
Снято это максимально бессовестным старомодным образом. Как бы Карпентера не обвиняли в том, что он исписался, это всё-таки не маразм, а скорее не особо смешная самопародия. И несмотря на все свои слабости, этот лубок всё-таки доставляет твоему внутреннему синефилу, отчего понимаешь – Карпентер ощущал, что в современность его творчество уже не вписывается. Стоило ли творческие силы тратить на вот такой камень в адрес ненавистных студийных чиновников? Может быть и стоило бы, но сил у автора к новому тысячелетию явно не осталось. Хотя фильм вообще не хватает звёзд с небес, но он всё-таки забавный, и его стоит посмотреть хотя бы ради пикап-мастерства Стэйтема.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.