Найти в Дзене
Фильманьяк

Призраки Марса (2001) - лебединая месть Джона Карпентера

2176 год. Марс уже колонизирован и терраформирован. Полицейское подразделение направляется в отдалённую шахтёрскую станцию, где был схвачен местный печально известный преступник. Но простая миссия по конвоированию в итоге оборачивается настоящим кошмаром, когда по прибытии служители закона совершают страшное открытие... Предпоследняя на сегодняшний день полнометражная режиссёрская работа Джона Карпентера, художественную ценность которой непосвящённый зритель приравняет к нулю, а может быть даже выведет в отрицательную величину. Главный же вопрос, который у него останется после просмотра: каким образом Джейсон Стэйтем очутился в фильме 1981 года? Да-да, вы не ослышались – вышедший в 2001, «Призраки Марса» целиком и полностью выглядит так, будто создавался 20 лет назад, и его относительную молодость выдают только современные актёры. При этом, не совсем ясно, а Карпентер в шутку или всерьёз? Судя по значительной приставке в названии – John Carpenter’s Ghosts of Mars – видимо с усталой у
Джейсона Стэйтема режиссёр присмотрел на роль Скорбного Уильямса. И ради этого проекта дальновидный британец даже отказался от главной роли в отечественном хорроре «Псы-воины». Однако студия настояла на том, чтобы роль Уильямса исполнил популярный в те годы Кубик Льда.
Джейсона Стэйтема режиссёр присмотрел на роль Скорбного Уильямса. И ради этого проекта дальновидный британец даже отказался от главной роли в отечественном хорроре «Псы-воины». Однако студия настояла на том, чтобы роль Уильямса исполнил популярный в те годы Кубик Льда.
2176 год. Марс уже колонизирован и терраформирован. Полицейское подразделение направляется в отдалённую шахтёрскую станцию, где был схвачен местный печально известный преступник. Но простая миссия по конвоированию в итоге оборачивается настоящим кошмаром, когда по прибытии служители закона совершают страшное открытие...
Главную роль должна была исполнить одиозная Кортни Лав, выбывшая из проекта за неделю  до старта съёмок ввиду травмы, связанной с очередным скандалом. Замену в лице звезды «Особи» предложил Лайам Вейт, который на тот момент жил вместе с Хенстридж. В фильме он сыграл одного из новичков.
Главную роль должна была исполнить одиозная Кортни Лав, выбывшая из проекта за неделю до старта съёмок ввиду травмы, связанной с очередным скандалом. Замену в лице звезды «Особи» предложил Лайам Вейт, который на тот момент жил вместе с Хенстридж. В фильме он сыграл одного из новичков.

Предпоследняя на сегодняшний день полнометражная режиссёрская работа Джона Карпентера, художественную ценность которой непосвящённый зритель приравняет к нулю, а может быть даже выведет в отрицательную величину. Главный же вопрос, который у него останется после просмотра: каким образом Джейсон Стэйтем очутился в фильме 1981 года?

Смешная речь предводителя марсиан, напоминающая младенческое гоготание, обусловлена зубными протезами, которые носил исполнитель этой роли Ричард Цетрон. Всю свою карьеру он так и будет играть различных бугаев.
Смешная речь предводителя марсиан, напоминающая младенческое гоготание, обусловлена зубными протезами, которые носил исполнитель этой роли Ричард Цетрон. Всю свою карьеру он так и будет играть различных бугаев.

Да-да, вы не ослышались – вышедший в 2001, «Призраки Марса» целиком и полностью выглядит так, будто создавался 20 лет назад, и его относительную молодость выдают только современные актёры. При этом, не совсем ясно, а Карпентер в шутку или всерьёз? Судя по значительной приставке в названии – John Carpenter’s Ghosts of Mars – видимо с усталой усмешкой.

Съёмки пришлось остановить на неделю, когда Наташа Хенстридж слегла от истощения. Роль требовала хорошей физической формы, которую Наташе пришлось нарабатывать прямо во время съёмок, поскольку времени на подготовку у неё не было.
Съёмки пришлось остановить на неделю, когда Наташа Хенстридж слегла от истощения. Роль требовала хорошей физической формы, которую Наташе пришлось нарабатывать прямо во время съёмок, поскольку времени на подготовку у неё не было.

После триумфального взлёта «Хэллоуина» Карпентеру были открыты все двери. Которые мигом захлопнулись вместе с коммерческим провалом «Нечто». Режиссёр с переменным успехом отыгрывался на малобюджетном поле весь остаток десятилетия, последний раз сорвав кассу вместе с недорогостоящим «Чужие среди нас». Это была его последняя работа, отбившая затраты. В 90-ые уже ни один из фильмов Карпентера не окупился. И сам автор явно устал бодаться со студиями, отстаивая право на творческий контроль.

В эпизоде, где Мэллани одновременно под властью пришельца и наркотика, можно увидеть сгенерированное на компьютере изображение настоящего первоначального облика марсиан, которые, до превращения в красную пыль, были похожи на ходячих акул.
В эпизоде, где Мэллани одновременно под властью пришельца и наркотика, можно увидеть сгенерированное на компьютере изображение настоящего первоначального облика марсиан, которые, до превращения в красную пыль, были похожи на ходячих акул.

Через десять лет после премьеры «Призраков» Карпентер сознается в интервью, что на тот момент действительно выгорел. Да и кто-то из актёров вспоминал, как тот приходил на площадку и начинал день с балабановской мотивации, говоря, что это самый большой кусок дер*ма, который он когда-либо делал. Карпентер в 90-ые активно действовал на нервы студий, снимая кино намеренно архаичное. «Призраки Марса» - апофеоз этого метода.

Хотя Кубик Льда подвинул Стэйтема с главной роли, Стэйтем тут на втором плане просто сияет, по сравнению с унылым пафосом Айс Кьюба. Забавно, что сам Кьюб через пять лет раскритикует это кино. Но не свой бездарный перфоманс.
Хотя Кубик Льда подвинул Стэйтема с главной роли, Стэйтем тут на втором плане просто сияет, по сравнению с унылым пафосом Айс Кьюба. Забавно, что сам Кьюб через пять лет раскритикует это кино. Но не свой бездарный перфоманс.

В том же интервью Джон Карпентер рассказывал, что замысел был снять на серьёзных щах потешное кино в духе боевиков 80-ых. Видимо, поэтому тут от дисков циркулярной пилы отлетают головы как в «Коммандо», а одержимые шахтёры напоминают одновременно массовку из «Безумного Макса» и бряцающих топорами дурачков из «Кобры».

Одна из отрубленных голов явно сделана по образу знаменитого гримёра Грега Никотеро, который принял участие в работе над фильмом.
Одна из отрубленных голов явно сделана по образу знаменитого гримёра Грега Никотеро, который принял участие в работе над фильмом.

Совсем другое дело, что от материала всё-таки веет усталостью. Марсиане как в «Нечто» вселяются в людей, а действие в шахтёрском посёлке - это как «Нападение на 13-й участок». Карпентер уже в своих фильмах 90-ых пошёл по второму кругу с одержимыми, открытыми финалами и прочими узнаваемыми атрибутами. Здесь всё время кажется, что фильм вот-вот разгонится - но сил явно нет. А все удачные задумки сценария попросту не получают развития.

Эпизоды с массовкой в основном браковались из-за того, что статисты часто смеялись в кадре. Если посмотреть, как они в финале облепляют поезд и бьют по нему - неудивительно.
Эпизоды с массовкой в основном браковались из-за того, что статисты часто смеялись в кадре. Если посмотреть, как они в финале облепляют поезд и бьют по нему - неудивительно.

Вот пример: в самом начале нам объясняют, что социальное устройство на Марсе: матриархат. И в первых же сценах на экране разыгрываются нешуточные страсти в лесбийском любовном треугольнике. Матёрая Пэм Гриер намекает главной героине на перспективы интимного повышения, в то время как обделённая вниманием Башира ревниво смотрит на это со своей койки. После октября 2017 это смотрится особо смешно. Но никакого развития эта затея в итоге не получает.

Сообщников Уильямса зовут Раз, Два, Три. Нет, они не братья.
Сообщников Уильямса зовут Раз, Два, Три. Нет, они не братья.

Главная героиня - этакая женская версия Курта Рассела. За её сердце сражается командир-лесбиянка и распираемый от тестостерона Стэйтем, выдающий один за другим космического уровня подкаты. Вернее - могли бы сражаться. Но и эта идея не получает развития - сражаться приходится с одержимыми шахтёрами, до выяснения отношений в коллективе тут уже будет некогда.

Собственно, главная интрига фильма совсем не про призраков Марса. Интереснее всего, сможет ли Стэйтем соблазнить красотку Наташу? Спойлер: а вы сомневались?
Собственно, главная интрига фильма совсем не про призраков Марса. Интереснее всего, сможет ли Стэйтем соблазнить красотку Наташу? Спойлер: а вы сомневались?

Концепция напоминает собой знаменитую серию шутеров Doom. Неудивительно, что ныне Карпентер известен как заядлый геймер. Когда одержимые шахтёры схлестнутся с бригадой из главных героев, действие мигом напоминает шутер Painkiller. Но опять-таки, замах большой, а эффект слабый. Во время съёмок Карпентер слушал Metallica, а аккомпанировали ему в итоге Anthrax, самая унылая команда из «большой четвёрки» трэш-металла.

Если с самого начала смириться с мыслью, что здесь  «Карпентер - уже не торт», то это вполне смотрибельно.
Если с самого начала смириться с мыслью, что здесь «Карпентер - уже не торт», то это вполне смотрибельно.

Ближе к финалу Карпентер резко поднимает градус идиотизма, когда после успешного «Побега из Марса» главная героиня решает вернуться, чтобы довести дело до конца. Ради этого она планирует устроить ядерный взрыв. И тут состоится вот такой диалог между ней и спасшимся учёным: «Это их убьёт? – Не знаю, возможно.» Абсолютно вся успешная катка персонажей сливается ради этого совершенно бессмысленного последнего акта. А фирменный открытый финал - «карпентеровский» - и назвать его можно так примерно в том же значении, в каком используется прилагательное «шьямалановский».

Стивен Норрингтон явно оценил бы это кино. Поскольку одержимые шахтёры одержимы не только отрубанием голов, но ещё и пирсингом.
Стивен Норрингтон явно оценил бы это кино. Поскольку одержимые шахтёры одержимы не только отрубанием голов, но ещё и пирсингом.

Снято это максимально бессовестным старомодным образом. Как бы Карпентера не обвиняли в том, что он исписался, это всё-таки не маразм, а скорее не особо смешная самопародия. И несмотря на все свои слабости, этот лубок всё-таки доставляет твоему внутреннему синефилу, отчего понимаешь – Карпентер ощущал, что в современность его творчество уже не вписывается. Стоило ли творческие силы тратить на вот такой камень в адрес ненавистных студийных чиновников? Может быть и стоило бы, но сил у автора к новому тысячелетию явно не осталось. Хотя фильм вообще не хватает звёзд с небес, но он всё-таки забавный, и его стоит посмотреть хотя бы ради пикап-мастерства Стэйтема.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.