Сентябрь 1944 года. Два солдата оказываются на грани смерти. Оба по разные стороны баррикад. Оба преданы своими же. Судьба приводит их под крыло девушки из народа саами, для которой война – где-то далеко.
А всё что есть в настоящем – это бесконечно красивая природа и ежедневные заботы о выживании. Все трое не понимают друг друга, поскольку каждый говорит на своём языке. К тому же, один из солдат всё ещё стремится истребить другого, поскольку не может понять, что тот не немец. Однако именно здесь, на берегу реки, словно бы на границе двух миров, должно случиться перемирие между ними. Причём перемирие не как гласное объявление о прекращении боевых действий между двумя странами, а как нечто большее.
«Кукушка» появилась из творческих идей сложившегося тандема Рогожкина, Бычкова и Хаапасало, но при этом не является вторичной, а скорее говорит о том, что автора тревожит постоянно. Некоторые критики окрестили жанр фильма «сказкой для взрослых», поскольку в сюжете имеют место особо интимные моменты. Подобная характеристика, в принципе, справедлива, ведь в конце всё поведанное оборачивается словно бы рассказом из уст девушки саами своим детям, рождённым от противоборствующих в прошлом сторон. И она, как само воплощение нейтралитета, а ещё лучше – как воплощение природы в её мудрости – всё-таки может считаться рассказчиком предельно объективным, не отдающим симпатии той или другой стороне.
Вновь можно отметить мастерство Рогожкина как автора предельно, казалось бы, простых по форме, но при этом весьма эклектичных историй, совмещающих в себе смешные и грустные моменты этой жизни, при этом по-своему философски выводя в рассказываемой истории интонацию человеколюбия. Вновь после «Блокпоста» война показывается как трагедия роковых случайностей, будь то бомбёжка своих, шальная пуля или замах, принятый за атаку. Странно встречать в критике претензии логического толка, дескать персонажи фильма не удосужились хоть как-то предпринять попытку создания единой системы понимания. Так и автор не теряет надежды, что всё-таки немного больше терпения по отношению друг к другу может привести и к перемирию, и к пониманию, и, в конечном счёте, созиданию.
После «Караула» и «Блокпоста», затрагивавших военные темы, в «Кукушке» уже особо узнаются авторские приёмы Рогожкина – в том числе самоирония. Что, повторюсь, не делает картину вторичной по отношению к его собственному творчеству. Может быть, особенно при пересмотре, эпизод вытаскивания финна из долины смертной тени смотрится уже не так увлекательно. Но вот первые полчаса наблюдать, как персонаж Хаапасало использует смекалку дабы освободиться от оков – это отдельный вид удовольствия. В общем, неудивительно, что «Кукушку» любят крутить по ТВ – кино не столь провокационное как «Блокпост», и можно сказать, что вообще не о войне, сказка же. Однозначно можно рекомендовать к просмотру.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.