ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗАБЛУЖДЕНИЯ
В последнее время в нашем лексиконе прочно закрепился термин «гражданский брак». Причем данное словосочетание стало применяться не только в повседневной, разговорной речи, но и звучит с экранов телевизоров, употребляется в разного рода публикациях. Порой даже в официальных документах (решениях судов, приговорах) этот термин стал обыденным. Однако попробуем разобраться – действительно ли под гражданским браком следует понимать совместное проживание мужчины и женщины, ведение ими совместного хозяйства, рождение детей в незарегистрированном браке либо это словосочетание несет иной смысл.
Со времен Аристотеля, Платона и Ксенофонта теорией выработаны определения «гражданин», «гражданство». В современной теории государства и права под гражданством понимается устойчивая политикоправовая связь между человеком и государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях (подданство, если субъектами определения являются человек и монарх). Соответственно, гражданин – это индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину по отношению к другим гражданам и обществу (государству) иметь взаимные права, обязанности и в их рамках свободы. Данное определение представляется весьма важным для правильного определения значения гражданского брака.
Таким образом, под гражданским браком следует понимать брак, официально признаваемый государством. Для правильного понимания содержания института гражданского брака следует провести небольшой экскурс в историю.
Браки заключаются на небесах?
Исторически институт гражданского брака сформировался как альтернатива брака церковного. Формирование данного института происходило в различных странах по-разному. Впервые институт гражданского брака появился в Нидерландах в 1580 г., во Франции в 1791 г., в Англии в 1836 г., в Германии в 1875 г, в России - в 1917 г., причем первоначально полностью вытеснив церковный брак.
Нидерланды
Реформатское правительство штатов Голландии и западной Фрисландии ввело в 1580 г. гражданский брак в интересах многочисленных диссидентов и католиков; он был, однако, создан не исключительно для них, но и для приверженцев господствующей церкви. В 1656 г. гражданский брак был распространен на все Нидерланды. Большинство населения разных вероисповеданий продолжало, однако, предпочитать церковный брак по правилам своей веры. Свой факультативный характер гражданский брак сохранял до учреждения в 1795 г. Батавской республики, когда был введен обязательный, затем гражданский брак, усвоенный потом и действующим уложением 1833 г.
Британия
В Англии гражданский брак был установлен как обязательное учреждение при Кромвеле в 1653 г.; он явился результатом желания индепендентов очистить церковь от светских элементов и удалить от духовенства соблазн в виде извлечения доходов от венчаний. Гражданский брак был распространен и на Шотландию и Ирландию. Регистрация браков, которая со времени закона 1538 г. лежала на духовенстве, теперь возложена была на выборных гражданских чиновников. С восстановлением Стюартов гражданский брак пал сам собою, без особого законодательного акта. Тем не менее, церковный брак в течение целого столетия еще не был обязателен. В английском праве продолжал действовать принцип, что брак устанавливается путем простого обмена выражений согласия. Благодаря отвращению общественного мнения к публичности при установлении брака получили огромное распространение тайные браки, для заключения которых выросла целая организация в лице священников, сидевших в лондонской долговой тюрьме Fleet. Только в 1753 г. актом Гардвика объявлена была обязательность церковного брака. Закон этот вызвал негодование в демократических слоях английского общества, которые видели в одном из основных его пунктов – в требовании родительского согласия – меру против неравных в сословном отношении браков.
Особенно печальны были последствия этого «патрицианского» закона для диссидентов и католиков, которые также поставлены были в необходимость обращаться к англиканскому духовенству; венчаться по своим обрядам разрешено было только квакерам и евреям. Соседство с Шотландией, где в самой широкой мере господствовал принцип законности брака, установленного путем бесформенного соглашения, дало англичанам возможность уклоняться от действия несимпатичного закона 1753 г. Так как по английскому праву законность брака обсуждалась по месту его совершения, то англичане массами начали устремляться на шотландскую границу, в деревню Gretna Green, где сперва местный кузнец, а потом его наследники выслушивали обмен выражений согласия и выдавали желающим свидетельства о вступлении в законный брак. Лишь в 1856 г. в Англии объявлены были законными только такие шотландские браки, заключению которых предшествовало проживание в Шотландии в течение трех недель.
После нескольких частных попыток ослабить вредные результаты закона 1753 г., в особенности после совершившейся эмансипации католиков, законодательство пришло в 1836 г. к созданию факультативного гражданского брака. Законами 1836 г. была упорядочена регистрация, и заключение браков было объявлено законным как в церквях и молитвенных домах, так и в канцелярии окружного инспектора регистраров, при открытых дверях, между 8 и 12 часами утра; обряд состоял в обмене выражений согласия. В Шотландии исключительно путем обычая выработалась форма гражданского брака перед мировым судьей: супруги являлись к судье, говорили ему, что их обвенчал священник, которого они не могут назвать, вносили небольшой штраф за вступление в брак без церковного оглашения и получали от судьи свидетельство о браке. Кроме того, в Шотландии остался в силе бесформенный способ установления брака; благодаря нравам он редко приводит к обольщениям и другим гибельным последствиям. В Ирландии в 1844 г. также введен факультативный гражданский брак.
Франция
Во Франции королевская власть вскоре после Тридентского собора, в постановлениях которого она видела покушение на свою независимость, взяла в свои руки законодательную регламентацию брачного права. Ордонансом 1579 г. впервые установлена была обязательность церковного венчания и вместе с тем создана регистрация браков в каждом приходе. Священник сделался, таким образом, светской властью.
При действии Нантского эдикта такая же роль лежала на протестантском духовенстве; с отменою же этого эдикта протестанты поставлены были в необходимость обращаться для венчания к католическому духовенству. В течение столетия, начиная с 1685 г., протестанты лишены были, таким образом, возможности создавать законные союзы, и только накануне революции, в 1787 г., установлена была регистрация протестантских браков через судебных чиновников, т. е. создан для них факультативный гражданский брак. Конституция 1791 г. провозгласила брак простым договором и установила обязанность законодательной власти создать специальные светские органы для регистрации браков. Не дожидаясь учреждения таких органов, многие, руководствуясь воззрением, что брак есть обыкновенный договор, стали обращаться для заключения браков к нотариусам и судебным приставам.
Временно это привело к страшной путанице в регистрации; но закон 20 сентября 1792 г., создавший специальный орган для регистрации актов гражданского состояния в лице муниципалитетов, открыл возможность узаконить и браки, возникшие за этот промежуток времени. В силу этого закона обязанность регистрации была возложена на избранных членов коммунальных советов, а за отсутствием их – на мэров. Браку должно было предшествовать, по крайней мере, за неделю, оглашение. В публичном зале общинного дома стороны в сопровождении свидетелей выслушивают от чиновника содержание документов, относящихся к заключению брака, после чего каждая из сторон громко произносит формулу: je de´clare prendre (имя) en mariage, и вслед за этим чиновник объявляет их соединенными в браке. В 1800 г. органами регистрации сделаны были меры, и, наконец, в 1803 г., с обнародованием главы Code Civil об актах гражданского состояния, издан был действующий закон о Гражданском браке.
Все отличие от закона 1792 г. состоит в том, что оглашение должно быть сделано дважды, хотя в исключительных случаях можно ограничиться одним; брак должен быть совершен в течение года со времени оглашения. Брак регистрируется в двух книгах, из которых одна хранится в общинном архиве, другая в архиве суда.
Германия
В Германии церковный брак установился не вследствие требований протестантской церкви, которая отвергала в браке характер таинства, а вследствие постановлений государственной власти, которая смотрела на священника как на своего представителя. В XVI веке церковный брак считался подтверждением брака. ужe установленного путем обручения; в XVII веке начинает пробиваться воззрение, что брак устанавливается самим актом церковного венчания, в XVIII веке появляется церковный брак в собственном смысле, и только в конце XVIII и начале XIX в. церковный брак получает во всей Германии значение обязательного учреждения.
Французское владычество в прирейнских землях сопровождалось установлением обязательного гражданского брака в период до 1848 г. Здесь обнаружилось законодательное течение против гражданского брака, но в конце концов учреждение уцелело. В 1848 г. отделение церкви от государства, провозглашенное на франкфуртском национальном собрании, логически требовало установления обязательного гражданского брака – и действительно, один из основных законов, вотированных собранием, гласил, что «гражданская сила брака зависит только от совершения гражданского акта; церковное венчание может следовать только за совершением гражданского акта; различие вероисповеданий не служит препятствием для Гражданский брак брака; книги гражданского состояния ведутся гражданскими чиновниками». Хотя этот закон и не получил действительной силы, тем не менее под его влиянием в некоторых частях Германии был введен гражданский брак, то как обязательное учреждение (Франкфурт на Майне), то как факультативное (Ольденбург).
В течение следующих двадцати пяти лет область действия гражданского брака постепенно распространялась; наконец, закон от 6 февраля 1875 г. «О засвидетельствовании гражданского состояния и о заключении брака» ввел с 1 января 1876 г. обязательный гражданский брак во всей Германии. Чиновники, которым поручена регистрация, стали принадлежать к составу органов местного самоуправления и содержатся на общинные средства.
Бельгия, Италия, Испания и другие
Католическая реакция упорно боролась против обязательного гражданского брака в Бельгии в промежуток между 1814 и 1830 гг.; но учреждение это было окончательно утверждено законом от 5 февраля 1831 г.
В Италии гражданский брак был введен вместе с французским кодексом в 1806 г., но отменен почти повсеместно после возвращения в 1814 году старых династий. Образование Итальянского королевства, сопровождавшееся изданием нового уложения в 1866 г., имело последствием восстановление обязательного гражданского брака. В классической стране канонического права, в Испании, гражданский брак был введен республикой как обязательное учреждение в 1870 г., но с правом предварительно венчаться в церкви; уже в 1875 г. гражданский брак сделан был только факультативным, а затем и вовсе отменен.
В Португалии кодекс 1868 г. установил две равноправные формы брака – гражданский брак и церковный, причем первый допущен только для некатоликов. В Румынии кодекс 1864 г. заимствовал из французского кодекса гражданский брак, но оставил наравне обязательную с ним и церковную форму. В различных кантонах Швейцарии действовали различные системы до федерального закона 24 декабря 1874 г., которым с 1 января 1876 г. введен во всей стране обязательный гражданский брак. В Австрии, где кодекс 1811 г. регулировал церковный брак как государственное учреждение, клерикальная реакция 1856 г. сумела поворотить законодательство к постановлениям Тридентского собора; но в 1868 г. введен был гражданский брак «по нужде» для лиц, которым было отказано в церковном венчании по причинам, неизвестным гражданскому кодексу, а затем в 1870 г. – обязательный гражданский брак перед общинными властями для диссидентов, т. е. для лиц, не принадлежащих ни к одному из признаваемых государством культов; это дало возможность обходить закон, воспрещающий смешанные браки между христианами и нехристианами, так как последние стали объявлять себя не принадлежащими ни к какой вере (confessionslos). Проект введения обязательного гражданского брака (1874) не имел успеха. Такой же гражданский брак для лиц, стоящих вне господствующей церкви и других признанных культов, введен в 1873 году в Швеции.
В Норвегии еще в 1845 г. лица нелютеранского исповедания получили возможность заключать браки у нотариусов. В Соединенных Штатах Америки продолжает действовать старое английское и шотландское право, признающее установление брака путем бесформенного соглашения, даже без свидетелей; этому приписываются частые случаи двоеженства и других злоупотреблений, хотя, с другой стороны, эта система делает почти невозможным конкубинат. Но Штаты знают и церковный брак, и формальный гражданский брак перед мировыми судьями, перед членами высшего суда, перед магистратом. В некоторых штатах, где с самого начала обитало смешанное население, не принадлежавшее поголовно к англиканской церкви, или где сразу оказался недостаток в священниках (Кентукки, Массачусетс), сперва был введен обязательный гражданский брак и уже позднее явился факультативный церковный брак.
Россия
До 1918 г. в Российской империи института гражданского брака практически не было, процедура оформления брака носила канонический характер. Исключения составляли случаи, предусмотренные для лиц отдельных вероисповеданий вплоть до Высочайшего указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. для таких категорий, как старообрядцы, сектанты. Законом от 19 апреля 1874 г. браки старообрядцев, записанные в метрические книги, приобретали в гражданском отношении силу и последствия законного брака и рассматривались некоторыми канонистами Российской церкви как браки гражданские.
С введением светской регистрации браки раскольников записывались в метрические книги, ведение которых возложено на органы полиции, в частности, с 1889 г. в столицах – на участковых приставов, в городах и уездах – на исправников, в больших городах – на полицмейстеров (ст. 1093 и прил. IX т. Св. Зак. по прод. 1890 г.). Раскольник, желающий, чтобы брак его был записан в метрическую книгу, должен уведомить об этом местное полицейское управление или волостное управление, которое обязано составить особое объявление и выставить его на семь дней на видном месте, после чего, если ниоткуда не последовало заявлений о препятствиях к записи (препятствия же эти те же, что и для православных), выдается свидетельство о том, что объявление было сделано. С этим свидетельством оба супруга в сопровождении поручителей должны явиться в полицейское управление, где у них отбирается подписка в том, что они принадлежат к расколу от рождения и не состоят в браке, совершенном по правилам или обрядам другой церкви, после чего брак записывается в книгу. Отказ в записи может быть обжалован по принадлежности губернскому правлению или градоначальнику, а затем первому департаменту правительствующего сената. В случае отмены определения полиции брак считается законным не со дня записи, а со времени первоначального заявления. Несоблюдение при записи установленных правил не делает брак недействительным (ст. 78 1 ч. Х т. Св. Зак.). Закон 1874 г. касается только раскольников, но оставляет по-прежнему неурегулированными браки многих миллионов русских сектантов. Впрочем, и раскольники почти не прибегали к полицейской регистрации своих браков. Тем же, кто не хотел или не мог заключать брак в рамках религиозного института из религиозных, антирелигиозных или иных соображений, приходилось жить без юридического оформления супружеских отношений; живущие в таком сожительстве для его обозначения стали использовать такой эвфемизм, как «гражданский брак».
Вскоре после прихода к власти большевиков 20 декабря 1917 г. (по старому календарю) был принят декрет СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Отныне церковный брак объявлялся «частным делом брачующихся» и лишался юридической силы. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 20 января (2 февраля) 1918 г. окончательно лишал заключаемые заново церковные браки правового значения. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, они не нуждались в переоформлении. Запись актов гражданского состояния (сведения о рождении, смерти, браке) стала вестись исключительно государственными органами (ЗАГСами). Декрет был признан утратившим силу лишь Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий».
С принятием декретов ЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 г. и «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 г. гражданский брак стал единственно признаваемой в нашей стране формой брака. Юридическую силу получили браки, зарегистрированные в отделах записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Первый российский кодекс – КЗАГС (Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР) 1918 г. определял: «Только
гражданский (светский) брак, зарегистрированный в органе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком».
Таким образом, государство, осуществив принцип отделения церкви от государства, присвоило себе право полностью регламентировать взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал гражданский, то есть светский брак. Брак стал называться гражданским в отличие от прежнего брака церковного, религиозного.
Исторически первым советским гражданским браком считается брак между Александрой Коллонтай и Павлом Дыбенко, продолжавшийся с середины марта 1918 г. по 1923 г.
В настоящее время в Российской Федерации гражданский брак (в изначальном значении термина) является единственным из заключаемых заново браков, признаваемых государством, и фиксируется в органах ЗАГС независимо от места жительства любого из будущих супругов. Поэтому большинство российских конфессий для заключения брака по религиозным обрядам требуют обязательной регистрации брака в органах ЗАГС. Однако, согласно международным соглашениям с рядом стран, в России официально признается церковный брак, заключенный в других странах, где религиозные браки официально признаются государством, и, соответственно, такой брак не требует дополнительной российской регистрации.
Фактическое же супружество, не оформленное в установленном законом порядке, в российском праве называется фактическим браком или фактическими брачными отношениями.
Гражданский брак или брачные отношения?
Термин «фактические брачные отношения» был введен в юридическое употребление с принятием КЗоБСО (Кодекса законов о браке, семье и опеке) 1926 г. В советское время, до 1944 года, совместное хозяйство и общая постель считались достаточным условием для признания фактического брака «настоящим», со всеми вытекающими правами и обязанностями. Но ныне действующий СК (Семейный кодекс) РФ, как и КоБС (Кодекс о браке и семье) РСФСР 1969 года, избегают использования терминов «фактический брак», «фактические брачные отношения». Для обозначения лиц, состоящих или состоявших какое-то время во внебрачных отношениях, здесь использованы словосочетания «лица, не состоящие в браке между собой», «живущие семейной жизнью». Эти отношения с 1973 года регулирует уже только гражданское законодательство. Собственно именно это обстоятельство и порождает путаницу, подмену понятий. Полагая, что, поскольку правоотношения между ведущими совместное хозяйство людьми регулируется гражданским законодательством, люди называют данные отношения гражданским браком.
Вместе с тем, зарубежное законодательство имеет четкое определение подобного рода отношений и в ряде случаев также предоставляет им правовую защиту. Правда, касается это, в первую очередь, однополых браков.
Гражданское партнерство (также гражданский союз, домашнее партнерство, внутреннее партнерство, зарегистрированное партнерство, незарегистрированное партнерство и др.) в различных странах обозначает признанный законом и государством социальный институт, в котором могут быть узаконены отношения двух людей одного пола, не состоящих в браке. В некоторых государствах гражданские партнерства могут заключать также и разнополые пары. Следует отметить, что терминология для обозначения юридической формы однополых союзов в значительной степени условна и может под собой подразумевать как предоставление минимальных прав, так и полный их перечень, когда единственное различие с однополым браком заключается только в названии (registrered partnerscab – в Дании, Норвегии,
Швеции, civil partnership в Ирландии, Великобритании и т.п.) Всего в Европе признаются гражданские партнерства в той или иной степени 24 государствами, в том числе бывшими странами соцлагеря, такими, как Венгрия, Чехия, Словения. Также гражданские партнерства признаются 14 штатами США.
Больше интересных статей читайте в выпусках журнала "Российский Адвокат" - ссылка на архив здесь.