Когда кто-нибудь начинает заговаривать о том, сколько детей он хочет иметь, а двое детей в семье это много или мало, стоит вспомнить одну женщину, благодаря которой в Москве, на углу улиц Александра Невского и 2-й Миусской появился мой сегодняшний архитектурный герой. Та и вовсе за свою долгую, насыщенную жизнь произвела на свет ни много ни мало 22 ребенка.
Это была дочь табачного фабриканта, супруга «шоколадного короля» Алексея Ивановича Абрикосова Агриппина Александровна, урожденная Мусатова.
О купцах Абрикосовых я уже писал, когда рассказывал про необычный особняк на Малой Красносельской улице, похожий не то на зефирный домик, не то на вазочку для варенья.
А еще с их вкладом в историю нашего города можно познакомиться в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей. И даже не только с вкладом, но и с одним из живых потомков основателя знаменитой московской кондитерской фабрики.
Родоначальником Абрикосовых был крепостной крестьянин Степан Николаевич, получивший свою фамилию-прозвище за умение изготавливать сладости из абрикосов. Внук же его Алексей Иванович основал «Фабрично-торговое товарищество А.И. Абрикосова и сыновей», в советские годы национализированное и переименованное в честь революционера Петра Акимовича Бабаева.
Точно также получил новое, «революционное» имя и мой сегодняшний персонаж…
…Городской родильный дом имени Агриппины Александровны Абрикосовой
Она действительно принесла своему мужу 22 ребенка, из которых выжило 17, достигнув совершеннолетия и получив образование. Более того, потомки этой фамилии прославились во всевозможных областях российских наук, искусства, дипломатии, педагогики и медицины. Один из Абрикосовых удостоился звания академика Академии медицинских наук, другой – Нобелевской премии в области физики.
Сама она была активной благотворительницей, регулярно выделяла средства на работу Комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненых в войне с Турцией, поддерживала московские больницы и ремесленные училища, основала несколько приютов для бездомных. Являлась также и меценатом, крупную сумму пожертвовала на Московскую консерваторию.
Но дети всегда были для нее на первом месте, причем не только свои, но и чужие. Для работников мужниной фабрики она основала бесплатный детский сад. А в 1889-м учредила первый в Москве бесплатный родильный дом с женской лечебницей «с постоянными кроватями».
Поначалу это было учреждение всего на 6 мест для рожениц с небольшой лечебницей. Однако только за первый год существования в нем родилось около двухсот малышей. При этом смертность среди рожениц и рожденных в Абрикосовском роддоме составляла менее одного процента, что было немыслимо даже для «просвещенной и прогрессивной» Европы.
Рассказывают, что каждую пациентку Агриппина Александровна навещала лично, справляясь о самочувствии и одаривая подарками.
Она скончалась в 1901 году и была похоронена на кладбище Алексеевского монастыря в Красном селе. А в 1903-м по ее духовному завещанию в Миусах…
…Приступили к строительству нового здания родильного приюта
С прошением о его постройке к городским властям обратились наследники «Шоколадного короля» и его жены-благотворительницы.
«…Желаем пожертвовать капитал на обустройство в Москве бесплатного родильного приюта имени А. А. Абрикосовой как для нормальных, так и патологических родов…
…Приют должен быть устроен не менее чем на 25 кроватей, причём желательно иметь отделение для послеродовых заболеваний…
…Для удовлетворения неимущего класса городского населения»
Дума ответила положительно и выделила участок земли на Миусском поле. Более того, было решено, что 25 больничных коек это капля в море, посему правительство Москвы постановило добавить к проекту дополнительные 100 тысяч рублей из казны.
(9 фото)
Здание по проекту Иллариона Александровича Иванова-Шица освятили 25 мая 1906 года, а через две недели оно уже принимало первых пациенток.
Попечителями родильного дома стали наследники Абрикосовой, а первым директором и главным врачом сделался ее зять, талантливый врач-акушер, профессор Александр Николаевич Рахманов, муж Софьи Алексеевны Абрикосовой. Трудился он здесь до 1925 года.
Здание, первоначально выстроенное в стиле венского модерна, не раз перестраивали.
(5 фото)
В 1918 году, как я упомянул выше, учреждение…
…Переименовали в Роддом имени Крупской
Имя Агриппины Александровны исчезло с фасада, а на его месте появилась фамилия революционерки, жены Ленина. Благотворительность и забота о ближнем, которым самозабвенно отдавали себя многие представители дореволюционного купечества, не нашли никакой поддержки у новых властей. Теперь с трибун, газетных страниц и даже с фасадов домов должны были звучать новые имена.
Историческое название родильному дому вернули по распоряжению мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова в 1994 году. Заодно на фасад вернулась и историческая надпись.
В 1999-м роддом этот стал первым в Москве, получившим звание «Больница, доброжелательная к ребенку».
(7 фото)
Роддом закрылся после очередной реконструкции в 2010-х. Теперь в здании, которое ему принадлежало, располагается ГКУ «Соцэнерго».
Но во внутреннем дворе его в 2016 году появился памятник Агриппине Александровне. Который, к сожалению, случайному прохожему не увидать. Автор скульптурной композиции, где Абрикосова изображена с детьми на руках в окружении рожениц, – скульптор Александр Владимирович Костин.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!