О колбасном и водочном королях я уже писал совсем недавно, теперь же пришло время рассказать о том, что был в России еще и «король», управлявший кондитерской империей. Даже фамилию он имел говорящую, а силуэт дома, выстроенного им на Малой Красносельской улице, сделался позднее логотипом фабрики – наследницы его семейного дела.
Речь сегодня пойдет, как многие уже поняли, о славной династии Абрикосовых, известной в Москве еще с начала девятнадцатого столетия.
По правде сказать, это даже не просто фамилия, а, по сути, ставший официальной фамилией псевдоним. Ведь началось все с того, что в 1804 году некий крепостной крестьянин из Пензенской губернии получил вольную грамоту и переселился в Первопрестольную, где записался в купцы Семеновской слободы, и...
...Звали его Степаном Николаевым
Здесь он занялся тем же самым делом, благодаря которому был известен на малой родине – производством различных сладостей: фруктов в глазури, варенья, мармелада… а главное – абрикосовой пастилы. За нее-то он и получил свое прозвище, а от него и фамилию, причем уже в Москве и лишь спустя несколько десятилетий после переезда.
Сын Степана Николаевича – Иван Степанович, развил отцовское дело до весьма крупных масштабов, а внук – Алексей Иванович – и вовсе сделался личностью знаменитой, став купцом первой гильдии, потомственным почетным гражданином Москвы и даже действительным статском советником.
Первоначально предприятие Абрикосовых располагалось в Сверчковом переулке, когда же оно разрослось и наладило крайне масштабное производство, фабрику решили перенести на Красносельскую улицу – поближе к железной дороге. Благодаря этому и сырье на фабрику поступало регулярно, быстро и без излишних затрат, и продукцию было удобно распространять не только по Москве (3 фото).
В Москве же у «шоколадных королей» имелось несколько фирменных магазинов на Тверской улице, на Кузнецком Мосту и в Верхних торговых рядах, а кроме этого еще и на Невском проспекте в Петербурге.
- Кстати, обратите внимание, когда будете рядом. Идешь вдоль этого здания – и явственно ощущаешь аромат какао! Впрочем, зачем я прошу вас об этом? Вы заметите его непременно, даже специально не принюхиваясь.
Самыми известными и любимыми в народе сделались такие наименования их продукции, как мармелад «Лилипут», конфеты «Утиные носы», «Кошачьи язычки», «Мотылек», «Чары весны» и «Тарас Бульба», монпансье «Корочки лимонные» и «Звездочки мелкие». А кроме этого – всевозможные варенья, глазированные сырки и фрукты и, конечно, абрикосовая пастила (7 фото фирменного магазина, расположенного на территории фабрики).
Сам же завод товарищества «А.И. Абрикосов и Сыновья» приобрел статус поставщика Двора Его Императорского Величества.
А в 1902 году Алексей Иванович, внук того самого бывшего крепостного помещицы Левашовой из-под Пензы, решил выстроить прямо на территории предприятия – на углу Малой Красносельской и Проезжей (нынешней улицы Лобачика) улиц...
...Собственный «Директорский» дом
Дом, в котором он мог бы и жить в непосредственной близости от производства, и устроить контору (3 фото).
Архитектором, приглашенным для его строительства, сделался Борис Николаевич Шнауберт – принимавший деятельное участие в создании особняка Цветкова и доходного дома Перцовых на Пречистенской набережной – признанный мастер русского стиля и модерна. В итоге «директорский дом» Абрикосова получился, как говорили одни, похожим на пряничный домик, пухлый и гладенький, будто созданный из цельной гигантской оливки, а по мнению других – словно вазочка для варенья или шкатулка со сладостями.
Дом словно вырастает из угла фабричных построек. Собственно, его я заметил издалека, и конечно, сразу к нему устремился. Да и было с чего! И бросающийся в глаза цвет свежей оливки, и три выпуклых эркера над затейливым крыльцом, и украшение на окнах в виде пчелиных сот… Последнее явно было призвано намекать на то, что медовые сласти, производимые фирмой, стоят особого внимания (7 фото).
Кстати, многие наверняка помнят это здание выглядящим совершенно по-другому. Совсем недавно дом Абрикосова был краснокирпичным...
Однако, как свидетельствует глава департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов, нынешняя нежно-оливковая окраска не была привнесена в наши дни, а является подлинной исторической расцветкой дома, возвращенной ему реставраторами.
Собственно, прямо сейчас заметно, что дом находится...
...На последней стадии реставрации
И, как сообщает все тот же Алексей Емельянов, дом этот и сегодня принадлежит предприятию, а его восстановление осуществляется на частные средства.
Реставраторам уже открылось несколько сюрпризов. Например, в круглом зале второго этажа, куда снизу ведет винтовая лестница, под слоями штукатурки и краски обнаружился почти двухметрового диаметра расписной витражный плафон под световым фонарем. Все это было восстановлено в ходе реставрации.
А в самом зале обнаружилась прекрасная акустика.
Когда все работы над зданием будут окончены, его обещают открыть для посетителей. По одному из планов, в нем создадут общественное культурное пространство, по другой – еще один зал Музея Шоколада, который существует сегодня при фабрике (4 фото).
При той самой Бабаевской шоколадной фабрике, которая была открыта на базе Абрикосовского производства после революции. В двадцатых-тридцатых годах она так и называлась: «Фабрика имени Петра Бабаева (бывшая Абрикосовых)». А облик дома сделался узнаваемым логотипом компании.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!