Если говорить о древней истории московских монастырей, то в одну из первых очередей нужно вспомнить Алексеевскую женскую обитель, основанную еще при Великих Владимирских князьях – в середине четырнадцатого столетия.
Когда смотришь на фотографии в этой статье, та ошеломляюще далекая от нас дата кажется совершенно нереальной. Но всегда необходимо помнить, что год основания монастыря – совсем не то, что годы строительства архитектурных ансамблей, которые мы видим сейчас. Да и скрывались те или иные обители порой совсем не там, где стоят сегодня.
К примеру, о том, как и почему «переехал» Симонов монастырь, я когда-то уже рассказывал.
Но если там между старым местом и новым всего-то чуть больше семисот метров, то герой сегодняшней истории переместился и вовсе в другой район Москвы.
Впрочем, рассказать об этом лучше всего по порядку.
Эту обитель основали около 1358-1360 годов по просьбе родных сестер митрополита Алексия – Евпраксии и Иулиании. Святитель желание сестер благословил, и новый монастырь был назван в честь Алексия, человека Божия – небесного покровителя самого митрополита.
Место же для обители выбрали уединенное…
…В пойме Москвы-реки, недалеко от села Семчинское
Вся эта местность в стародавние времена называлась Остожьем благодаря тому, что вокруг неё простирались обширные луга, где после каждого покоса выстраивались огромные количества стогов сена. Сегодня она известна как территория между улицами Пречистенкой и Остоженкой, тогда же это было еще Подмосковье, ставшее частью города лишь в шестнадцатом веке. Собственно, об этом я писал прошлой зимой.
Вскоре в монастыре возвели соборную церковь Зачатия праведной Анны и храм во имя Алексия, человека Божия, а первой настоятельницей, согласно преданию, стала одна из сестер святителя, Иулиания. Впрочем, если следовать летописям, то речь в действительности шла о ее тезке, что была родом из Ярославля:
«дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30 и игуменья бывши 90 черницам и общему житью женскому начальница сущи и многим девицам учительница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду, и положена подле церковь»
(Из реконструкции текста Троицкой летописи)
Около сотни лет обитель просуществовала в мире и безопасности, затем же начались для нее…
…Тяжкие испытания
В 1451 году татары напали на монастырь и вынесли из него все ценное, а что не смогли унести – спалили огнем.
В 1514-м великий князь Василий Иоаннович пригласил известного зодчего Алевиза Фрязина выстроить в обители каменный Алексеевский храм. Но и тот не уцелел во время большого московского пожара 1547 года.
Монастырь заново отстраивался и снова горел еще несколько раз. Горел и самостоятельно, и усилиями крымского хана Девлет-Гирея. В конечном итоге (историки считают, что именно после «крымско-ханских» событий 1571 года) обитель решили перенести поближе к Кремлю, под защиту стен Белого города. Это был первый переезд Алексеевского монастыря, но, увы, не последний. И не сказать, чтобы далеко переехал – в местечко под названием Чертолье – туда, где сегодня стоит храм Христа Спасителя.
Однако не все сестры, жившие в обители, согласились покинуть прежнее место, и монастырь продолжил свое существование как бы разделённый на две части. В результате, велением государя Федора Ивановича и его царственной супруги Ирины Федоровны в 1584-1585 годах возник Московский Зачатьевский девичий монастырь.
А Алексеевская обитель, хоть и была перемещена в, казалось бы, безопасное место, в Смутное время сгорела от рук польско-литовских интервентов, захвативших Кремль. И то сказать, перенеся монастырь, в котором имелся каменный храм, его выстроили снова деревянным.
В 1625 году его отстроили заново, но ненадолго – 10 апреля 1629-го многострадальную обитель в очередной раз уничтожил пожар. Царь Михаил Федорович, у которого ровно за месяц до этого бедствия родился долгожданный наследник, нареченный Алексеем, восстановил монастырь… сначала в дереве, но спустя пять лет выстроил и две каменные церкви – в честь Преображения Господня с приделом Алексия, человека Божия, и во имя Зачатия святой Анны.
Известно, что в Алексеевский монастырь определил свою жену будущий патриарх Никон, когда сам принял решение оставить мирское. Также здесь некоторое время содержалась под стражей княгиня Евдокия Урусова, младшая сестра и единомышленница знаменитой боярыни Морозовой, противницы реформ патриарха Никона.
А потом пришли французы. Монастырь был снова разрушен, но не уничтожен. Но именно после этого обитель было решено…
…Окончательно перенести на новое место
И все потому, что после разгрома наполеоновских войск император Александр Первый дал обет возвести в Москве величественный собор и посвятить его Христу Спасителю. Место для грандиозного строительства искали больше года. И даже начали возводить храм на Воробьевых горах… но вскоре остановили работы, так как признали, что выбранное место не слишком пригодно для задуманного дела.
В конечном итоге, уже при царствовании Николая Первого, строительство наконец возобновили, и теперь уже на том самом месте, где стоял Алексеевский монастырь.
А для самого монастыря подыскали третье, теперь уже последнее место обитания – в Красном селе (в десяти минутах ходьбы от нынешней станции метро Красносельская).
Последнюю всенощную службу в соборной церкви древней обители отслужили 16 октября 1837 года, а на следующий день состоялось перемещение монашествующих при участии митрополита Московского Филарета Дроздова.
И это тоже, кстати сказать, чрезвычайно древний район! Если верить исследователям, Красное село могло быть основано еще в двенадцатом или тринадцатом веках. Впервые оно упоминается в духовных грамотах великих князей Василия Дмитриевича и Василия Васильевича – в 1423 и 1462 годах соответственно. А согласно летописям, в 1480-м здесь даже гостил великий князь Иван Третий.
Но наша история намного моложе… по крайней мере тот этап существования Алексеевской женской обители, до которого мы наконец добрались.
Первой каменной постройкой нового монастыря стал Крестовоздвиженский храм. Также буквально в течение полугода здесь построили восемь двухэтажных флигелей, отведенных под кельи, и каменную ограду со святыми вратами и двумя башнями (3 фото).
В 1853 году возвели храм во имя Алексия, человека Божия, причем стоит он не на нынешней территории монастыря, а через дорогу от него (об этом храме я расскажу в отдельной заметке).
Здание богадельни с больницей и небольшой домовой церковью начали строить в 1878-м.
Годом спустя в монастыре появился еще один храм – во имя Архангела Михаила. Он до наших дней не дожил – был снесен в 1979-м, в свой сотый юбилей. Теперь на его месте стоит 14-этажный жилой дом с адресом Верхняя Красносельская, 17/2.
Единственной же сохранившейся до сего дня церковью на территории Ново-Алексеевской обители осталась...
...Церковь Всех Святых
Она была выстроена по проекту архитектора Александра Алексеевича Никифорова в 1887-1891 годах (16 фото).
Его мраморный иконостас в русско-византийском стиле исполнен по эскизу Дмитрия Николаевича Чичагова, а стены и своды храма расписали живописцы Троице-Сергиевой лавры (16 фото).
Росписи, к сожалению, до нас практически не дошли.
Кладбище монастыря, для устроения которого был приобретен огромный участок земли возле стен обители, считалось одним из лучших и наиболее благоустроенных московских некрополей. Хоронили здесь не только монахинь и священников, но и мирян – что приносило монастырю одну из существенных частей дохода и позволяло не только благоустраивать территорию и вести на ней строительство, но и вести крупную благотворительную деятельность.
Здесь нашли покой представители многих знатных фамилий – Нарышкины, Волконские, Трубецкие, Мамонтовы, Алексеевы…
Наступившие вскоре советские времена…
…Не принесли многострадальной обители ничего нового
Монастырь был закрыт, разрушены стены и башни, монахини кто сослан в Сибирь и Казахстан, кто арестован, кто ждал расстрельного приговора. На месте монастырского кладбища был разбит парк (причём родственникам тех, кто там был похоронен, отказали даже в праве перенести прах), а Соборный Крестовоздвиженский храм с 1930-х годов занял Институт рыбного хозяйства. Самого же собора теперь не узнать – то, что от него осталось, сегодня встроено в новое здание института.
До настоящего времени из всей исторической застройки Алексеевского монастыря сохранился храм Всех Святых и два симметрично расположенных корпуса, надстроенных в советское время тремя этажами: богадельня 1878 года и монастырская общеобразовательная школа (9 фото).
И, как я уже упоминал, храм преподобного Алексия, человека Божия, стоящий на противоположной стороне Русаковской эстакады, в котором сегодня учреждено Патриаршее подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня.
Всесвятский храм заново открыли для верующих в 1991 году, возрождение же обители началось в 2013-м (12 фото).
А незадолго до начала возрождения монастыря, в мае 2010 года, на его территории был создан мемориальный комплекс «Аллея славы» в память о ветеранах Великой Отечественной войны, героях Советского Союза и России (12 фото).
А еще о последнем перемещении Алексеевского монастыря существует...
...Одна странная легенда
Слышал об этом не раз, и вспомнил, когда статья уже была почти готова.
Рассказывают, что игуменья обители была крайне недовольна перспективой покинуть насиженное, намоленное место, и в сердцах выкрикнула, что, мол, если ее монастырю не судьба остаться на своем месте, то и ничто другое на этом месте не устоит.
И действительно. Не прошло ста лет, как храм Христа Спасителя, возведенный на бывшей монастырской земле, взорвали. Дворец Советов так и не был построен, хотя к его строительству и приступали дважды – до и после Великой Отечественной войны. А в 1988 году закрылся и бассейн Москва, занявший место храма.
Не уверен, что история с проклятием – правда, но... мистика, однако.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!