Похоже, у нас тут намечается восстановление ретро-интерьера. Рассказывали о сундуках, потом висюльки на люстру вешали, теперь Елена Арямова вспоминает о коврах на стене.
Лиса, купленная по случаю
Наверное, в каждой квартире когда-то висели на стене ковры. Вот и у меня они были постоянными спутниками жизни. С самого рождения, то есть с 1948 года, над моей кроваткой висел коврик, который был куплен по случаю на Дорогомиловском рынке. Он должен был ограждать меня от холодной стены. На простом холсте масляными красками была нарисована опушка леса, по дорожке бежала лиса на задних лапах, в красивой синей юбке, косынка сползла на шею, а в передних лапах она несла петуха с ярко-красным гребешком, который вырывался.
Ложась спать, я долго рассматривала этот рисунок и каждый раз додумывала эту сказку по-новому. И, конечно, я сама в ней участвовала.
Учебный коврик
Над кроватью родителей висело, я бы сейчас сказала - байковое одеяло, но тогда это называлось ковром. На полотне трафаретом были нанесены геометрические фигуры. Краски, видимо, накладывались поочередно и сохраняли свой яркий цвет. По этому ковру меня учили названиям цветов.
Я очень любила это занятие и по выходным забиралась к родителям в кровать, заставляя меня экзаменовать. Папа придумал для меня забаву: надо было от красного кубика дойти по черным линиям до синего, не отрывая пальца и не перескакивая, и называть цвета, которые попадались на пути. Пока я старательно вела пальчиком по линии и называла цвета, родители спокойно продолжали досматривать свой выходной сон.
Ко мне пришли олени
Когда мы переехали на новую квартиру, оставили эти незамысловатые коврики на прежнем месте жительства. В новой комнате все должно было быть по-новому. В новом буфете стеклянные дверцы уже не ловили солнечных зайчиков. Люстра с висюльками, когда ее зажигали, бросала тени на потолок и стены. Мне это очень не нравилось. То ли дело, когда сверху струился приглушённый свет от абажура. Так уютно было сидеть под ним за столом и рисовать.
В 1954 году над моей кроватью повесили новый ковер, купленный в комиссионке, на нем красовались олени. Один большой, красивый, с огромными ветвистыми рогами и два поменьше. Они пришли на водопой, а вдалеке виднелись, горы, поросшие лесом.
И опять простор для фантазии перед сном. Но ковер нравился не только мне, но и родственникам, приезжавшим из деревни в гости. В очередной приезд мама им, к моему огорчению, его и подарила. Но без ковра мы жили недолго.
Сокровище найдено!
Все соседи и знакомые разными способами приобретали себе ковры. А как же мы? И мама с папой отправилась в Краснопресненский универмаг. Маленьких ковров не оказалось, в продаже остались одни большие - два на три метра. Но мама не умела отступать. За чем пришли, с тем и должны уйти! Их подвели к внушительной - метра в полтора высотой - кипе ковров. Мама с продавцом стали их листать, отгибая уголки и откидывая их в сторону, чтобы лучше разглядеть рисунок. Через минуту папа сказал, что у него рябит в глазах и ему все равно, что будет висеть на стене. Но мама продолжала поиск. И почти у самого пола она увидела ковер своей мечты.
Мама ахала, а грузчики матерились
Продавщица позвала грузчиков и они, матерясь, вытащили этот ковер наверх. Услышав цену, мама ахнула - денег не хватало, хоть они и взяли с собой приличную сумму. Она уговорила продавца подождать 40 минут, отправила папу за недостающим, а сама осталась караулить найденное сокровище. И не зря: за 40 минут на этот ковер покушались несколько раз.
Наконец все чудесным образом разрешилось, и ковер был доставлен домой. Его торжественно развернули и оставили для всеобщего обозрения и выражений восхищения. Наконец, папа прибил деревянную рейку к стене, и с помощью железных колечек, ковер занял свое почетное место.
Потом в доме появлялись ковры, коврики, гобелены.
Мода, вешать ковры на стену прошла, и их стали стелить на пол. Какие-то уезжали в почетную ссылку - на любимую дачу. Например, вот этот:
Недавно прочла, что ковры на стене из категории "ужасная древность" постепенно переходят в группу "передовой тренд". Ну, что же, мода циклична.
Еще: