История «Татры» - это классический пример того, как одна-единственная гениальная идея может кормить компанию десятилетиями. И эта идея принадлежала австрийскому инженеру Гансу Ледвинке - человеку, который вообще не говорил по-чешски и всю документацию вёл на немецком.
Представьте себе картину: небольшой моравский городок Копрживнице на границе с Польшей, 1920-е годы. Ледвинка предлагает новую концепцию - хребтовую трубчатую раму с качающимися полуосями. Внутри толстой трубы прячется трансмиссия, защищённая от грязи и ударов. Сверху монтируется дополнительная лестничная рама, на которую уже можно поставить любой кузов.
Я разговаривал с механиками, которые обслуживали эти машины в советское время. Все как один говорили: «Татра» - это конструктор. Хочешь самосвал - пожалуйста. Нужна цистерна - без проблем. Требуется шасси 6х6 или даже 8х8 - легко.
Самое удивительное, что Ледвинка не запатентовал своё решение. Он просто гениально объединил существующие наработки в единую систему, которая работала безотказно.
Космический дизайн моравских заводов
Когда в 1956 году на выставке в Брно показали новые модели Tatra 137 и 138, публика просто восхитилась. Дизайнер Зденек Коварж создал кабины в стиле космической эры - округлые, обтекаемые, футуристичные.
Помните немецкие Magirus-Deutz с их характерными «носами»? Вот чехи явно вдохновлялись этими машинами, но пошли ещё дальше.
Клиентоориентированность
Советские автохозяйства регулярно нарушали все возможные нормы эксплуатации. Загружали самосвалы под завязку, ездили в условиях, для которых машины не предназначались, требовали невозможного.
Любой другой производитель просто отказал бы в гарантии. Но чехи поступили по-другому. Они увеличили грузоподъёмность, усилили раму, добавили запас прочности.
Именно поэтому советские водители очень ценили «Татры». Эти грузовики прощали им практически всё.
К середине 1970-х чехи создали специальную модификацию - Tatra 148 Arktik. Оранжевая окраска, утеплённая кабина с двойными стёклами, системы, работающие при минус 50 градусах.
Один мой знакомый дальнобойщик работал на Ямале в конце 1980-х. Он рассказывал, что видел «Татры», которые заводились при таком морозе, когда советские КАМАЗы уже превращались в ледяные глыбы.
Секрет был в воздушном охлаждении двигателя. Да, мотор шумел. Да, приходилось громко говорить, чтобы переговорить с напарником в кабине. Но зато никаких замёрзших радиаторов, лопнувших трубок и прочих прелестей эксплуатации в Заполярье.
Чехи построили в Нижневартовске целый авторемонтный завод для обслуживания своих машин. Инвестировали 29 миллионов рублей - по тем временам колоссальные деньги. Это показывает, насколько серьёзно они относились к советскому рынку.
Конкуренция с немецкими грузовиками
Чехословацкие «Татры» и немецкие Magirus-Deutz конкурировали за советский рынок. И знаете что? Немцы часто выигрывали.
Почему? Магирусы были технологичнее, современнее, эргономичнее. У них были более тихие двигатели, лучше продуманная кабина, надёжнее гидравлика.
Я изучал сравнительные характеристики этих машин. Magirus-Deutz 320 M 26 FAK по многим параметрам превосходил «Татру». И чехи это прекрасно понимали. Именно немецкий грузовик они выбрали как эталон при разработке модели T-148.
Но была одна проблема - цена. Немецкие машины стоили заметно дороже. А для советской экономики, которая строила заводы и дороги по всей стране от Калининграда до Магадана, это имело критическое значение.
В 1984 году чехи представили новую модель T-815 - уже с кабиной над двигателем. Эра характерных капотных грузовиков подходила к концу. Европа требовала более компактных машин, которые могли бы вписаться в узкие средневековые улочки.
Попытка вернуть капотную компоновку в 1990-х с моделью Jamal не увенчалась успехом. Красивый внешне грузовик оказался ненадёжным и не нашёл своего покупателя. Завод в Копрживнице начал переживать один кризис за другим. Банкротства, смена владельцев, остановки производства. Рухнул Советский Союз - рухнул и основной рынок сбыта.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв