Найти в Дзене

Звуки, определившие лицо времени. Секвенсор

1) Wobble bass 2) Autotune 3) Roland TR-808 4) Slap Bass 5) Вокодер Ну технически говоря это не звук, а способ эти звуки извлекать. Но кого это, кроме нас, волнует, если звучит-то вполне определенным образом независимо от тембра? Вот и я так думаю. Что такое секвенсор? В общем это прибор (или программа) последовательно исполняющий набор нот. Частный случай — это арпеджиатор, который играет зацикленную последовательность нот, относящихся к аккорду, интервалу или единичной ноте (когда ты нажимаешь До первой октавы — арпеджиатор играет не только ее, но еще и несколько нот "До" сверху и/или снизу определенным ритмическим рисунком, например шестнадцатыми). А от занудства переходим к истории, потому что секвенсоры были задолго до кремниевой эпохи. Механическое пианино, музыкальная шкатулка, Шарманка — это все такие прото-секвенсоры. 🔴 Возможно самые первые кулачковые звуковоспроизводящие устройства появились еще в древнем Китае и древней Греции (VI век до нашей эры), но четких источников я

1) Wobble bass

2) Autotune

3) Roland TR-808

4) Slap Bass

5) Вокодер

Ну технически говоря это не звук, а способ эти звуки извлекать. Но кого это, кроме нас, волнует, если звучит-то вполне определенным образом независимо от тембра? Вот и я так думаю.

Что такое секвенсор? В общем это прибор (или программа) последовательно исполняющий набор нот. Частный случай — это арпеджиатор, который играет зацикленную последовательность нот, относящихся к аккорду, интервалу или единичной ноте (когда ты нажимаешь До первой октавы — арпеджиатор играет не только ее, но еще и несколько нот "До" сверху и/или снизу определенным ритмическим рисунком, например шестнадцатыми).

А от занудства переходим к истории, потому что секвенсоры были задолго до кремниевой эпохи. Механическое пианино, музыкальная шкатулка, Шарманка — это все такие прото-секвенсоры.

🔴 Возможно самые первые кулачковые звуковоспроизводящие устройства появились еще в древнем Китае и древней Греции (VI век до нашей эры), но четких источников я не нашел.

🔵 А вот информации о III веке куда больше — изобретатель Ктесибий Александрийский создал Гидравлос. Это ВОДНЫЙ☝️орган, в который вдувался воздух под напором воды (например из водопада). И вот в нем как раз был закрепленный вал с музыкой (как у шарманки или шкатулки).

🟢 В начале XV века появились башенные куранты — огромные музыкальные часы. А в позднем Средневековье и Эпохе Возрождения домашние музыкальные часы уже стали нормой.

⚪️ И только в конце XVII века появилась шарманка, которая была инструментом для обучения певчих птиц (И называлась соответственно serinette — «чижовка» или merlies — «дроздовка». Дальше мастер Барбьери усовершенствует инструмент и к XVIII веку шарманка (или уличный орган) широко распространится по улицам, как инструмент бродячих музыкантов. Ну и войдет в масс культуру соответственно.

🟣 Технологии развивались — инструменты становились меньше и к концу XVIII — началу XIX века появилась и музыкальная шкатулка.

🟠 XIX-XX век — это эпоха механических пианино, салунов, ковбоев и всякого такого. Но нам важно, когда секвенсоры появились в электронной музыке. И вот мы здесь

🟡 60-70-е годы XX века — это время и развития синтезаторов, и обрастания этих синтезаторов отдельными приблудами.

💀 На самом деле вся эта статья писалась для одного — трека Baba O'Riley группы The Who, который (судя по всему) и является первым коммерческим применением секвенсора в привычной нам поп и рок музыке. Хотя сам Пит Таунсенд , который экспериментировал с электронным органом и ритм машинами не считает, что это был "синтезатор" или секвенсор в нем.

🤓 А дальше, уже в поздних семидесятых, стали появляться и привычные нам самоиграйки со встроенным арпеджиатором, и секвенсоры вроде Roland MC-8 Microcomposer.

Группы Tangerine Dream и Kraftwerk активно заигрывали с этим звуком, создавая отрешенность, космическость и роботичность в своей музыке.

❤️ С развитием же компьютеров и появлением технологии MIDI секвенсоры вышли в свой апогей.

Современные хаус, техно и в целом EDM — это все наследие цифровых секвенсоров, без которых мир точно был бы другим.

И конечно советы продюссерам:

1. Использую секвенсор, как генератор идей. Они уже зачастую забиты в современные синты, так что просто нажми кнопку и получишь результат. Либо вбивай хаотичные ноты гаммы, задавай интересные ритмические ходы и смотри, что получится.

2. Экспериментируй с длинной цикла. Не обязательно брать 4-8-16 шагов. Сделай ломанную длительность, вроде 7 или 13, ведь полиритмия — отличный ход

3. Попробуй поработать с драм машинами и проделать те же шаги с ударными

_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._

Telegram канал "Записки Аранжировщика"

Подкаст «Слышь!» вернулся с третьим сезоном!

Как писать оркестровку. Базовые знания.
Записки Аранжировщика21 апреля 2022