О чем думает обычный человек при слове "синтезатор"? Скорее всего о дешевом "музыкальном калькуляторе" от "Casio" или "Yamaha" с кучей дурацких и дешевых звуков, чтобы ребенку было на чем учиться.
А для музыканта (и уж тем более музыкального инженера) все это — огромный пласт культуры, сплав технологий и человеческого воображения. И конечно вещь, без которой современную музыку воспринимать не то, чтобы стыдно, — просто не получается, потому что синтезаторы везде.
- О возможности синтеза звука люди задумывались до изобретения электричества. Например философ Фрэнсис Бэкон в своей книге "Новая Атлантида" (в 1627 году) писал: "Есть у нас дома звука для опытов со всевозможными звуками и получения их. Нам известны неведомые вам гармонии, создаваемые четвертями тонов и еще меньшими интервалами, и различные музыкальные инструменты, также вам неизвестные и зачастую звучащие более приятно, чем любой из ваших"
- Истоками синтезаторов были опыты немецкого физика Германа Гоменгольца. Он создал аппарат (названный внезапно синтезатором Фурье), который работал еще не на прицепе синтеза звука, но определенно дал толчок в этом направлении. Звучал он за счет возбуждаемых электричеством камертонов, каждый из которых был настроен на свою частоту.
- Туда же идет и музыкальный телеграф. Этот прибор пусть и не получил какого-то практического применения, но тем не менее может считаться концертом первого синтезатора. Его создатель Элайша Грей придумал способ передавать с помощью телеграфа музыку на расстоянии. Именно не запись звука, а простой сигнал, который на приемнике декодировался в ноты с помощью простейших осцилляторов. Кому интересно проще почитать в большой статье вот тут.
- Следующий инструмент — телгармониум Тадеуша Кэхила. Это огромный 200-тонный монстр (Так-то у 747-го Боинга вес "всего" 162 тонны). Это был 1901 год, чего ж вы хотели. Кстати это был еще и первый электроду-механический инструмент с динамической клавиатурой (громкость зависела от силы нажатия на клавишу)
- И конечно нельзя обойти вниманием Терменвокс. Его изобрел в 1919-1920 году русский физик Лев Термен, родом из Санкт-Петербурга (в здании музея института Бонч-Бруевича даже был выставочный вариант терменвокса, который можно было пощупать). Человек с печальной судьбой, он как и многие был репрессирован, но речь о его гениальном изобретении, которое используют в музыке до сих пор.
А вот так ритмикон звучит:
- Вообще 20-30 годы прошлого века — это "золотая эра" первых аналоговых синтезаторов. Были созданы: Виолена Гурова (1922), Волны Мартено (1928 год), Электроорган Купле и Живле (1929), электроорган Hammond (1934) и много других. Проще почитать полный список здесь. Каждый из этих синтезаторов был в том или ином виде использован, но массовость приобрел только Хаммонд, который использовали музыканты от блюза и госпела, до рока и хард рока. А у Deep Purple это вообще инструмент-фишка.
- После войны благодаря открытиям в радиоэлектронике синтезаторы стали меньше и дешевле. И если в 1955 году синтезатор Mellotron Mark 1 стоил 175 тысяч долларов, то уже в 60 годы был создан синтезатор Moog 1964, а в последствии Minimoog определившие не только доступность синтезаторов, но и развитие музыки в 80е годы.
- Ну а 80е — это расцвет синтезаторов, как мы их знаем. появился первый цифровой семпл-синтезатор Kurzweil 250 и легендарный Yamaha DX-7 (который использовали даже Queen, в свое время отказывавшиеся пользоваться синтезаторами в принципе)
- Но естественно это было не все, ведь в 90-2000 компьютеры стали как никогда доступны, а благодаря изобретению DAW и формата записи цифровых звуков MIDI (идеально работающего с виртуальными инструментами формата VSTi) синтезаторы проникли буквально в каждый музыкальный дом.
- Но уже в середине нулевых произошел ренессанс аналоговых синтезаторов. Такие группы как "Franz Ferdinand" или "Foals" начали записывать звук "по-старинке", чтобы получить тот самый жирный звук. Плюс помимо старых раритетных синтезаторов начали производиться новые аналоговые синты, как от новых фирм, так и от мастодонтов индустрии.
- И конечно не надо забывать о синтезе речи, который в наши дни помог нейросетям и ботам обрести голос, чтобы не только поговорить с банком, но и вернуть голос человеку, его потерявшему (Так актеру Вэлу Килмеру, потерявшему голос из-за рака гортани, с помощью искусственного интеллекта помогли воссоздать его голос).
Никто не знает, какой будет следующий шаг в синтезе, но уже сейчас ясно, что технологии обогащают наш обычный и музыкальный мир, помогая делать звук интереснее и круче✌️
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
Telegram канал "Записки Аранжировщика"
Подкаст «Слышь!»
Статьи, которые я использовал при написании этой: