Найти в Дзене

«Ласковый взгляд, да в сердце – яд», или Как я перечитала «Открытую книгу» Вениамина Каверина

Хочется поделиться с вами, дорогие подписчики, своим почти забытым чувством – нырнуть в книгу и ни на что больше не отвлекаться. Ни на новости, ни на сериалы. Прямо потонула я в романе Вениамина Каверина (1902-1989) «Открытая книга» (1953-1956). Я его читала, конечно. Но давно. А тут опять наткнулась на исключительно хороший советский многосерийный фильм режиссёра Виктора Титова «Открытая книга», пересмотрела его с удовольствием. Там такие сильные работы наших незабвенных актеров: Саввиной и Богатырева, Тараторкина и Соловей, Янковского и Табакова. То есть, сюжет мне знаком абсолютно. Но почему-то читала я роман запоем, спать даже позже ложилась. Закон хорошей беллетристики – знаешь, что дальше будет, а все равно – читать интересно. Уходит это ощущение, даже у меня, читателя со стажем: ну еще, ну еще одну главку и спать. А рядом собака моя уткнулась в бок и сопит… А жаль. «Открытая книга» дает хорошую пищу для ума. Типажи больно узнаваемые, интересные. Сейчас уже почти так не пишут. Эт
Оглавление

Хочется поделиться с вами, дорогие подписчики, своим почти забытым чувством – нырнуть в книгу и ни на что больше не отвлекаться. Ни на новости, ни на сериалы.

Прямо потонула я в романе Вениамина Каверина (1902-1989) «Открытая книга» (1953-1956).

Я его читала, конечно. Но давно.

Захотелось для прекрасной книги устроить осеннюю фотосессию, чтобы постараться передать вам, дорогие читатели, её волшебную атмосферу
Захотелось для прекрасной книги устроить осеннюю фотосессию, чтобы постараться передать вам, дорогие читатели, её волшебную атмосферу

А тут опять наткнулась на исключительно хороший советский многосерийный фильм режиссёра Виктора Титова «Открытая книга», пересмотрела его с удовольствием. Там такие сильные работы наших незабвенных актеров: Саввиной и Богатырева, Тараторкина и Соловей, Янковского и Табакова.

То есть, сюжет мне знаком абсолютно. Но почему-то читала я роман запоем, спать даже позже ложилась.

Закон хорошей беллетристики – знаешь, что дальше будет, а все равно – читать интересно.

Уходит это ощущение, даже у меня, читателя со стажем: ну еще, ну еще одну главку и спать. А рядом собака моя уткнулась в бок и сопит…

А жаль. «Открытая книга» дает хорошую пищу для ума. Типажи больно узнаваемые, интересные.

Сейчас уже почти так не пишут. Это не калейдоскопические картинки, не «отрывочный текст».

-2

Перед нами – последовательно «текущая» история с дореволюционных времён и до послевоенного, почти оттепельного времени.

История Тани, Татьяны Власенковой. Сначала обычной девочки, а потом – ученого с именем.

Ученого, который сделал революционное открытие.

Ну, или это история открытия и разработки пенициллина, знакомого всем.

История о том, как человека, изучающего свойства плесени, сначала не понимали, потом над ним смеялись и даже издевались, потом конкретно мешали, а потом пытались победу присвоить себе.

А человек жил и жил по закону другой книги Каверина «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Но не думайте, что это книга, подобная научному трактату о работе ученого.

Нет, это неспешно текущая жизнь девочки, девушки, женщины и жены, где полно испытаний, школьных и университетских, дружеских и военных. Любовных, в конце концов!

И все это на фоне исторических событий, которые соотнесены с биографией Тани. Я очень люблю такие вещи в книгах. Рамки истории – и реальный человек.

-3

Жалко, что формат здесь для меня ограничен. А так хочется рассказывать.

О чем книга

Таня, дочь швеи, неожиданно, в результате трагической случайности (дуэль двух гимназистов!) попадает в благополучный дом семьи Львовых.

Как девочка сталкивается с другим миром.

Два брата Львовых – Митя и Андрей – станут для нее и проводниками, и друзьями. А еще – своеобразными «точками отсчета» эмоций у Тани: любви, предательства, счастья.

В доме Львовых Таня подружилась со старым чудаковатым доктором Лебедевым, который изучал плесень и этим смешил всех. Незаметно он заразил Таню научными поисками и так определился ее путь.

-4

Интереснейшие главы про годы учений Тани в Москве. Я обожаю книги про «старую советскую школу». Это и в «Двух капитанах» – любимые главы.

Я думаю, что у писателя Каверина был пунктик – мысли о человеке, которого несправедливо оговорили и обвинили в том, чего он не делал.

Вспомните историю с письмами и Саню Григорьева в скандале с Николаем Антоновичем.

Тане Власенковой тоже придётся пройти через оговор и борьбу почти с ветряными мельницами. Как это всегда тяжело: «откровенная, смелая, поражающая своей меткостью ложь». Как оправдаться?

А жизнь ее идёт и идёт

Вот Таня – молодой доктор, ее радости, горести, друзья и вечная влюбленность в Митю Львова.

Вот и ее главный женский антагонист – Глафира, Глашенька, которую тоже «вечно» любит Митя. И рядом Андрей Львов, который сумел перевернуть жизнь Тани.

-5

Как хорошо всегда Вениамин Каверин писал о любви! О любви настоящей и долгожданной. О такой силе чувств, которая вообще-то дается не всем.

Как говорил в «Мастере и Маргарите» Булгаков: «Кто сказал…, что на свете нет настоящей, верной, вечной любви?… За мной, мой читатель и я покажу тебе такую любовь!»

Именно «такую любовь» нам раскрывает Каверин в романе.

Но самое интересное, представьте себе, начинается ближе к концу. Для меня, по крайней мере.

Тот самый ласковый и опасный

Татьяна, уже состоявшийся ученый-микробиолог, тайно продолжает заниматься плесенью и вступает сначала в тихую, а потом и в не тихую борьбу с директором института Крамовым.

Крамов – мой любимый персонаж. Как его точно сыграл Олег Табаков в фильме!

Понимаете, слова «хитрый, подлый и изворотливый» – это ничто для характеристики Крамова.

Наоборот, он ласковый и предупредительный. Белый и пушистый.

И как тяжко существовать в незримой борьбе с таким человеком. Это высасывает все силы, потому что Крамовых победить почти невозможно.

Как сказал про него профессор Заозерский: «Это не человек, а елейный удав, который хоть через десять лет, но подберется и обязательно задушит»
-6

Крамов и ему подобные переполнены ревностью и завистью. К чему?

К хорошей и веселой атмосфере в коллективе, к доброй и теплой семье, к искренней любви. С виду Крамов – профессор и ректор, а на деле – задыхающийся от зависти человек.

Потому что более всего Крамовы ненавидят чей-то талант и умение работать легко, просто из любви к науке. Они так не умеют. И мстят виртуозно.

А у Крамовых есть еще и свита. Доносчики, карьеристы, лицемеры. Те грязные руки, которыми управляет «белый и пушистый». Этими руками Крамов умело разъединяет людей. И пока кто-то занимается наукой, ректор Крамов со своей свитой замечательно создают «видимость науки».

-7

Крамов – ноль в науке, поэтому будет цепляться за должность до конца. Поэтому он будет делать все, чтобы такие умницы, как Татьяна, были измучены и в постоянном трепетании.

Буду заканчивать эту статью

Хотя я так ничего и не сказала про воздушный, прекрасный слог писателя.

Как он умел описать старый дом, природу, вещицу какую-то, дать точный портрет персонажа.

Как Каверин показал людей науки, ведущих незримую медленную работу, слаженно обдумывающих сложные эксперименты, предотвращающих эпидемии, работающих и под пулями в Сталинграде, и в атмосфере 1930-х годов, и рядом с доносчиками и неучами разных калибров. Такой мощный пример в романе именно мотива «искать и не сдаваться».

Как Каверин сумел показать замечательную атмосферу в коллективе лаборатории, где занимаются именно наукой, поддерживают друг друга и – совершают открытия. Ведь атмосфера, как сказал великий Павлов, «делает все» в коллективе.

Разве обо всем напишешь?

Просто предлагаю прочитать стоящую книгу, получить удовольствие и подумать о многом.

Еще обзоры книг:

Популярное на канале: