Не подумайте, дорогие подписчики, что я хочу порассуждать про каких-либо прекрасных актрис уничижительно. Про их преклонный возраст и так далее. Ни в коем случае!
Просто я уже писала про знаменитых «старух» Малого театра. Яблочкина, Турчанинова, Пашенная, Гоголева, Рыжова – это их так называли в Малом в знак величайшего уважения.
Прочтите эту статью по ссылке ниже
Заметьте, что никаких милейших «старушек». Именно «старухи», которые могли возвеличить и уничтожить, а также решить вопрос, обращаясь напрямую к Кремлю.
В моем любимом Театре Моссовета тоже были свои возрастные актрисы. Но вот к ним почему-то слово «старухи» не прилипало. Да они бы и не позволили.
Этот Театр всегда был славен своим звездным составом. Сошальская и Раневская, Плятт и Марецкая, Орлова и Марков, Бортников и Жженов, Бабочкин и Юрский, Мордвинов и Терехова, Бирман и Адоскин, Леньков и Талызина, Стеблов и Остроумова, Тараторкин и Кузьменков.
Приходится оборвать этот славный список
Надо сказать, что Театр был основан в 1923 году, но особенно знаменит он стал при главном режиссере Юрии Завадском (1894-1977). А руководил он Моссоветом долго - с 1940 по 1977 год.
И были у него «примы», «примадонны», но даже в серьезном возрасте никогда не «старухи».
Их называли «хозяйками Театра»
Долгое время актриса номер один в Театре – Вера Петровна Марецкая (1906-1978).
Еще до войны она сыграла главную роль в кинофильме «Член правительства» (1939). Этот фильм - классика советского кино. Кто постарше, может и вспомнят оттуда: «Вот стою я перед вами - простая русская баба. Мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная... Живучая!»
С этого фильма начался звездный путь Марецкой, который, надо отметить, никогда не замирал.
Кстати, поэтому потом говорили, что новое здание для Театра Моссовета выстроили не «под Завадского», а ради Марецкой. Так или не так, но статус «хозяйки Театра» у актрисы даже быстрый поиск выдает. Во как! Хоть это не должность и не звание.
Некоторое время Марецкая была женой Юрия Завадского, потом он ушел от нее к балерине Галине Улановой, но с актрисой продолжал совещаться и после развода.
Да и еще. Все жены-актрисы Завадского вообще хорошо в этом Театре уживались. Уланова приходила на премьеры и дружила с Марецкой. Высокие отношения!
Но у Марецкой был особый статус. Не просто друг, но правая рука режиссёра и верный его человек. Не просто бывшая жена, а мать ребенка Завадского.
Она и быт Завадского контролировала: следила за таблетками и чтобы режиссёр вовремя поел. А еще разбиралась с домработницами. О, это Вера Петровна умела!
В 1950-х годах в Театр Моссовета пришла работать Любовь Петровна Орлова (1902-1975).
Она уже снялась во всех легендарных комедиях своего мужа Григория Александрова: «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» и «Весна».
Слава ее в народе была безграничная, я бы даже сказала, триумфальная. Где-то я прочитала, что если бы Орлова вымазала лицо сажей, то ее все равно бы узнали. Настолько высока была степень славы и обожания.
Но в Театре свои законы и свои хозяйки. Тем более что у Орловой и Марецкой возраст был одинаковый, Сталинских премий было почти похожее количество, выглядели обе превосходно (никаких «старух»!), а значит, претендовать могли на одни роли.
Столкнулись ревность Марецкой и стальной характер Орловой
Любовь Петровна умела отстраниться от человека и не менять своего решения.
Один из знаменитейших спектаклей Моссовета «Странная миссис Сэвидж». Эту заглавную роль в спектакле долго играла Фаина Раневская. Именно она стала инициатором того, чтобы передать эту роль в отличном спектакле Любови Орловой.
На этот спектакль уже с Орловой в Театр билетов было не достать. Но! Когда «Странную миссис Сэвидж» решили записать на телевидение, то хозяйка Марецкая спохватилась. Телевидение – это ж навеки.
И без согласия Орловой, Юрий Завадский поменял ее при записи на Марецкую.
Кстати, получилось прекрасно. Это одна из лучших ролей Марецкой. Но представьте себе состояние Орловой.
Она такого не стерпела и на сцену больше в этой роли не выходила. Хотя могла. Спектакль-то аншлаговый был.
Играть этот спектакль стала Марецкая.
Врать на буду – тоже с большим успехом
Сходила на него и Орлова. Оделась так, чтобы не было лишнего внимания и, посмотрев, вынесла вердикт: «Это не миссис Сэвидж, а ее домработница».
Две знаменитости и так не особо общались, а после этой истории, даже не разговаривали.
Осталось только про финал вспомнить. Орлова ушла раньше Марецкой почти на три года. Самая первая к ее гробу приехала Марецкая и сидела до самой гражданской панихиды.
Они умудрились и в правительственной больнице лежать вместе. Ну, то есть, лежать на разных этажах.
И когда помощник режиссёра шел к Марецкой, то та передавала привет Орловой. А Любовь Петровна – никогда. Такие характеры.
Замечу, что похоронены две актрисы на Новодевичьем – но на разных участках кладбища.
Опять много получилось. И это я про Марецкую и Орлову не все вспоминала.
А в Театре Моссовета были еще возрастные королевы – Сошальская, Бирман, Раневская, Шапошникова.
Еще одна хозяйка
Валентина Талызина (1935-2025) любила рассказывать, как она, закончив школу в зерносовхозе в Омской области, после театрального училища пришла работать в Театр Моссовета.
Как ее, молодую, игнорировали и как вообще при ней Раневская, Анисимова-Вульф, Сошальская разговаривали только на французском языке!
Но шло время. Талызина стала своей даже для вредной Раневской.
А проработав столько десятилетий на сцене Моссовета, Талызина сама стала патриархом этого театра.
Но не старухой!
В одном интервью кто-то из Театра, улыбаясь, сказал, что Валентина Илларионова Талызина любит себя называть «хозяйкой Театра»….ну а что ж, 66 лет на сцене, кто же будет спорить!
Подписывайтесь на канал «Культур-мультур с Ириной Биккуловой», людям любящим кино, театр и культурную жизнь здесь скучно не бывает.
Обещанная ссылка на «старух»: