А не почитать ли нам хорошую беллетристику?
Термин «беллетристика» ввёл в обиход великий критик Виссарион Белинский. Так он определил лёгкое чтение для досуга большинства читающей публики.
Сегодня беллетристикой именуют женские, приключенческие, детективные и фантастические романы.
Кроме того, к беллетристике относят повествовательную художественную литературу. Причём, никто не говорит, что это – примитивная, бездарная литература. Хорошая беллетристика – это качественная увлекательная книга.
Любой из нас может привести примеры хороших романов, которые затягивали сюжетом и увлекали героями. Мне тоже хочется поделиться впечатлениями от книг, которые можно перечитывать.
Отличная беллетристика В. Токаревой
Например, книги ироничной и мудрой Виктории Токаревой. Она работает в нашей литературе давно, с 1960-х годов. Но многие ее книги можно бесконечно перечитывать. Она и до сих пор отлично пишет.
Навскидку: «Лошади с крыльями», «Неромантический человек», «Римские каникулы», «Ничего особенного», «Летающие качели», «Коррида».
Токарева пишет о любви. Это мир глазами женщины. Не мужской взгляд на все эти вещи.
Кстати, она была соавтором сценариев культовых фильмов «Джентельмены удачи» и «Мимино», поэтому в ее произведениях стиль ловится сразу. Как в фильмах – смешной и одновременно грустный, афористичный и парадоксальный. Главное –ироничная интонация, что я ценю сильнее всего.
Женская философия у неё бытовая, ненавязчивая, житейская. Думайте сами, решайте сами.
Одна цитатка из «Инфузории-туфельки»:
Такая она, Тамара. У неё есть больше, чем у других: интересная работа, прочная семья, страстная любовь. Любовь реет над ней, как знамя над Кремлем. Красиво полощется на искусственном поддуве. Правда, знаменосцы меняются
Поблажек нет. Женщин она понимает отлично, героинь не осуждает, жалеет чаще. Любви в ее произведениях много, но сказок нет.
Еще назову отличную книгу Василия Аксёнова «Московскую сагу»
Ее я могу порекомендовать всем. Там есть многое из того, что вообще привлекает в литературе: семейный роман о поколениях; очень яркие исторические зарисовки, эдакие «картинки времён»; сильная любовь и бурные страсти; вымышленные персонажи на фоне реальных людей (Сталин, Берия, Фрунзе, даже Булгаков и Евтушенко немножко есть).
Литературный эстет тоже останется довольный: аксеновские врезочки с нумерацией «Антрактов» в романе понравятся ценителю формы и слога.
Хотя нет, не каждому. Сильно не совершеннолетним Аксёнов и психику может поколебать: уж больно там много сцен 18 с двумя плюсами. Это я сразу пишу, чтоб знали.
А вообще, это сага о семье Градовых, потомственных московских интеллигентах. Но поскольку действие начинается в 1926 году в СССР и заканчивается смертью Сталина, то попятно, что слово «интеллигент» сильно будет подщипано. Градовы –это вся наша многострадальная в 20-м веке интеллигенция, наверное.
Сюжет многолинеен: отец, мать, трое взрослых детей, у которых друзья и враги. Побочные линии. Исторические персонажи. И все время интересно, что «дальше будет».
Много персонажей и сюжетных линий. Советская жизнь, которую мы чего-то подзабыли или пытаемся сейчас идеализировать.
Главное, что писатель пытается исследовать две составляющие культа личности –массовый гипноз идеи и массовый страх. И вообще – откуда берётся это безумие любви к властителю у миллионов людей.
И в этом смысле, Аксёнов, конечно, в «Московской саге» – бескомпромиссный писатель.
«Белые одежды» Владимира Дудинцева
Эту книгу я перечитываю периодически. Она почему-то все время соответствует моему мироощущению. Пробивает.
Книга перестроечная и почти в тогдашнем девятом вале произведений затерялась. Но не у меня.
Сюжет простой и крутится, вы не поверите, вокруг картошки. Действие в «Белых одеждах» разворачивается в конце 1940-х годов. Это история (кто это помнит теперь?) гонений на учёных-генетиков, агрономов-селекционеров. Трагическая история в ледниковый период сталинского послевоенного времени.
Но эта книга В. Дудинцева для людей, вполне себе непричастных к биологическим наукам. Она про человека, который идёт своей дорогой, невзирая на всех этих недоучек, невежд, завистников, прихлебателей к науке и особенно к власти. Правда, это почти всегда путь одиночки.
Герой романа, борющийся за высокие истины (как Мастер у Булгакова), не сразу понимает, что ему надо проститься с сентиментальностью, с добропорядочными принципами и быть готовым к самым тяжёлым моральным потерям. Это почти невозможно. Но кому-то ж удаётся.
Проще всего сказать, что персонаж романа жил «у времени в плену». Но этого мало. Рядом были люди, для которых время – не главное. Они так любят себя, свой ежедневный бутербродик с икрой, своего «голого короля», что готовы на любую мерзость всегда. И без оглядки на время. Да что там время! Время у нас почти одинаковое. А бутербродик с икрой всегда перевесит.
Книга щедра на персонажей. Они очень типичны. Особенно, конечно, запоминается главный герой –академик Рядно.
Как он ловит юные, наивные души на видимость добра, на свое простонародное происхождения, на «близость к земельке», на то, что он «со Сталиным чаёк пьёт!» Но все это цинично выверенная линия человека, по костям идущего вперёд, не останавливающего ни перед чем.
Это добротный роман со своей символикой, зашифрованностью, тайнами (с наслаждением вспоминаю «чёрненькую собачку», «честного пионера», «железную трубу», «парашютиста», «песочные часы»). Есть и любовная линия. И не одна. По мне, так книга сильно напоминает по атмосфере «Мастера и Маргариту».
Возможно, что эти книги не для всех. Но беллетристика отличная.
Ирина Биккулова г.Москва
Еще о книгах на «Копите впечатления»:
Мои любимые детективы. Чтобы переключить мозг от проблем
О книге Д.Тарасенко "Очарованные Крымом". Душевное чтение
Дорогие читатели, спасибо вам за активное обсуждение многих публикаций канала. Особенно приятно читать дельные комментарии, а порой и развернутые диалоги, которые во многом дополняют заметку.
Хочется узнать и о вашей любимой беллетристике