Найти в Дзене

«Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку», – Исаак Левитан. История создания шедевров в Удомельском крае

Для создания гениальных картин выдающемуся русскому пейзажисту Исааку Ильичу Левитану (1860-1900) было необходимо вдохновение. И он находил его в родной природе. Эта публикация продолжает серию рассказов о том, как я с семьей в прошлом году путешествовала по Тверской области. «По следам знаменитых художников» – так мы назвали эту поездку. Ведь мы посещали те места, где находили вдохновение известные живописцы, а порой создавались настоящие шедевры. У меня в канале уже есть статьи о том, где Исаак Левитан работал над картинами «У омута» и «Над вечным покоем», сделавшей его знаменитым, (ссылки на публикации оставлю внизу). А сегодня продолжение – о том, как великий пейзажист создавал в Удомельском крае другие свои шедевры. После плодотворно проведенного летнего сезона 1893 года в имении Островно Тверской губернии и создания полотна «Над вечным покоем», получившего высокие оценки публики и художественного сообщества, на следующий год Левитан вновь собирается в понравившиеся ему места. Лет
Оглавление

Для создания гениальных картин выдающемуся русскому пейзажисту Исааку Ильичу Левитану (1860-1900) было необходимо вдохновение. И он находил его в родной природе.

Исаак Левитан. Автопортрет. 1890-е. Холст, масло. 58,7 x 39,6. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Автопортрет. 1890-е. Холст, масло. 58,7 x 39,6. Государственная Третьяковская галерея

Эта публикация продолжает серию рассказов о том, как я с семьей в прошлом году путешествовала по Тверской области. «По следам знаменитых художников» так мы назвали эту поездку. Ведь мы посещали те места, где находили вдохновение известные живописцы, а порой создавались настоящие шедевры. У меня в канале уже есть статьи о том, где Исаак Левитан работал над картинами «У омута» и «Над вечным покоем», сделавшей его знаменитым, (ссылки на публикации оставлю внизу). А сегодня продолжение о том, как великий пейзажист создавал в Удомельском крае другие свои шедевры.

Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год
Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год

1894 год. Усадьба Ушаковых Островно

После плодотворно проведенного летнего сезона 1893 года в имении Островно Тверской губернии и создания полотна «Над вечным покоем», получившего высокие оценки публики и художественного сообщества, на следующий год Левитан вновь собирается в понравившиеся ему места. Летом 1894 года вместе с Софьей Кувшинниковой он возвращается на озеро Островно в гостеприимное имение Ушаковых. Вместе с ними приезжают две молоденькие девушки – Татьяна Щепкина-Куперник и её подружка Наталья Благоволенская.

«С.П. пригласила меня с моей приятельницей Наташей пожить у нее. Она любила окружать себя молодыми лицами, не завидовала молодости, любовалась ею…», – вспоминала Щепкина-Куперник

Исаак Левитан. Портрет С. П. Кувшинниковой. 1894. Бумага, пастель. 46,5 x 42. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Дом-музей И. И. Левитана)
Исаак Левитан. Портрет С. П. Кувшинниковой. 1894. Бумага, пастель. 46,5 x 42. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Дом-музей И. И. Левитана)

Позже, став писательницей, Татьяна Львовна Щепкина-Куперник описала события, произошедшие в Островно тем летом в главе «Софья Петровна и Левитан» книги воспоминаний «Дни моей жизни», а также в художественном рассказе «Старшие», где она лишь поменяла имена и возраст героев истории, добавив своё отношение к ним, но оставив суть разыгравшейся драмы.
Если вы интересуетесь биографией Левитана, очень советую прочитать оба эти произведения.

А начиналось всё замечательно. Девушки отдыхали на природе, проводя погожие дни на небольшом острове посреди озера, купаясь, загорая, поедая землянику, читая книги и болтая о своем, о девичьем. Левитан писал этюды, ловил рыбу и бродил с ружьем и своей собакой Вестой по лесам.

«С.П. была ласкова с нами, ходила в каких-то невероятных греческих хитонах, как мы смеялись, цвета «смеси тюльпана, апельсина, солнечного заката и преступной страсти» или в утрированно-васнецовских шушунах и по вечерам играла Бетховена, а мы с замиранием сердца слушали с террасы, залитой лунным светом, как с ним перекликались из сада соловьи, которые так поют, только когда вам девятнадцать лет…
Иногда к нам ездили соседи, иногда мы к ним…», – вспоминала Щепкина-Куперник

Исаак Левитан. Вечер. Дорога в лесу. Этюд. 1894. Картон, масло 10,8 x 17,5. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Вечер. Дорога в лесу. Этюд. 1894. Картон, масло 10,8 x 17,5. Государственная Третьяковская галерея

Ненастные дни подружки проводили в пристройке у пожилой хозяйки имения Екатерины Николаевны Ушаковой, слушая её увлекательные истории из прошлого, или читая книги из огромной старинной библиотеки.

Эта идиллия была нарушена в середине лета. В соседнее имение Горки, которое тоже расположено на озере Островно, приехала жена петербургского чиновника, сенатора и тайного советника Ивана Николаевича Турчанинова –Анна Николаевна с дочерьми. Они заехали познакомиться со знаменитым художником, после чего взаимные визиты участились. В своих воспоминаниях Щепкина-Куперник называла Анну Николаевну Турчанинову «настоящей петербургской кокеткой» со злым взглядом, «с подведенными глазами, с накрашенными губами, в изящных, корректных туалетах».

Анна Николаевна Турчанинова. Фотография из книги «Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография»
Анна Николаевна Турчанинова. Фотография из книги «Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография»

Думаю, во многом на неприязненное отношение девушки к прибывшей соседке повлияла её привязанность к Софье Кувшинниковой. Ведь, как она пишет дальше:

«И вот завязалась борьба… Мы, младшие, продолжали свою полудетскую жизнь, катались по озеру, пели, гуляли, а на наших глазах разыгрывалась драма. Левитан хмурился, все чаще пропадал со своей Вестой «на охоте», Софья Петровна ходила с пылающим лицом, а иногда и с заплаканными глазами… Нам было жаль ее, но с бессознательной жестокостью юности мы удивлялись, что в такие годы можно любить… и говорили пресерьезно, что, когда нам минет 40 лет, мы… или умрем, или уйдем в монастырь!»

Уже к концу июля «Все на свете» кончилось полной победой петербургской львицы и полным поражением бедной, искренней С.П
Софья Петровна вернулась домой к мужу и больше никогда не встречалась с Левитаном. Но при этом свои чувства к художнику она сохранила и оставила о нем очень добрые, теплые воспоминания.

1894 год. Имение Турчаниновых Горка

Левитан же после отъезда своей прежней возлюбленной перебрался в имение Горки. Это была очень красивая усадьба, построенная на южном берегу озера Островно. С двух сторон к ней примыкали берёзовые рощи, а с юга располагался сосновый бор. Был большой яблоневый сад, пруд, цветники, много хозяйственных построек и даже площадка для игры в лаун-теннис. Широкая акациевая аллея вела к озеру, где была устроена купальня с раздевалкой.

Исаак Левитан. Купальня. 1890-е. Холст на дереве, масло. 25 х 33. Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого
Исаак Левитан. Купальня. 1890-е. Холст на дереве, масло. 25 х 33. Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого

Надо признать, что усадьба сгорела в 20-е годы прошлого века. Как считают старожилы, её подожгли – это происходило после революции со многими господскими домами.
И мы даже не смогли попасть на место, где располагалось имение Горка – нет ни тропинки, а только высоченная трава. Хотя, возможно, местные и знают, как попасть в сосновый бор. Но пока мы находились в этих местах (на мосту речки Съежа) по дороге не проехало ни одной машины. Смогли только увидеть место, где находилась усадебная купальня –
«на полуострове, как называли местные, «на рогу»…».

Вид на полуостров, где была купальня усадьбы Горка. Фотография автора. 2024 год
Вид на полуостров, где была купальня усадьбы Горка. Фотография автора. 2024 год

1894 год. Цветочные натюрморты

Исаак Левитан, поселившись в усадьбе Горка, оказался окружен женским вниманием. За ним ухаживала не только Анна Николаевна, замужняя дама, которая была старше художника на четыре года, но и её три дочери: Варвара, Софья и Анна. Неудивительно, что, находясь в таком цветнике, Исаак Ильич создает свои волшебные цветочные натюрморты.

Исаак Левитан. Пионы. Середина 1890-х. Холст, масло. 49 х 60. Частное собрание
Исаак Левитан. Пионы. Середина 1890-х. Холст, масло. 49 х 60. Частное собрание

Обычно эти работы предназначались в подарок девушкам. Так на натюрморте «Розы» в углу картины стоит французская надпись «Сувенир».

Исаак Левитан. Розы. 1894. Картон, масло. 25 х 33,51. Плесский музей-заповедник. Мемориальный дом-музей И.И. Левитана
Исаак Левитан. Розы. 1894. Картон, масло. 25 х 33,51. Плесский музей-заповедник. Мемориальный дом-музей И.И. Левитана

И особенным очарованием наполнены натюрморты, выполненные в технике пастели. Бархатистая фактура пастели добавляла декоративности этюдам и делала цветы более живыми. Его натюрморты совершенно не похожи на «мёртвую натуру».

Исаак Левитан. Белая сирень. 1893-1895. Бумага, пастель. 61,5 x 53. Омский областной музей изобразительных искусств
Исаак Левитан. Белая сирень. 1893-1895. Бумага, пастель. 61,5 x 53. Омский областной музей изобразительных искусств
Исаак Левитан. Васильки. 1894. Картон тонированный, пастель, коричневый карандаш. 64,5 x 49,5. Частное собрание
Исаак Левитан. Васильки. 1894. Картон тонированный, пастель, коричневый карандаш. 64,5 x 49,5. Частное собрание

Картина «Васильки» была подарена старшей из сестер – Варваре, о чем свидетельствует подпись: «Сердечному, чудному человеку В.И. Турчаниновой – на добрую память».

Исаак Левитан. Колеус. 1894. 49 х 64. Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова, Уфа
Исаак Левитан. Колеус. 1894. 49 х 64. Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова, Уфа
Исаак Левитан. Иммортели (Натюрморт с бессмертниками). 1894. Бумага, пастель. 50 х 63. Израильский музей искусства и археологии, Иерусалим
Исаак Левитан. Иммортели (Натюрморт с бессмертниками). 1894. Бумага, пастель. 50 х 63. Израильский музей искусства и археологии, Иерусалим

Увлечение пастельной техникой Левитан переносит и на пейзажи, написанные в окрестностях имения, где он провел август и сентябрь 1894 года.

Исаак Левитан. Пейзаж с папоротником (В бору. Осень). 1894. Бумага, пастель. 62 x 48.  Частное собрание
Исаак Левитан. Пейзаж с папоротником (В бору. Осень). 1894. Бумага, пастель. 62 x 48. Частное собрание
Исаак Левитан. В лесу осенью. Бумага, пастель. 84×61.5. Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки
Исаак Левитан. В лесу осенью. Бумага, пастель. 84×61.5. Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки

1895 год. «Март»

В усадьбу Горка Исаак Ильич возвращается уже ранней весной следующего года. Именно здесь у стен усадебного дома в марте 1895 года всего за несколько сеансов он создаёт свой шедевр «Март», навсегда запечатлев хозяйскую лошадку Дианку.

Исаак Левитан. Март. 1895. Холст, масло. 61 x 76. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Март. 1895. Холст, масло. 61 x 76. Государственная Третьяковская галерея

Художник Витольд Бялыницкий-Бируля, поселившийся в начале ХХ века неподалёку на озере Удомле, побывал в 1914 году в имении Горка и оставил свои воспоминания в рассказе «Последние цветы Левитана»:

«Когда мы подошли к черному крыльцу дома, сердце мое дрогнуло от неожиданно представшей передо мной картины.
– Стойте, стойте, – проговорил я, – Мне знакомо это место. Правда, все здесь было в зимнем уборе, а бочка лежала на санях. Тот март у меня перед глазами…»

Для самого Левитана картина «Март», открывшая серию его жизнерадостных, «мажорных» произведений, стала символом новой жизни. Картина была полностью написана с натуры, без предварительных этюдов, с использованием импрессионистических приёмов.
В это же время художник написал ещё одну картину на тему ранней весны и уже в конце марта вернулся в Москву.

Исаак Левитан. Весна. Последний снег. Этюд для одноименной картины. 1895. Холст, масло. 25,5 x 33,3. Государственный Русский музей
Исаак Левитан. Весна. Последний снег. Этюд для одноименной картины. 1895. Холст, масло. 25,5 x 33,3. Государственный Русский музей
Исаак Левитан. Весна. Последний снег . 1895. Холст, масло. 49 x 51. Частное собрание
Исаак Левитан. Весна. Последний снег . 1895. Холст, масло. 49 x 51. Частное собрание

Начало лета 1895 года. Имение Горка, новая мастерская

Дело в том, что комнаты в усадебном доме были не такие большие, как в имении Островно, и работать над большими произведениями художнику было неудобно. Тогда в кратчайшие сроки специально для Левитана на берегу озера Островно, рядом с местом впадения в него реки Съежи, выстроили двухэтажный дом-мастерскую.

Мы нашли место, где река впадает в озеро, и можем лишь воображать, что где-то здесь стояло здание мастерской и вдоль берегов гулял художник.

-19
Место впадения реки Съежи в озеро Островно. Фотография автора. 2024 год
Место впадения реки Съежи в озеро Островно. Фотография автора. 2024 год
Озера Островно, вид со стороны реки Съежи. Фотография автора. 2024 год
Озера Островно, вид со стороны реки Съежи. Фотография автора. 2024 год

Мастерская сгорела ещё при Турчаниновых. Об этом мы узнаём от Витольда Бялыницкого-Бирули – художник вспоминает, как он встречался с младшей Анной в момент продажи имения.

«Берегом озера мы обогнули Горку, прошли по березовой аллее, также знакомой – написанной в лунную ночь с тенями на дорожке <…> Ближе к берегу, на высоком холме, чернели остатки сгоревшей, постройки.
– Вот здесь была мастерская Исаака Ильича с окном на север, – сказала Анна Ивановна. – Мама видела, что ему нужно писать большие картины, а комнаты у нас в доме небольшие, и она построила ему эту мастерскую», – Витольд Бялыницкий-Бируля, из рассказа «Последние цветы Левитана»

В начале 1895 года Левитан помирился со своим другом Антоном Павловичем Чеховым. Причиной их ссоры был рассказ «Попрыгунья», где Чехов довольно прозрачно описал отношения художника и Софьи Кувшинниковой. Но Левитан с ней расстался, и Татьяна Щепкина-Куперник, приехавшая в московскую мастерскую художника посмотреть тверские этюды, уговорила его отправиться вместе с ней в Мелихово к Марии Павловне, с которой она дружила. Левитан встретился с Чеховым и примирение состоялось. Возобновилась переписка.

И вот из письма художника от 4 мая 1895 года мы узнаём, что он вновь приехал в Горку, куда и приглашает писателя. Левитан снова начинает работать в окрестностях озера и в ближайшем лесу.

Исаак Левитан. Разлив. 1895. Бумага на картоне, пастель. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Разлив. 1895. Бумага на картоне, пастель. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Хмурый день. 1895. Бумага, пастель. 48 x 62. Государственный Русский музей
Исаак Левитан. Хмурый день. 1895. Бумага, пастель. 48 x 62. Государственный Русский музей
Исаак Левитан. Папоротники в лесу. 1895. Холст, масло. 82,2 x 126,2. Нижегородский государственный художественный музей
Исаак Левитан. Папоротники в лесу. 1895. Холст, масло. 82,2 x 126,2. Нижегородский государственный художественный музей

Середина лета 1895 года. Любовный треугольник, Чехов, чайка

Но спокойной плодотворной работы не получается. Ведь старшая дочь Анны Николаевны Варвара также влюбилась в Левитана.

Варвара Турчанинова
Варвара Турчанинова

А как было не влюбиться в знаменитого живописца.

«Очень интересное матово-бледное лицо, совершенно с веласкесовского портрета, слегка вьющиеся темные волосы, высокий лоб, «бархатные глаза», остроконечная бородка: семитический тип в его наиболее благородном выражении – арабско-испанском. <…> В своих бархатных рабочих куртках с открытым воротом он был очень красив и знал это, знал, что его наружность обращает на себя внимание, и невинно заботился о ней: повязывал каким-то особенным бантом широкий белый галстук и т. п», – так описывала внешность Левитана Татьяна Щепкина-в книге воспоминаний «Дни моей жизни»

Исаак Левитан. Фотография, 1890-е годы
Исаак Левитан. Фотография, 1890-е годы

На этот раз соперницами за сердце живописца стали тридцатидевятилетняя мать и её двадцатилетняя дочь. Левитан тяжело переживал это двусмысленное положение, был не в состоянии принять решение, вновь «захандрил». А когда Варя предложила ему тайно бежать, художник прибег к проверенному методу – «покончить жизнь самоубийством». 21 июня Левитан «стреляется», а 23-го пишет Чехову: «Ради Бога, если только возможно, приезжай ко мне хоть на несколько дней. Мне ужасно тяжело, как никогда».

А писатель не едет, и тогда уже Анна Николаевна отправляет ему телеграмму с просьбой приехать, где сообщает, что Левитан
«в минуту отчаяния пытался покончить с жизнью». Кстати, Варвару она отправила в Петербург к отцу.

Чехов приезжает. Это было в начале июля. Левитан, уже не ожидавший увидеть друга, встретил его с черной повязкой на голове. Художник срывает повязку, уходит на озеро, а возвращается с подстреленной чайкой. Близкие друзья хорошо знали подобные театральные жесты Левитана – это была не первая его «попытка самоубийства» и не первая напрасно убитая птица. Но Антон Павлович прекрасно понимал, что другу не обойтись без его поддержки. Он пробыл в Горке 3-5 дней.

Антон Павлович Чехов, Татьяна Щепкина-Куперник и Лидия Яворская. Фотография, 1894 год
Антон Павлович Чехов, Татьяна Щепкина-Куперник и Лидия Яворская. Фотография, 1894 год

В конце июля Левитан признался ему в письме: «Не знаю, почему, но те несколько дней, проведенных тобой у меня, были для меня самыми покойными днями за это лето». Все обитатели имения были очарованы Чеховым, а писатель почерпнул в этой истории сразу несколько сюжетов для своих произведений. Даже образ озера мы встретим в «Чайке» и в рассказе «Дом с мезонином». Когда читаешь эти произведения, то так и представляется усадьба Горка и её обитатели. Возможно, писатель вдохновлялся небольшой работой «Озеро Островно», подаренной ему Левитаном.

Исаак Левитан. Озеро Островно. 1895. Картон, масло. 25 x 29. Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»
Исаак Левитан. Озеро Островно. 1895. Картон, масло. 25 x 29. Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»

Август 1895 года. «Ненюфары»

После отъезда Чехова у Исаака Ильича приступы меланхолии сменялись неудержимой увлеченностью работой. Так в августе, он пишет Чехову: «К тому же, сверх ожиданий, я начал работать и работаю такой сюжет, который можно упустить. Я пишу цветущие лилии, которые уже к концу идут».

О том, как создавалась картина «Ненюфары» хорошо известно из рассказов Анны Ивановны. Четырнадцатилетняя Аня Турчанинова или Люлю, как называли ее в семье, была непосредственным свидетелем того, как художник работал над этим произведением.

«Мы снова прошли к озеру, остановились на берегу.
– Вот отсюда Исаак Ильич писал лилии. Мы приплывали с ним сюда на лодке. В последнее время у него совсем было плохо с сердцем. Грести он уже не мог, и мама посылала меня. Вы видели его большие этюды, написанные в упор? Вода и лилии.
Я сразу же вспомнил их. Разве можно забыть ту тихую гладь воды, сквозь которую просвечивает дно, и нежные белые лилии.
– Мы приплывали на лодке, опускали на дно камень на веревке, чтобы лодку не относило, и Исаак Ильич работал. Однажды мы приплыли сюда летней ночью. Исаак Ильич задумал написать картину «Лилии в белую ночь», и ему нужно было видеть их в освещении белой ночи. Я, как всегда, гребла. Веслом зацепила несколько лилий и поднесла их ему. Он взял одну и поцеловал. Я сказала, что лилии скоро завянут, а мне хотелось бы иметь их на память в своем альбоме.
Я вспомнил альбом Люлю с лилиями Левитана», – Витольд Бялыницкий-Бируля, из рассказа «Последние цветы Левитана»

Исаак Левитан. Ненюфары. Этюд для одноименной картины. 1895. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Ненюфары. Этюд для одноименной картины. 1895. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Ненюфары (Водяные лилии). Исаак Левитан, 1895. Холст, масло. 95 x 128. Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина
Исаак Левитан. Ненюфары (Водяные лилии). Исаак Левитан, 1895. Холст, масло. 95 x 128. Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина

Сделав на озере этюды, ещё много часов художник дописывал картину в московской мастерской и показал её на выставке Передвижников в 1896 году. Произведение вызвало восторженные отзывы: «Листы лилий, выписанные с такой восхитительной иллюзией, что некоторые зрители незаметно щупают картину. Это простой каприз, но славной кисти».
Ещё один шедевр, рожденный красотой Удомельской земли. И сейчас, если вы приедете сюда на озёра в середине лета, то обязательно встретите и лилии, и кувшинки, и необыкновенную красоту водной глади.

Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год
Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год
Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год
Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год
Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год
Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год

Кувшинки мы можем разглядеть в небольшом этюде «Озеро».

Исаак Левитан. Озеро. 1895. Бумага на холсте, масло. 13 x 18. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Озеро. 1895. Бумага на холсте, масло. 13 x 18. Государственная Третьяковская галерея

Этот мотив Исаак Ильич не раз повторял затем и в пастельных работах, и в этюдах при создании более позднего своего шедевра «Озеро».

Исаак Левитан. У озера. Летний вечер. Конец 1890-х. 50 x 66. Бумага серая, пастель. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. У озера. Летний вечер. Конец 1890-х. 50 x 66. Бумага серая, пастель. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Озеро. Этюд. 1898-1899. Холст, масло. 27 x 36,5. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Озеро. Этюд. 1898-1899. Холст, масло. 27 x 36,5. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Последние лучи. Озеро. 1898–1899. Бумага на картоне, масло. 17,6 x 26,2. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Последние лучи. Озеро. 1898–1899. Бумага на картоне, масло. 17,6 x 26,2. Государственная Третьяковская галерея

Обратите внимание на птичку в этюде «Последние лучи. Озеро». Уж не воспоминание ли это об убитой чайке? Тут надо сказать, что Левитан был очень сентиментальным и переживал за погибших животных. И по воспоминаниям местного охотника – помещика Николая Зворыкина –даже «прослезился» над застреленной уткой. На что Зворыкин ему сказал: «Исаак Ильич, уж надо выбирать, либо вы живописец, который жалеет всё живое и любуется им, либо охотник».

Исаак Левитан. Серый день. 1895. Холст, масло. 43 x 67. Смоленская художественная галерея
Исаак Левитан. Серый день. 1895. Холст, масло. 43 x 67. Смоленская художественная галерея

Ну а мы ещё полюбуемся современными видами озёр Удомельского района Тверской области и перейдем к рассказу о создании всем известного шедевра «Золотая осень».

Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год
Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год
Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год
Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год
Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год
Ф-6
Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год Ф-6

Начало осени 1895 года. «Золотая осень»

Совсем рядом с горкинской мастерской Исаак Ильич пишет этюд, по которому позже будет создана одна из самых знаменитых картин художника – «Золотая осень». По ней все мы писали в школе сочинение, её используют педагоги в детском саду на занятиях по развитию речи, её репродукции мы встретим не только в учебниках и книгах, но и на плакатах, открытках и марках. Настолько удачным оказался этот жизнерадостный образ осени. Ведь показано самое красивое её состояние – удивительное буйство красок: золотая листва деревьев, по-летнему яркое голубое небо и холодная гладь реки.

Исаак Левитан. Золотая осень. 1895. Холст, масло. 83,6 x 127,2. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Золотая осень. 1895. Холст, масло. 83,6 x 127,2. Государственная Третьяковская галерея

Как и во всех шедеврах Левитана здесь мы видим собирательный образ. «Протокольная правда никому не нужна. Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку», – говорил живописец.

Но тем не менее, все исследователи сходятся во мнении, что за основу этого произведения был взят этюд, написанный мастером на реке Съежа. И вот мы стоим на этом месте, где река впадает в озеро, и пытаемся найти тот самый вид, который вдохновил Левитана.

Вид на реку Съежа. Фотография автора. 2024 год
Вид на реку Съежа. Фотография автора. 2024 год
Вид на реку Съежа. Фотография автора. 2024 год
Вид на реку Съежа. Фотография автора. 2024 год
Вид на реку Съежа. Фотография автора. 2024 год
Вид на реку Съежа. Фотография автора. 2024 год
Вид на реку Съежа. Фотография автора. 2024 год
Вид на реку Съежа. Фотография автора. 2024 год

Из имения Горки в Москву Левитан вернулся в начале октября и, чувствуя себя одиноким, хотел отправиться в гости к своему учителю Василию Дмитриевичу Поленову. Но уже 13 ноября он пишет: «Совсем было собрался ехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, как вдруг, именно вдруг, меня страстно потянуло работать; увлёкся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста… Вместе с тем, как я стал работать, и нервы стали покойнее и мир стал не так ужасен». Художник писал «Золотую осень».

И сейчас невозможно поверить, что это произведение могло кому-то не понравиться. Картина демонстрировалась в феврале 1896 года на выставке Товарищества Передвижников, а в «Петербургской газете» появился фельетон:
«Охры доза пребольшая,
Кисти смелой в холст удар,
Вот и «Осень золотая»,
И «Музею – дар»

И только в мае с выставки в Москве картину приобрёл Павел Третьяков. За 700 рублей, что для художника, постоянно нуждавшегося в деньгах, было большой радостью.

Так пребывание Исаака Левитана на озёрах Удомельского края подарило нам сразу несколько живописных шедевров, а также замечательные литературные произведения.
И ещё хочу добавить, что места здесь очень вдохновляющие, и возникает желание вернуться сюда не один раз. Недаром многие художники поехали в эти края вслед за Левитаном. Про их произведения в моих следующих рассказах.

Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год
Озёра Удомельского района Тверской области. Фотография автора. 2024 год

С любовью, ваша Света В.

История создания картины «У омута» и о том, как мы искали это место на реке Тьма:

«В ней я весь, со всей своей психикой…», – Исаак Левитан о картине «Над вечным покоем». Рассказ из цикла «По следам знаменитых художников»

Другие мои публикации про Исаака Левитана:

Приглашаю вас в мой Телеграм-канал, где я всегда публикую анонсы моих статей и каждый день картину в поэтическом сопровождении

Света В Литературе и Искусстве