– Омут у нас находится, действительно, в Берново. Это правда.
– И его можно найти?
– Но, вы знаете, подойти к нему довольно сложно, так как современная территория – частная и там поставили так забор, что не пролезть, если только по речке.
Такой диалог у нас состоялся с экскурсоводом в Музее А.С. Пушкина в Берново. В тот момент мы ещё не понимали, что «по речке» – это не по берегу речки, а прямо по воде.
Но обо всем по порядку.
Напомню, что этим летом мы с семьей побывали в путешествии, которое назвали «По следам знаменитых художников». Мне хотелось посмотреть на места, вдохновлявшие живописцев, хоть немного прикоснуться к тому миру, который заставлял их браться за кисти. И этот рассказ об одном из приключений, ждавших нас в этой поездке.
История создания Исааком Левитаном картины «У омута»
Весной 1891 года Исаак Ильич Левитан (1860-1900) приехал в Тверскую губернию по приглашению Лики Мизиновой. Лидия Стахиевна Мизинова (1870-1937) преподавала вместе с Марией Павловной Чеховой в гимназии Ржевской, дружила со всей семьей Чеховых. А поскольку по воспоминаниям её подруги Татьяны Щепкиной-Куперник «Лика была девушкой необыкновенной красоты. Настоящая «Царевна-Лебедь» из русских сказок», ею были очарованы и Левитан, и братья Чеховы, а Антон Павлович даже хотел на ней жениться. Но этого, как известно, не случилось.
Дедом Лики был Александр Тихонович Юргенев, дом которого был перевезен из деревни Подсосонье в музей в Берново. Со слов экскурсовода, Левитан бывал в этом доме в гостях.
А детство Лики проходило также рядом с Берново в имении её тети Серафимы Александровны Панафидиной. Вот сюда, в Курово-Покровское, она и позвала Левитана поработать на природе.
Художник приехал с Софьей Петровной Кувшинниковой (1847-1907) и поселился в небольшой деревеньке Затишье, рядом с имением Курово-Покровское. Отсюда он пишет Антону Павловичу Чехову 29 мая 1891 года:
«Пишу тебе из того очаровательного уголка земли, где все, начиная с воздуха и кончая, прости господи, последней что ни на есть букашкой на земле, проникнуто ею, ею божественной Ликой!
Ее еще пока нет, но она будет здесь, ибо она любит не тебя, белобрысого, а меня, волканического брюнета, и приедет только туда, где я. Больно тебе все это читать, но из любви к правде я не мог этого скрыть.
Поселились мы в Тверской губернии вблизи усадьбы Панафидина, дяди Лики, и, говоря по совести, выбрал я место не совсем удачно. В первый мой приезд сюда мне все показалось здесь очень милым, а теперь совершенно обратное, хожу и удивляюсь, как могло мне все это понравиться. Сплошной я психопат!»
Надо сказать, что переписка друзей полна самоиронии и добрым взаимным подшучиванием.
Из следующего письма, датированного июнем 1991 года, узнаем, что Лика всё же приехала и Левитан нашел «довольно интересные мотивы»:
«С переменой погоды стало здесь интересней, явились довольно интересные мотивы. В предыдущие мрачные дни, когда охотно сиделось дома, я внимательно прочел еще раз твои «Пестрые рассказы» и «В сумерках», и ты поразил меня как пейзажист. Я не говорю о массе очень интересных мыслей, но пейзажи в них это верх совершенства, например, в рассказе «Счастье» картины степи, курганов, овец поразительны. Я вчера прочел этот рассказ вслух Софье Петровне и Лике, и они обе были в восторге. Замечаешь, какой я великодушный, читаю твои рассказы Лике и восторгаюсь! Вот где настоящая добродетель!»
А заинтересовала его речка Тьма и вид омута недалеко от старой развалившейся мельницы. Когда художник стал делать карандашный набросок, ему рассказали легенду про этот омут.
По одной из версий, он услышал рассказ от местных жителей, по другой – историю ему поведала баронесса Вульф, чьё имение и располагалось рядом с Берново и где сейчас находится музей.
По преданию, у прадеда баронессы был крепостной, который влюбился в дочь мельника Наташу, и их любовь была взаимной. Но барину это не понравилось, и он отправил влюбленного юношу в солдаты. А Наташа не вынесла разлуки и утопилась.
Более того Левитану стало известно, что эта легенда вдохновила Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) на создание поэмы «Русалка». Правда, у Пушкина река Тьма превратилась в Днепр, а крепостной в князя, вынужденного жениться на другой. Но девушка всё же утопилась:
Александр Пушкин
Русалка (отрывок)
По камушкам по желтому песочку
Пробегала быстрая речка,
В быстрой речке гуляют две рыбки,
Две рыбки, две малые плотицы.
А слышала ль ты, рыбка-сестрица,
Про вести-то наши, про речные?
Как вечор у нас красна девица топилась,
Утопая, мила друга проклинала.
А Александр Сергеевич не раз гостил в этих местах: останавливался он в имении Малинники у Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф, своей соседки по Тригорскому.
Сейчас на месте дома в усадьбе Малинники, где останавливался Пушкин, –остатки фундамента.
Но и в усадьбе Берново Пушкин тоже бывал. Здесь в имении своего деда воспитывалась Анечка Полторацкая, будущая Анна Петровна Керн.
Когда поэт оставался погостить на два-три дня в Берново, ему выделяли комнату на втором этаже, с балконом и с видом на пруд.
И вот Левитан, узнав о том, что понравившийся ему пейзаж вдохновил Пушкина, что вероятно поэт бывал возле этой старой мельницы, загорелся идеей написать большую картину.
Надежда Сергеевна Шер (1890-1976) в своей книге «Рассказы о русских художниках» так описывает эти события:
«Левитана взволновал рассказ. Он еще долго ходил один у плотины – все не мог отрешиться от тревожного чувства. На следующий день он снова вернулся к старой мельнице. Как-то сама собою возникла мысль о картине. Но ходить из имения на мельницу с большим подрамником было трудно. И вот целую неделю каждое утро он и Кувшинникова усаживались в тележку. Левитан на козлы, Софья Петровна на заднее сиденье, и везли подрамник на мельницу. К вечеру так же возвращались обратно»
Осенью, когда Кувшинникова уехала, семья Панафидиных предложила художнику перебраться к ним в усадьбу, где отвела ему под мастерскую большой светлый зал.
«Панафидины любили и ценили Левитана-художника, бережно относились к нему, оберегали его рабочие часы…», – пишет Надежда Шер.
Это подтверждает и биограф художника Иван Евдокимов:
«За художником благородно и бескорыстно ухаживал весь дом. Исаак Ильич не остался в долгу. Он написал во весь рост портрет хозяина Николая Павловича Панафидина и подарил этому симпатичному трогательному человеку. Портрет был не в жанре Левитана, труден, непривычен, – и художник потратил много труда, чтобы сделать всё-таки отличный портрет».
Завершал же картину «У омута» Левитан уже в Москве в начале 1892 года. Впервые работа была представлена публике на 20-й выставке передвижников в 1892 году.
Поиски омута на реке Тьма
И вот мы отправляемся на речку Тьма искать тот самый омут. Как и предупреждали нас в музее, «язык до мельницы доведет». Надо признать, что берновцы прекрасно знают о существовании «левитановского омута». У спуска к плотине, где раньше была мельница, даже установлена плита, на которой полустёршиеся строчки рассказывают о том, чем примечательно это место.
Погода была жаркая, и у плотины купалось много ребятишек. Их бабушки нам с удовольствием рассказали, что прекрасно знают про место, где работал Левитан над картиной, но сейчас этот омут за двумя заборами и по берегу туда не пройти – там ведь ёлок насажали.
Мы с надеждой стали вглядываться в реку. И местные жительницы нас успокоили: «Да, тут не глубоко, дойдете».
Название речки, конечно, навевало некоторые опасения, но мы с мужем всё же решились: переоделись в шорты, взяли покрепче телефон и в путь. Самое глубокое место оказалось в начале пути и мне пришлось идти на носочках, чтобы не измочиться.
А дальше было не выше колена, но… всё дно в очень скользких камнях. Если бы мы не обули сланцы, идти было бы невозможно. Утопиться теперь здесь очень проблематично, а вот утопить телефон вполне.
Шли мы довольно долго (по крайней мере нам так показалось), не торопясь:))) и высматривая похожий лесной пейзаж.
И вот течение речки значительно ускорилось – из-за уступов и большого количества камней образовалась речная быстрина.
По краю обошли быстрину, ещё немного и сквозь заросли уже открывается вид на омут.
И вот он – омут Исаака Левитана. Мостика здесь уже давно нет. Да и выйти на заросший берег, чтобы сделать фотографию, похожую на картину, практически невозможно.
И всё же мы его нашли! И ничего зловещего в нем нет. Не то, что у Пушкина:
Александр Пушкин
Русалка (отрывок)
Князь
Знакомые, печальные места!
Я узнаю окрестные предметы —
Вот мельница! Она уж развалилась;
Веселый шум ее колес умолкнул;
Стал жернов — видно, умер и старик.
Дочь бедную оплакал он недолго.
Тропинка тут вилась — она заглохла,
Давно-давно сюда никто не ходит;
Тут садик был с забором, неужели
Разросся он кудрявой этой рощей?
Ах, вот и дуб заветный, здесь она,
Обняв меня, поникла и умолкла...
Возможно ли?..
/Идет к деревьям, листья сыплются./
Что это значит? листья,
Поблекнув, вдруг свернулися и с шумом
Посыпались как пепел на меня.
Передо мной стоит он гол и черен,
Как дерево проклятое.
…
Возвращаться было значительно веселее.
Теперь, когда я буду стоять перед картиной «У омута» в зале Исаака Левитана в Третьяковской галерее, она уже не будет казаться мне такой мрачной, ведь у неё больше нет от меня тайн.
С любовью, ваша Света В.
Другие мои рассказы про Исаака Левитана:
Приглашаю вас в мой Телеграм-канал, где я всегда публикую анонсы моих статей и много ещё всего интересного